Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
Похоже, Украине скоро предстоит очередной виток оживления давно забытой идеи постройки терминала сжиженного газа. 20 марта у президента Украины Петра Порошенко сообщили о «чрезвычайно важные переговорах по диверсификации источников газоснабжения», которые состоялись в ходе официального визита гаранта в Катар. «Мы договорились о том, что Катар готов предоставить нам сжиженный газ», – сказал Порошенко в комментарии и сообщил, что поставки катарского природного сжиженного газа возможны через терминал в Польше, а также по турецкому маршруту через Босфор.
Пока президент договаривается о поставках, Delo.ua проанализировало, сможет ли Украина получить катарский газ, каким путем и во сколько это обойдется.
«Откопали стюардессу»
Идея поставлять в Украину сжиженный природный газ (СПГ/LNG) уже не нова. Впервые о постройке терминала для регазификации СПГ заговорили еще в 2012 году, после того, как единственный на тот момент поставщик газа в Украину – российский Газпром – в очередной раз поднял цены на голубое топливо. Появление альтернативного маршрута поставок могло заставить Москву снизить стоимость ресурса, да и резервный канал так не помешал бы.
«Украина настойчиво работает над диверсификацией источников поставок газа и изучает возможность приобретения газа в Катаре, способы доставки газа. Цена катарского газа с учетом доставки на сегодняшний день в три раза ниже цены российского газа… На сегодняшний день Катар является третьим мировым производителем сжиженного газа и начал использование новых технологий его производства, которые для Украины очень интересны с учетом планов по строительству LNG-терминала. А политические контакты между Украиной и Катаром налажены на достаточно высоком уровне, что дает надежду на конкретные результаты по сотрудничеству в газовой сфере», – заявлял тогда прессе экс-премьер Николай Азаров.
При Азарове проектом постройки занималось Государственное агентство по инвестиционным проектам, которое возглавлял Владислав Каськив. На своей должности он успел отметиться громкими и пустыми заявлениями и даже скандалом, который был напрямую связан с терминалом – договор по строительству подписал вовсе не представитель инвестора – испанской Gas Natural Fenosa, а лыжный инструктор Джорди Сарда Бонвеи.
Скандал, мягко говоря, подмочил репутацию проекта. Но в течение 2013-2014 годов о терминале в различных ипостасях – плавучей и стационарной – вспоминали еще несколько раз, и даже частные инвесторы, однако план потерпел крах из-за отказа Турции пропускать газовозы с СПГ через Босфор. С появлением реверса из Европы идея построить терминал отошла на второй план. Впрочем, переговоры с Катаром свидетельствуют, что к идее вернулись.
Зачем этот проект Катару? Хороший вопрос. Вряд ли страна, контролирующая более 30 % мирового рынка сжиженного природного газа, не захочет выйти на еще один. Благо, постоянное развитие внутренних мощностей по добыче и сжижению газа позволяет. Тем более, что США стремится прорваться на европейский рынок СПГ и занять там свои позиции. Поэтому в данной части объемы поставок зависят скорее от способности Украины их принять.
Взгляд за «забор»
Даже если президент договорится о поставках, это вопрос не ближайшего года-двух. Пока что у Украины инфраструктуры, которая бы позволила принимать сжиженный природный газ, просто нет. Для того, чтобы принять плавучий газовоз с СПГ на борту, нужны либо плавучий регазификатор (2/3 которых производятся в Южной Корее), либо стационарный комплекс, построенный в порту.
И тот, и тот вариант предполагают наличие внутренней инфраструктуры в порту (труба высокого давления, подключенная к ГТС), достаточную глубину для захода газовозов (в среднем, от 12 метров). Разница лишь в том, какие объемы сможет обрабатывать терминал, и, соответственно, его стоимость. Для сравнения возьмем аналогичные проекты в соседней Польше (терминал в Свиноуйсьце) и литовский Independence в Клайпеде.
