Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.750 | 45.430 | 44.968 |
В январе Минрегион представил разработанную им Концепцию реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, рассчитанную до
Проблема, которая требует решения
В Украине процент потребителей, охваченных системой централизованного теплоснабжения, является довольно высоким. Это объясняется тем, что, в отличие от стран Западной Европы, значительная часть украинских потребителей тепловой энергии сконцентрирована в компактных районах, в многоквартирных домах, значительные объемы тепловой энергии потребляются промышленными предприятиями.
Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) страны обогревают 25 городов. Большинство из них были введены в действие в 1950-1980 гг. С тех пор существенно изменились не только технологии производства, но и спрос на тепловую энергию в регионах их размещения. За исключением относительно новых ТЭЦ Киева и Харькова, на большинстве других основное оборудование устарело.
Тепловые электростанции (ТЭС), которые вместе с производством электроэнергии поставляют тепло, также нуждаются в модернизации. На сегодня 92 % их энергоблоков отработали свой расчетный ресурс (100 тыс. часов), а 64 % превысили признанную в мировой энергетической практике границу предельного ресурса и физического износа (соответственно 170 тыс. и 200 тыс. часов).
На предприятиях коммунальной теплоэнергетики (КТЭ) 60 % котельных отработали свой нормативный срок, а на 38 % котельных эксплуатируются устаревшие котлы с низким КПД. Почти 40 % тепловых пунктов находятся в аварийном состоянии, что приводит к постоянным перебоям в системе горячего водоснабжения и перерасходу ресурсов.
Тепловые сети в основном сильно изношены, 16 % их общей протяженности находятся в аварийном состоянии.
Схемы теплоснабжения городов и других населенных пунктов разрабатываются без учета или при отсутствии схем территориального развития и генеральных планов застройки. Это не позволяет обеспечить оптимальное развитие системы теплоснабжения на основе сочетания централизованного и автономного теплоснабжения.
По мнению авторов Концепции, стратегический подход к реформированию системы, состоит из трех компонентов:
- Пересмотр порядка тарифообразования. Несмотря на повышение цен на природный газ для предприятий ТКЭ и, соответственно, повышение в прошлом году тарифов на услуги централизованного отопления, остаются капитальные и операционные расходы предприятий, которые не покрываются тарифом. Так не учитываются, например, расходы, связанные с обслуживанием кредита, взятого в международных финансовых организациях на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, отсутствует отлаженный механизм корректировки тарифов в случае повышения операционных расходов, что удерживает тариф ниже необходимого уровня в условиях повышения цен на энергоресурсы, роста минимальной заработной платы и т.п.
- Корректировка системы расчетов между субъектами рынка. Нынешняя система является разбалансированной вследствие несогласованности предельных сроков расчетов за природный газ и услуги по централизованному отоплению, существующей системы клиринговых расчетов и отсутствия стимулов к своевременной оплате услуги потребителями. Вследствие имеющихся долгов за поставки энергоресурсов имеют место случаи блокировки счетов предприятий КТЭ, что делает невозможным своевременное обслуживание кредитов.
- Изменение системы предоставления субсидий. В существующей системе четко не определена ответственность за несвоевременную или неполную уплату за предоставленные услуги между потребителем и государством в лице многочисленных органов, участвующих в расчетах; нет контроля за начисленной и фактически полученной суммой субсидии; система благосклонна к взаимозачетам, что отрицательно отражается на проведении расчетов и ответственности за правильность определения суммы платежа.
Сроки реализации
Реализация Концепции предусмотрена в период до
На первом (2017-2018 гг.) предполагается:
- упростить реализацию инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и модернизацию предприятий КТЭ;
- установить тарифы, которые полностью покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;
- внедрить механизмы стимулирующего тарифообразования;
- стимулировать снижение потерь при производстве и транспортировке тепловой энергии;
- содействовать переходу субъектов хозяйствования на рынках поставки тепловой энергии на двухставочные тарифы (состоящие их фиксированной «абонентской» платы и платы за потребленный объем);
- определить пути развития сферы теплоснабжения по каждому региону и населенному пункту, создать дорожные карты возможного перехода населенных пунктов от системы централизованного теплоснабжения к автономному теплоснабжению или индивидуальному (поквартирному);
- перейти на расчеты денежными средствами на действующие счета со специальным режимом использования в части возмещения субъектам хозяйствования из государственного бюджета льгот и жилищных субсидий.
