Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.253 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.563 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.253 |
EUR | 43.370 | 44.039 | 43.563 |
Правительству необходимо как можно быстрее определиться с будущей структурой генерации в Украине. В противном случае страна рискует получить несбалансированную энергосистему с чрезмерной ценовой нагрузкой на карманы потребителей
Правительству необходимо как можно быстрее определиться с будущей структурой генерации в Украине, а также выяснить, какую цену готовы заплатить граждане за наращивание возобновляемых источников (ВИЭ). В противном случае страна рискует получить несбалансированную энергосистему с чрезмерной ценовой нагрузкой на карманы потребителей.
Сбалансированность энергосистемы как фактор энергобезопасности. Вопреки риторике многочисленных депутатов и экспертов, энергетическая безопасность страны зависит не только от конфликта с Россией и строительства «Северного потока-2». Для украинских абонентов уровень энергетической безопасности определяется прежде всего сотнями обесточенных сел из-за порывов ветра, возможностью или невозможностью беспрепятственного доступа к сети, а также суммами в платежках. Именно низовой потребительский уровень в конце «пищевой энергетической пирамиды» выступает ключевым индикатором, который определяет эффективность государственной политики в энергетической отрасли. Любые проявления популизма, непрофессионализма или коррупционных действий со стороны правительственных чиновников оседают в конечном итоге в тарифе на киловатт-час.
Энергосистема – это сбалансированный комплекс, который может существовать только в условиях одномоментной выработки и потребления электричества. Такая технологическая особенность отрасли вынуждает искать наиболее оптимальные соотношения между различными видами генерации с целью максимально надежного и доступного по цене энергообеспечения потребителя. Во главу угла при выборе той или иной структуры генерации ставятся также факторы экологического, ресурсного и социального характера. При этом важно соблюсти сбалансированность интересов различных участников процесса по всей технологической цепочке производства и использования электроэнергии.
То есть, если Украина вслед за странами ЕС выбрала в качестве приоритета ускоренное развитие возобновляемой энергетики, следует ответить на следующие вопросы:
1. За счет каких других видов генерации будет осуществляться наращивание ВИЭ?
2. Какие новые мощности в качестве маневренных будут использоваться для регулирования энергосистемы?
3. В какую цену для потребителя обернется выбор в пользу приоритетного развития, кроме «зеленого», также атомного, угольного или газового сценариев?
4. Где тот тарифный предел, который позволит обезопасить национальную экономику от потери конкурентоспособности, а население – от энергетической бедности?
Строительный бум в возобновляемой энергетике стартовал. Безусловно, ответы на перечисленные вопросы лежат скорее в компетенции Минэнергоугля, а также Минэкономики, которое вначале должно разработать план экономического развития страны. И пока никаких конкретизированных ответов со стороны главного энергетического ведомства страны не поступало.
Изначально планы Украины по развитию ВИЭ были продиктованы скорее внешним политическим давлением и не содержали каких-либо экономических расчетов или тарифных оценок.
Вначале Киев принял решение о доведении возобновляемых источников в общей структуре энергопотребления в стране до 11 % к 2020 году в качестве обязательств перед Европейским энергетическим сообществом. Затем этот показатель был закреплен в Национальном плане действий по возобновляемой энергетике до 2020 года.
В свою очередь Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года предусматривает доведение доли ВИЭ в общей первичной поставке энергии до 12 % к 2025-му и до 25 % – к 2035 году. Это включая крупные гидроэлектростанции. Без них общая мощность ВИЭ, по замыслу авторов стратегии, должна составить к 2025 году всего лишь 5000 МВт. Однако подобная цифра выглядит заниженной.
Исходя из более свежих прогнозов НЭК «Укрэнерго», только к концу 2019 года мощность построенных ВИЭ уже может достигнуть 3000 МВт, а к концу 2020 года – 4500 МВт.
По информации НЭК, на сегодняшний день компанией выдано технических условий и договоров на присоединение к сети для объектов «зеленой» генерации мощностью более 7500 МВт. На подходе еще 2000 МВт.
Со стороны Укрэнерго как системного оператора вполне уместно в этой ситуации задаться вопросом, к чему приведет строительный «зеленый» бум?
Сценарии развития энергосистемы. 3 апреля и. о. гендиректора НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук выступил с презентацией трех вероятностных сценариев развития энергосистемы вследствие стремительного наращивания мощностей ВИЭ.
Расчеты НЭК базировались на допущении, что к 2025 году в эксплуатации будут находиться условные 7500 МВт ветряных и солнечных станций (по количеству уже выданных разрешений на строительство) при прогнозном росте энергопотребления в стране на 1 % в год. Также в анализ было заложено возможное 30 %-ное отклонение производства электроэнергии на ВИЭ от плановых графиков. Солнечные и ветряные станции с точки зрения стабильности энергопоставок – объекты крайне ненадежные. В настоящее время отклонения их нагрузок от плановых графиков на протяжении суток составляют 450 МВт при установленной мощности 1217 МВт. Это вызвано объективными климатическими факторами, а также плохими возможностями их прогнозирования в украинской энергосистеме.