Польский терминал способен регазифицировать 5 млрд кубометров в год, с последующим увеличением мощности до 7,5 млрд. Стройка по официальным данным обошлась в 730 млн евро и длилась 4 года – с 2011 по 2015-й. Если учесть то, что понадобилась еще и постройка инфраструктуры, то терминал обошелся почти в 1 млрд евро. На текущей мощности установка в Свиноуйсьце может покрыть 30 % от потребности Польши в газе. Владелец, компания Polskie LNG, утверждает, что затраты на эксплуатацию терминала составляют порядка 50 млн долл. в год. Из них 20 % – примерно 10 млн долл., составляет налог на недвижимость. Поставки в Свиноуйсьце осуществляют Норвегия и Катар.
В Клайпеде же предпочли более мобильный вариант – плавучую регазификационную установку. Любопытно, что комплекс, работающий в Литве, не переделан из газовоза, как это часто бывает, а изначально построен для нужд превращения сжиженного газа в обычный. В декабре 2014-го года Independence («Независимость») начала свою работу. Платформа располагает мощностями, позволяющими принимать по 4 млрд кубометров газа за год. Это значительно превышает годовое потребление всей Литвы (около 2,7 млрд кубов с тенденцией к снижению) и составляет две трети всех нужд в газе Балтийских стран.
Как бы там ни было, терминал – недешевое удовольствие.
В 2012-м литовская госкомпания Klaipedos nafta (эксплуатирующая организация «Независимости») подписала договор об аренде плавучего терминала мощностью около 3 млрд кубометров в год с норвежской HoeghLNG. Согласно этому договору, аренда обойдется литовской госкомпании в 689 млн долл. за 10 лет, постройка береговой инфраструктуры – еще в 200 млн евро (около 250 млн долл.). Поставлять газ в страну будет норвежская Statoil, при этом стоимость ресурса будет рассчитываться не из цены на нефть (как это делает РФ), а с привязкой к британской спотовой площадке NBP. На момент запуска стоимость на британском споте составляла 330 долл. против 460 долл. за тысячу кубов из РФ, и появление «Независимости» на горизонте заставило россиян опустить цену на 20 %, до 370 долл. Сейчас же цены на российское топливо стали ниже, поскольку Москва боится потерять клиентов в Европе. Тем не менее, успех установки оказался не таким уж и громким – в прошлом году правительство Литвы признало, что проект не оправдал инвестиционных ожиданий. В том числе из-за того, что соседние страны не высказали желания присоединиться. Дабы сбалансировать стоимость газа, зимой Вильнюс закупает ресурс у Газпрома, а летом – у поставщика СПГ.
Что нам стоит терминал построить
Учитывая, что в Украине подобные проекты не реализовывал никто, в Госинвестпроекте в 2014-м стационарный терминал оценивали в 800 млн евро и 50-60 месяцев работ для терминала мощностью в 10 млрд кубометров. Эксперты на рынке с учетом нынешней ситуации оценивают траты на подобный терминал в нашей стране в 1,5 млрд евро и около 5 лет стройки. Если же говорить о плавучем терминале, запустить его могут и за год-два при значительно меньших вложениях – до 100 млн долл. за год-два, но и объемы будут вдвое скромнее.
Однако камнем преткновения остается вопрос с пропуском газовозов через Босфор. Вот уже 6 лет Украина не может договориться со своим трансморским соседом, Турцией, о том, чтобы та дала разрешение на проход судов со сжиженным природным газом на борту через пролив в Стамбуле. Суть запрета в том, что СПГ-танкеры везут взрывоопасный груз, поэтому для снижения риска Анкаре проще запретить проход газовозов с СПГ, нежели принимать дополнительные протоколы безопасности.
При этом газовозам со сжиженным газом для автотранспорта (так называемым LPG) проходить не запрещено – это разные смеси разного состава и разной плотности. Так что на стоимость заправки авто СПГ-терминал не повлияет никак.
Решение о пропуске будет приниматься соседями исходя как из политической, так и экономической целесообразности. Ранее Турция была заинтересована построить у себя терминал по регазификации, однако эти планы притормозились, в частности и из-за российского проекта «Южный (тепер – Турецкий) поток». Удастся ли Киеву договориться с Анкарой, пока не ясно.
