РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 39.397 EUR: 42.336
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 39.397
EUR 40.000 41.000 42.336
USD 39.280 39.830 39.397
EUR 42.300 42.900 42.336
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

Почему производство стали упало до исторического минимума

Представители меткомбинатов и профильных ассоциаций перечислили болевые точки отрасли и возможные методы их лечения

1485 10.04.2018 в 07:48



В 2017 году в Украине было произведено 21 млн тонн стали. Это исторический минимум за весь период существования страны. Даже в 1995-1996 годах, самых кризисных для экономики, выплавка стали составляла 22 млн тонн в год.

Что повлияло на падение производства? По данным «Укрметаллургпрома», в 2017 году и в начале 2018 года на отрасль влияют пять основных факторов:

1. Блокада неконтролируемой территории и, как следствие, потеря предприятий на ней.

2. Сложности с инфраструктурой внутри страны – нехватка вагонов и локомотивов, недостаточная пропускная способность железной дороги по направлению на Мариуполь и в одесских портах.

3. Колебание цен на металлопродукцию и железорудный концентрат (ЖРС) в связи с глобальными избыточными мощностями.

4. Кадровый дефицит – квалифицированные специалисты уезжают работать в страны Евросоюза.

5. Защитные меры США в отношении стальной продукции и Евросоюза в отношении горячекатного рулона.

Совокупность этих факторов привела к падению объемов производства в 2017 году. Правда, за счет роста цен на ЖРС на мировых рынках, экономика страны не ощутила этот спад.

В прошлом году валютная выручка от экспорта продукции горно-металлургического комплекса (ГМК) выросла по сравнению с 2016 годом.

Как увеличить производство металлургической продукции? Представители меткомбинатов и профильных ассоциаций перечислили болевые точки отрасли и возможные методы их лечения.

Устранение дефицита металлолома

Лом черных металлов – сырье, без которого не могут работать электрометаллургические заводы. Для обычных меткомбинатов металлолом существенно удешевляет производство продукции.

Каждый год объемы заготовки лома в Украине снижаются. Сейчас объемы заготовки, которые в 2017 году составили чуть более 3 млн тонн, едва покрывают потребности украинской металлургии. Всего она потребляет около 3,5 млн тонн лома в год.

Несмотря на экспортную пошлину на металлолом в размере 30 евро с тонны, которая действует с 2016 года, украинский лом продолжает продаваться за рубеж.

Более 45 % экспорта украинского лома в 2017 году составили поставки на Молдавский металлургический завод (ММЗ), который находится в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР).

Закупку дорогого сырья ММЗ может позволить за счет низкой стоимости электроэнергии, которую он получает с Молдавской ГРЭС, входящий в российскую энергокомпанию «Интер-РАО».

«Мы спокойно наблюдаем, как около 45 тыс. тонн лома ежемесячно уходит на ММЗ. Это предприятие, которые получает по льготным тарифам электроэнергию и прочие ресурсы, оно субсидируется Российской Федерацией. В то же время наши предприятия вынуждены искать, куда продать заготовку на отдаленных рынках», – говорит менеджер по логистике «Метинвест Холднг» Сергей Скорбун.

Чтобы решить проблему с дефицитом лома, представители отрасли предлагают три меры.

Импорт металлопроката в Украину растет, металлурги требуют антидемпинга

Увеличение пошлины на экспорт лома до 42 евро и ее продление на три года. Соответствующий законопроект №8226 зарегистрирован членами Комитета Верховной рады по промышленной политике.

Принятие закона №7497 «О детенизации рынка металлургического сырья», направленный на устранение правовых коллизий, которые делают невозможной легальную работу по заготовке лома. По словам директора по корпоративным отношениям «Интерпайп» Дмитрия Кисилевского, около 70 % рынка заготовки лома сейчас находится в тени.