В будущем конкурентном энергорынке вся электроэнергия ВИЭ подлежит обязательной гарантированной закупке Гарантированным покупателем, который будет создан на базе нынешнего ГП «Энергорынок». Это означает, что ВИЭ в ходе наращивания своей мощности будут вытеснять из эксплуатации другие виды генерации, а также требовать параллельного ввода маневренных мощностей с целью балансирования энергосистемы.
Остается вопрос, кого вытесняем и чем маневрируем?
Сценарий первый, плохой: увеличение доли «зеленой» генерации в рынке сопровождается поэтапной остановкой атомных энергоблоков и увеличением доли ТЭС, как маневренных мощностей. Этот сценарий в Укрэнерго назвали зелено-угольным парадоксом. Возникает алогизм: с целью наращивания производства экологически чистой энергии и декарбонизации, страна параллельно увеличивает долю угольной генерации.
Для потребителя такой вариант развития обойдется увеличением цены киловатт-часа на 63 копейки, или на 57,7 % к действующему уровню.
Сценарий второй, хороший: Украина не снижает выработку на АЭС, а наращивание ВИЭ происходит за счет вытеснения угольных ТЭС. При этом регулирование энергосистемы будет происходить за счет ввода новых современных маневренных мощностей: газопоршневых электростанций мощностью 2 тыс. МВт и аккумуляторов 500 МВт.
При этом сценарии стоимость электричества для потребителя увеличивается на 53,2 коп. за 1 кВт-час, или на 48,7 %.
Сценарий третий, самый плохой: никто не ограничивает ни АЭС, ни ТЭС, и не вводит никаких новых маневренных мощностей. Балансирование энергосистемы в этом случае достигается за счет снижения в рынке продукции самих ВИЭ. То есть ветряки и солнечные батареи будут просто отключать от сети до того минимального уровня, который позволяет регулировать энергосистему при существующих маневренных возможностях.
Очевидно, что из всех трех перечисленных сценариев именно этот выглядит наиболее абсурдным и дорогим, а именно: страна сооружает ВЭС и СЭС для того, чтобы потом их остановить. Проблема также в том, что, согласно условиям рынка, оператор обязан компенсировать «зеленой» генерации стоимость всей электроэнергии, которая не была закуплена в силу ограничений ВИЭ.
Для потребителя такое удовольствие обойдется повышением цены киловатт-часа на 1 грн. 08 коп., или на 99,2 % к действующему уровню.
Что рекомендуют эксперты? Исходя из описанной выше картины, отраслевые эксперты приходят к следующему выводу: государство безусловно вправе создавать привилегированные условия для приоритетного развития тех или иных подвидов генерации. В данном случае речь идет о «зеленой» энергетике. Никто в Украине против ускоренного развития возобновляемых источников, собственно, и не возражает. Все только за. Однако, как уже упоминалось, развитие ВИЭ не должно происходить исключительно ради развития самих ВИЭ. Важно учесть последствия «зеленого» бума для всех заинтересованных участников.
В частности, на сегодня в украинской энергетике возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, Укрэнерго не имеет права отказать в выдаче технических условий и договоров на присоединение объектов «зеленой» генерации любому инвестору. С другой же – государство обязано гарантированно закупать электричество всех ВИЭ без исключения, которые находятся вне конкуренции.
На сегодня выдано ТУ и договоров на 7500 МВт. Завтра их будет 9500 МВт, послезавтра и того больше. Для сравнения: пик энергопотребления прошедшей зимой составил 23 500 МВт. При этом, как известно, «зеленые» тарифы в Украине являются самыми высокими в Европе и существенно превышают внутренние цены других видов генерации. Возникает закономерный вопрос: что будет дальше?
По мнению независимых экспертов, в этой связи необходимо:
Просчитать экономику процесса, а также максимально возможный ценовой предел для украинского потребителя. В противном случае возникает угроза потери эластичности спроса на электроэнергию со всеми вытекающими последствиями для национальной экономики.
Смоделировать в условиях наращивания доли возобновляемых источников наиболее оптимальную структуру генерирующих мощностей с учетом экономических, технологических и социальных факторов.
Рассмотреть возможность поэтапного ограничения гарантированных тарифных условий для ВИЭ. Возможно, цену электричества при проведении будущих аукционов на сооружение СЭС и ВЭС следует устанавливать не на 15 лет, а только на период возврата инвестиций. Тем более что себестоимость производства электричества возобновляемыми источниками постоянно снижается.
Упразднить практику законодательного утверждения тарифов для «зеленой» генерации на парламентском уровне и делегировать соответствующие полномочия НКРЭКУ. Повторение ситуации, когда Верховная Рада устанавливает цены для ВИЭ на долгосрочный период в условиях динамично изменяющихся технологических возможностей в энергетической отрасли является мало приемлемым.
Изучить перспективы возможного поэтапного перевода ВИЭ на общие конкурентные условия в украинском энергорынке.
Безусловно, все перечисленное не относится к тем инвесторам в «зеленую» энергетику, которые уже работают по действующим правилам.
Источник: Mind
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.