Создание Дорожного фонда не улучшит качество ремонта дорог

744 2016-10-12 07:19:00



Законодатели озаботились реформированием системы ремонта автомобильных дорог Украины. На прошлой неделе Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект № 4014а о внесении изменений в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», предполагающий усовершенствование механизма финансирования дорожной отрасли и законопроект № 4015а, который вносит соответствующие изменения в Бюджетный кодекс, пишет портал «ДЕЛО».

Кроме того, депутаты поддержали направление обоих документов на подготовку ко второму чтению по сокращенной процедуре. «Сегодняшнее первое голосование – сигнальное, но я верю, что окончательное голосование состоится во время инфраструктурного дня в парламенте, который запланирован на конец октября этого года. И мы с 1 января 2017 года получим ту систему, о которой мечтали», – прокомментировал ситуацию Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины.

Похоже, министр сильно поспешил с датой резкого улучшения подходов к строительству автодорог. Или представления министерства об идеальной системе дорожного управления сильно отличаются от ожиданий автомобилистов, для которых главное – качество и безопасность.

Без контроля качества упомянутые законопроекты не приблизят к этим параметрам украинские дороги.

Финансовая перезагрузка

В документе № 4014а говорится о создании Дорожного фонда в составе специального фонда государственного бюджета. Если этот законопроект будет принят во втором чтении и его подпишет президент, объем финансирования строительства и ремонта дорог, по самым скромным оценкам, увеличится до 40 млрд грн.

Для сравнения: в этом году дорожная отрасль получила около 20 млрд грн – рекордная сумма, которую когда-либо получали дорожники.

Нардепы поддержали создание Дорожного фонда

В соответствии с законопроектом № 4015а распределяться деньги Дорожного фонда будут так:

62 % – на финансирование строительства, реконструкцию и содержание автомобильных дорог государственного значения;
35 % – на погашение кредитных обязательств дорожников, а также на ремонт, содержание и строительство дорог местного значения;
3 % – на финансирование мероприятий и обеспечение безопасности дорожного движения.

Наполнять Дорфонд будут акцизные налоги на нефтепродукты (как производимые в Украине, так и импортируемые) и импортируемые транспортные средства, сбор денег с габаритных машин с перегрузом и (если в Украину придут инвесторы) концессионные платежи с автодорог.

«Сейчас эти средства расходуются нецелевым образом. Наша задача – начать полномасштабные инфраструктурные проекты, и Дорожный фонд это позволит сделать, начиная уже с 2017 года», – отметил нардеп Ярослав Дубневич, один из разработчиков и главных лоббистов законопроектов № 4014а и № 4015а, за день до голосования в ВР.

В первые два года в Фонд пойдет 75 % перечисленных выше налогов и сборов, а с 2019 года – 100 %.

По подсчетам Романа Хмиля, экс-главы департамента автотранспорта МИУ, для того чтобы отремонтировать то, что есть, нужно около 1 трлн гривен.

По данным МИУ, только с целевых акцизов, которые являются ключевыми, в Украине ежегодно собираются около 35-40 млрд грн. «Но, если рынок нефтепродуктов вывести из тени, это сумму можно увеличить еще на 30-40 %», – добавляет Хмиль.

В идеале каждый год на ремонты может быть направлено около 50 млрд грн. При условии поддержания такого уровня финансирования отремонтировать все украинские дороги можно за 20 лет.

Цены на материалы для ремонта дорог неоправданно завышают

Дорожная раздача

Сейчас в Украине около 170 тыс. км дорог государственного и местного значения, из которых почти 90 % нужно реконструировать и ремонтировать. Протяженность дорог местного значения около 120 тыс. км, дорог государственного значения – около 50 тыс. км.

Анонсированная еще в 2015 году реформа «Укравтодора» предполагает его разделение и передачу дорог местного значения на баланс местным властям.

Это одна из основ реформирования дорожной отрасли.

«Передача местных дорог сведет уровень коррупции к минимуму, так как претензии по качеству дорог люди будут направлять не безликой Службе автомобильных дорог, а конкретным персоналиям – представителям местной власти. И если свою работу они будут плохо делать, за них на следующих выборах никто не проголосует», – рассуждает Роман Хмиль.

Эту инициативу приветствуют местные власти. В беседе они не раз сетовали, что не имеют права ремонтировать за свой счет местные дороги – для них это нецелевое использование средств.

«Мы бы хотели отремонтировать 7 км дороги, которая ведет к нашему селу за свой сет – мы можем себе это позволить. Но для этого «Укравтодор» должен передать этот участок нам на баланс, но там не торопятся это делать – я уже сотни писем в десятки инстанций написал», – рассказал Николай Поляк, мэр села Поляница (ГК «Буковель»).

«Местные власти готовы взять такие дороги, так как сейчас они просто не имеют право вкладывать деньги в дороги, которые им не принадлежат!» – соглашается Александр Беленький, председатель Полтавского облсовета.

Но есть нюанс: о передаче дорог местного значения на баланс местных властей в упомянутых законопроектах речь не идет.