Отмена налога на добавленную стоимость (НДС) на операции с металлоломом на постоянной основе. В Украине НДС при операциях с ломом был отменен еще в январе 2011 года постановлением Кабмина №15. Каждые два года правительство продлевает эту норму. Очередной период ее действия заканчивается 1 января 2019 года.

Упорядочивание тарифов на грузоперевозки

Металлургические предприятия настаивают на дальнейшем снижении портовых сборов и не повышении тарифов «Укрзализныци» на перевозку грузов.

С 2018 года Кабмин снизил портовые сборы на 20 %. Не смотря на это, стоимость судозахода в украинские порты остается одной из самых дорогих в мире.

По словам президента «Укрметаллургпрома» Александра Каленкова, портовые сборы нужно снижать и дальше – еще на 50 % от существующих ставок тарифов.

Кроме того, металлургические компании волнует, что средства, собранные Администрацией морских портов и «Укрзализныцей» с грузовладельцев не идут на развитие инфраструктуры – работы по дноуглублению в портах, или закупку железнодорожных вагонов.

Из средств, собранных за обслуживание грузов в морских портах, планируется субсидирование речной инфраструктуры, которую лоббирует зерновая корпорация «Нибулон» Алексея Вадатурского.

В то же время за счет тарифов на грузовые перевозки «Укрзализныця» датирует убыточные пассажирское железнодорожное сообщение – особенно пригородными поездами.

Металлургические компании поддерживают идею министра инфраструктуры Владимира Омеляна о создании Национального регулятора в сфере транспортных услуг. Этот орган должен разработать методологию, на основе которой упорядочить портовые сборы и железнодорожные тарифы.

В Украине повысят пошлину на вывоз металлолома

Поддержка украинских производителей за рубежом

Начало 2018 года принесло украинским метпредприятиям сразу несколько защитных мер со стороны потенциальных потребителей их продукции.

В начале марта США ввели 25-процентную пошлину на импорт продукции из стали. 5 апреля Евразийский экономический союз (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) ввел заградительную пошлину в размере 34,22 % на импорт колес.

В Евросоюзе началось расследование о заградительных мерах других стран, результатом которого может стать защита своих производителей путем введения пошлин или квот.

Как минимум, в США и Евросоюзе Украина могла бы добиться исключения из действия заградительных мер для своих производителей. Аргументами могут стать евроинтеграционный курс страны и защита своей территории от внешнего агрессора на востоке.

Компании пеняют украинскому правительству на то, что их интересы в этих странах никто не защитил – ни Министерство иностранных дел, ни Министерство экономического развития.

Для решения этой проблемы, металлургические предприятия предлагают создать Министерство промышленной политики, которое бы лоббировало украинских производителей.

Кроме того, в Украине до сих пор не создано Экспортно-кредитное агентство (ЭКА), которое призвано удешевить машиностроительную продукцию украинских производителей на внешних рынках.

«Заводы не могут сегодня продавать свою продукцию из-за дорогих кредитов и закрытости внешних рынков. Для этого почти два года назад был принят закон о создании ЭКА. На сегодня исполнение этого закона сорвано правительством на 278 дней», – заявил нардеп Виктор Галасюк, который возглавляет Комитет промышленной политики.

Источник: БизнесЦензор

 
 
Интересные новости:
06.04.2018
1792
Комитет Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства рекомендовал принять ...
05.04.2018
1225
В последние годы Мексика ввела пошлины на стальные изделия из нескольких стран после того, как местн...
03.04.2018
1268
Все компании расширяются и нуждаются в дополнительных площадях и услугах по обработке груза...
05.04.2024
5534
Відновлення зруйнованих об’єктів в Україні потребуватиме будівельних матеріалів та обладнання ...
28.03.2024
4527
За одними даними, у нас по країні близько 200 недобудов, за іншими – тільки у Києві понад 100...
14.03.2024
4436
Після завершення війни в Україні бракуватиме людей для відновлення країни. Що для розв&rsq...