Если же не рассматривать поставки в Украину напрямую, ближайший к нам терминал – именно польский. Теоретически, мы можем поставлять определенные объемы – установка в Свиноуйсьце загружена только на 80 %, однако польский оператор PGNIG с января 2018-го арендовал всю мощность терминала. Теоретически, несколько лет назад Литва готова была помочь с целью загрузить «Независимость», однако пока не ясно остается ли предложение в силе. Но ограничивает объем поставок не столько техника в порту, сколько пропускная способность польско-украинского сечения газотранспортной системы. «В целом годовая техническая мощность газотранспортного маршрута «Польша – Украина» в точке Германовичи позволит импортировать голубое топливо с Польши объемом до 2 млрд куб. м в год», – отмечают в Укртрансгазе.
Стоит ли овчинка выделки
Ежегодное потребление Украиной газа в последние годы составляет немногим более 30 млрд кубометров газа, из которых почти 2/3 покрывается за счет собственной добычи. Например, в 2017-м году, по данным оператора украинской газотранспортной системы Укртрансгаз, мы импортировали 14,1 млрд кубометров исключительно из ЕС, стоимость которого по году колебалась в пределах 220-240 долл. за тысячу кубов.
Стоимость же LNG для испанской Gas Natural Fenosa, по данным Argus, с газификацией и погрузкой составила в сентябре 194 долл., а в декабре – 229 долл. При этом цены на спотовом рынке Европы без учета транзита составляли в среднем на 10 долл. меньше. Что же касается катарских поставок в нынешнем году, за счет открытых новых месторождений эксперты прогнозируют резкое падение стоимости местного СПГ до 140 долл. за тысячу кубометров. С учетом доставки и регазификации в Украине его стоимость вряд ли превысит 200 долл., что дешевле европейской и российской альтернатив. Даже если цена будет выше, как минимум мы можем поступить по литовскому методу, закупая ресурс через терминал в летнее время. Если допустить, что мы построим все же плавучий терминал на 5 млрд кубометров в год, минимум треть импорта будет закрыта этими поставками.
No money – no gas
Учитывая солидность суммы, которую придется потратить на постройку своего терминала, государство не сможет выделить достаточно средств. Это понимали и при правительстве Николая Азарова, инициировавшего проект, и сразу стали искать инвестора, преимущественно – иностранного. Тогда на конкурс претендовали 10 участников, однако в итоге договор подписали с лыжным инструктором. Тогда же государство отказалось выделять свою долю – 25 % – для строительства установки. Предполагалось, что выделенные деньги – более 2 млрд гривен – пойдут на обустройство инфраструктуры. С тех пор Кабмин не выражал открыто желание поучаствовать в СПГ-проекте.
Впрочем, нельзя сказать, что в Украине нет желающих инвестировать в строительство терминала по регазификации топлива.
4 года назад, когда тема диверсификации поставок топлива была актуальна как никогда, со своим планом о постройке плавучего терминала вышла компания «ТИС». Тогда в интервью Лига.нет со-владелец и генеральный директор компании Андрей Ставницер отмечал, что «ТИС уже подписал меморандум с поставщиком плавучего газификатора, который готов в ближайшие сроки поставить нам терминал в Украину».
Delo.UA уточнили у Ставницера, в силе ли его планы. Руководитель «ТИС» подтвердил свою готовность: «Если вопрос с Босфором будет ре шен – нам нужно от 6 до 12 месяцев для того, чтоб быть готовыми к приемке газа». По его словам, изначальная мощность плавучего терминала позволит принимать около 5 млрд кубометров в год.
Для больших объемов потребуется расширение существующей инфраструктуры (сейчас газ можно пустить с помощью газопровода высокого давления, который проходит неподалеку).
Что же касается локации, Ставницер отметил, что единственным местом с точки зрения готовности инфраструктуры является порт «Южный», и там проект можно будет развернуть дешевле и быстрее, нежели в другом порту. Что же касается финансовой стороны, о точно стоимости проекта он затрудняется говорить, поскольку просчетов на сегодня нет (в 2014-м была озвучена сумма в 60-65 млн долл.). «В любом случае, это будут средства, которые мы готовы на себя взять в случае заключения контракта на перевалку», – резюмировал Ставницер.
Источник: Delo.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.