На втором этапе (2019-2025 гг.) предусматриваются:
- инвестиционно-инновационное развитие предприятий КТЭ при массовой термомодернизации (40-50 % зданий);
- реконструкция и модернизация систем теплоснабжения, достижения среднего по Украине уровня потребления тепла в зданиях 60-80 кВт/ч/кв. м;
- достижение доли использования альтернативных источников энергии в общем балансе систем теплоснабжения в 30 %;
- переход на рыночные условия функционирования предприятий ТКЭ, развитие конкурентной среды в сфере теплоснабжения.
На третьем этапе (2026-2035 гг.) ожидаются:
- завершение 100 % термомодернизации зданий;
- достижения среднего по стране уровня потребления тепла в зданиях 20-60 кВт/ч/кв. м;
- достижения доли использования альтернативных источников энергии в 40 %.
Пути и способы решения проблемы
Совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения планируется осуществлять по следующим направлениям:
- принятие новых и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты по вопросам экономической стабилизации и развития предприятий КТЭ;
- внедрение механизмов экономического стимулирования экономного потребления энергоносителей и поощрения инвестиций в энергосбережение;
- урегулирование отношений, возникающих в связи с производством, поставкой, транспортировкой и потреблением тепловой энергии;
- установление норм потребления энергоносителей на производство и транспортировку тепловой энергии;
- установление предельных и сменных норм потребления тепловой энергии в зданиях;
- развитие объектов теплоснабжения, использующих местные и альтернативные энергоресурсы;
- переход населенных пунктов от централизованного теплоснабжения к системе автономного теплоснабжения дома или индивидуального теплоснабжения.
Средствами реализации приоритетов конкурентной и инвестиционной политики в сфере теплоснабжения могут быть следующие:
- создание организационных механизмов привлечения частного капитала по договорам аренды и концессии;
- приватизация генерирующих мощностей тепловой энергии;
- упорядочение отношений собственности;
- внедрение энергетического менеджмента на всех уровнях управления.
Введение паспортизации систем теплоснабжения города (региона) и энергетической паспортизации зданий, уточнение необходимых величин тепловых нагрузок, что будет осуществляться по следующим направлениям:
- разработка схем развития системы теплоснабжения, которая предусматривает оптимальное сочетание в пределах населенного пункта различных видов снабжения;
- осуществление мероприятий по обустройству узлов общедомового и квартирного учета и регулирования использования тепловой энергии;
- переход на систему теплоснабжения зданий путем установки индивидуальных тепловых пунктов.
Увеличение объемов услуг и расширение их ассортимента для увеличения общего объема продаж и уменьшения стоимости тепловой энергии. Для этого в южных регионах и центральных районах крупных городов, где сконцентрированы административные, торговые и другие здания, целесообразно внедрять системы комбинированного производства электроэнергии, тепла и холода.
Тарифообразование в сфере теплоснабжения будет осуществляться по следующим направлениям:
- внедрение методологии предельных тарифов и связанных с ее применением простых и гибких механизмов пересчета и изменения тарифа при изменении внешних факторов;
- совершенствование подхода к определению процента плановой прибыли;
- переход к возможному выбору участниками рынка видов тарифов;
- установление тарифов, которые покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;
- обеспечение перехода к стимулирующему тарифообразованию;
- согласование предельных сроков расчетов потребителей за услуги и предприятий КТЭ за природный газ;
- стимулирование потребителей к своевременной оплате за потребленные услуги централизованного отопления;
- проведение поэтапной монетизации субсидий.
Источник: segodnya.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.