Три моста будет восстановлено в Донецкой области до конца года

В разделе МИУ, посвященному глобальным переменам в отрасли, числится реформа службы автомобильных дорог «Укравтодор», одним из пунктов которой является передача дорог местного значения от Службы местным властям. Дедлайн по выполнению этой задачи закончился еще в апреле этого года. По состоянию на текущий момент – в МИУ успели только провести опись всех дорог и сегментировать их. То есть, сделали около 1,3 % от необходимого.

Главный документ – проект Закона Украины № 0954, который предполагает такую передачу дорог, был принят в первом чтении летом прошлого года. Но на каком он этапе сейчас и когда планируется его вынесение на повторное голосование – неизвестно.

В «Укравтодоре» сказали, что не рассчитывают на принятие законопроекта в этом году.

Это значит, что в случае принятия только законопроектов о создании Дорожного фонда (№ 4014а и № 4015а), «Укравтодор» попросту получит больше денег.

Плохие традиции

В таком свете диспропорция в распределении средств по дорогам государственного и местного значения выглядит довольно странно. Легко подсчитать: если бюджет Фонда составит около 40 млрд грн, то на дороги государственного значения пойдет 24,8 млрд грн. А регионального – около 14 млрд грн, хотя их протяженность почти в два раза больше, а состояние – в разы хуже. Некоторые пути местного значения не видели капремонта 45-50 лет (по нормативам его нужно проводить каждые 12 лет), и едва ли могут претендовать на звание «дорога». Сейчас – это больше направления.

«На дороги государственного значения нужно больше денег – они рассчитаны на ось машины 11 тонн, а значит, покрытие дороги должно быть в три раза толще, чем дороги местного значения, поверхность которой рассчитана на ось 6 тонн», – объясняет Роман Хмиль.

Есть и еще один нюанс – в эти 14 млрд грн, которые должны получить местные дороги, заложены и выплаты по долговым обязательствам «Укравтодора». Как сообщали в этой организации, по состоянию на начало 2015 года, кредитный портфель Государственного агентства автомобильных дорог Украины составлял около 2,7 млрд долларов. Значительную часть этой суммы нужно погасить в ближайшие несколько лет. А ведь есть еще валютные риски – кредиты привлекались в долларах и евро.

При таком подходе местные дороги вскоре могут окончательно исчезнуть. Ведь, несмотря на ограничения, ими пользуются габаритные авто. И это не единичные случаи, так как к части терминалов, сортировочных центров, складов и прочим объектам логистики – они единственный путь.

К тому же в последнее время на дорогах государственного значения ужесточили весовой контроль и начали ставить габаритно-весовые комплексы. Перевозчики стали объезжать контрольные пункты по дорогам местного значения.

Украинские дороги в пятерке худших в мире

Проконтролировать этот вопрос могли бы местные власти, но лишь в том случае, если бы они отвечали за эти дороги, а пока у них не будет ни полномочий, ни желания осуществлять такой контроль.

«Передавать дороги на баланс местным властям невыгодно. Качественный ремонт должен выдерживать нормативный срок – 5 лет – и местные власти заинтересованы, чтобы такие сроки выдерживались, а служба автомобильных дорог – нет. Ей намного интереснее проводить и заказывать ремонт каждую весну», – считает Григорий Степанский, президент АО «Укртранскор», которое занимается проектированием дорог.

По его мнению, Дорожный фонд создают лишь только для того, чтобы увеличить объем финансирования дорожных работ, а вот контролировать их качество – не будут.

В пользу такого мнения говорят возникшие сложности с осуществлением независимого контроля качества дорожных работ. По данным МИУ, ужесточение таких проверок – это третий этап предполагаемого реформирования «Укравтодора», который выполнен только на 0,4 %. В рамках него планируется разделить функции заказчика, исполнителя и контролера работ. Проверку качества дорожных работ должны доверить независимым инженерам-консультантам.

Но пока такой контроль остается прерогативой ГП «Дорцентр», подконтрольной «Укравтодору» организации, конкурсы на привлечение международных аудиторов отменяют.

По мнению правительства, в помощь борьбе с коррупцией будет система электронных госзакупок в Prozzoro. Но в этом тоже сильно сомневаются эксперты. Prozzoro никоим образом не мешает воровать деньги на строительстве дорог, если заказчик и его «намоленный» подрядчик вступили в сговор с целью наживы», – говорит Юрий Николов, главный редактор медиаресурса «Наші Гроші», специализирующегося на изучении тендерной документации госзакупок.

Источник: delo.ua
Фото: 112.ua

Интересные новости:
12.10.2016
2005
В первый месяц осени средняя цена квадратного метра в строящихся домах Киева составила 22,5 тыс. гри...
12.10.2016
1751
Одобрен законопроект, в котором прописано поэтапное снижение уровня кредиторской задолженности за по...
11.10.2016
2196
В настоящий момент проект находится на согласовании в министерстве энергетики и угольной промышленно...