Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
- Почему регионам с 1 января дали деньги без полномочий, а только теперь стали принимать соответствующие законы, одновременно толкая громады к объединению?
- Польша проводила децентрализацию около 8 лет. Но у нас нет времени. Если бы в декабре прошлого года мы не изменили правила формирования местных бюджетов, в нынешнем году не смогли бы провести реформу. Поэтому пришлось делать всё одновременно, следствием чего стал элемент риска. Когда по новым правилам приняли областные и районные бюджеты, мы две недели чувствовали себя, как на бочке с порохом. Но, к счастью, люди поняли, что удочка гораздо лучше рыбы на сковородке, которую им к тому же выдают раз в год.
- Один из самых спорных моментов предлагаемой децентрализации — добровольное объединение громад. Зачем сёлам объединяться?
— Можем ли мы передавать функции и ресурсы центральной власти дотационному сельсовету вымирающего села, который едва сводит концы с концами? Нет! Нужно передавать сильным громадам. Но что, спрашивается, тогда делать со слабыми? Их нужно присоединить к сильным. Чтобы это объединение стало максимально эффективным, оно должно быть добровольным. Поэтому мы задействовали значительные материальные стимулы. Если объединитесь по перспективному плану вашей области, получите 60% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), сможете распоряжаться государственной землёй, у вас будет ряд других возможностей. Де-факто ваша объединённая громада обретёт статус города областного значения.
- Что будет с громадами, которые не захотят объединяться?
- Думаю, им просто понадобится чуть больше времени, чтобы принять это единственно правильное решение. Они увидят, как стремительно развиваются их соседи, согласившиеся на объединение. В нынешних условиях инвесторов, готовых вкладывать средства в Украину, не так много. И они пойдут к тем, кто первым создаст благоприятный климат для инвестиций. Жители села должны понимать это и подталкивать своих сельских голов и депутатов сельсоветов к объединению. Конечно, я не исключаю, что через какое-то время останутся проблемные громады, которые никто добровольно не захочет присоединять к себе. В аналогичных случаях в Польше и в Швеции был применён админресурс. Как будет у нас — посмотрим.
- Сельские головы тех сёл, которые должны быть присоединены к более сильным населённым пунктам, потеряют свои должности?
- Нет, они станут старостами, входящими в исполнительный комитет объединённой громады. У них сохранится зарплата и будет гораздо больше полномочий, чем раньше. Но главное даже не это. Мы не просто хотим сократить количество сельсоветов — мы хотим создать мощные территориальные центры. В каждом районе должно появиться несколько новых центров, аналогичных нынешним районным. Это откроет массу возможностей как для бизнеса, так и для жителей.
- Что должно получиться на выходе, когда реформа завершится?
- Новое качество жизни людей, прежде всего жителей села. Почему село вымирает? Потому что в нём нет ни качественного образования, ни здравоохранения, ни хорошей работы, ни возможности интересно проводить досуг. Люди перебираются в города, потому что там лучше живётся. Но если сельская громада будет иметь средства на развитие и соответствующие полномочия, она сможет создать у себя все необходимые условия. Вот, к примеру, председатель Омельяновского сельсовета Полтавской области Александра Шереметьева ещё в декабре прошлого года была одним из противников децентрализации. Теперь она объединила вокруг своего села ещё 17 сельсоветов. Шереметьева уже не говорит ни о нехватке денег, ни о распределении земли. Её волнует только развитие новой территориальной громады. Курс взят на то, чтобы качество предоставляемых в её территориальной громаде услуг было не хуже, чем в Полтаве.
- Но что мешало богатым сельсоветам делать это до реформы?
- К сожалению, правила игры позволяли им только затыкать дыры. О развитии речь не шла. Вот сейчас некоторые головы сельсоветов жалуются, что у них забрали НДФЛ. Но они забыли, что использовать средства, полученные от этого налога, можно было исключительно на зарплату сотрудникам. За многие годы такого ущербного подхода у государства возник долг перед местным самоуправлением на сумму около 10 млрд грн. Теперь же средства от НДФЛ пойдут в бюджет развития и могут быть направлены на ремонт дорог, содержание школ, фельдшерско-акушерских пунктов и т. д. Громада может привлекать профессиональных менеджеров и устанавливать им ту зарплату, какую посчитает нужным. Это будет возможно уже после внесения изменений в Конституцию.
- Насколько реально собрать 300 голосов за изменения в Основной Закон, учитывая угрозу демарша Самопомочи, негативные высказывания депутатов из фракций Радикальной партии Ляшко и Батькивщины?
- С такими же проблемами сталкивались все наши европейские коллеги, шедшие по пути, на который мы только вступили. Противодействие характерно любым изменениям. Мы сейчас активно работаем с парламентариями, и я уверен, что триста голосов собрать удастся.
- Госагентство по восстановлению Донбасса распределяет серьёзные донорские средства, а ни программы, ни сайта, ни списка реализованных проектов нет. В январе агентство получило 200 млн евро кредита. На что были потрачены эти деньги?
- Агентство создано, но средства не должны идти через него. Донецкая и Луганская области получили 150 млн грн прямой государственной субвенции, примерно третья часть из которой уже освоена. Кроме того, для восстановления повреждённой войной инфраструктуры могут использоваться 242 млн грн из Фонда регионального развития Донецкой области, которые, правда, должны поступить только в этом месяце. Наконец, Европейский инвестиционный банк в июле-августе нынешнего года должен выделить первый транш кредита в 200 млн евро на ремонт и восстановление социальных объектов в тех областях, которые приняли переселенцев. В Донецкой и Луганской областях на эти деньги также могут быть восстановлены объекты коммунальной инфраструктуры, дороги, мосты и т. д. Аналогичное предложение мы получили от немецкого банка KFW, с которым подписали рамочное соглашение о предоставлении нам 500 млн евро кредита.
- Когда же удастся получить эти деньги?
- Главным условием предоставления средств является наличие проектной документации восстанавливаемых объектов. Мы предоставили банку KFW 21 проект по Луганской и Донецкой областям на сумму около 10 млн евро. Это коммунальные предприятия и объекты инфраструктуры, в том числе дороги Запорожье — Мариуполь и Харьков — Купянск — Сватово. Это трансформаторные подстанции в Запорожской области, необходимые, чтобы стабилизировать энергорынок в Донецкой и Луганской областях. Но, к сожалению, у многих уничтоженных объектов нет проектной документации, и это вопрос в первую очередь к местной власти. К примеру, Мариуполь, у которого сегодня множество проблем по повреждённым в результате боевых действий водоснабжению, газоснабжению и дорогам, смог предоставить проектную документацию лишь на 4,6 млн грн.
- Могут ли люди, чьи дома были разрушены в ходе боевых действий, отремонтировать их за государственный счёт?
- Пока на это денег нет. Все средства направляются на восстановление уничтоженной инфраструктуры и социальных объектов. Сейчас самая горячая проблема — люди, оставшиеся без крова и находящиеся на линии огня. Их некуда отселять. Возможно, наилучшим вариантом будет компенсация им стоимости уничтоженного жилья. Проект соответствующего постановления Кабмина у нас готов, теперь нужно найти средства.
- Вы говорили, что над строительством трёх линий обороны трудятся 20 областей. Что уже сделано?
- Около 300 фортификационных сооружений на всех трёх линиях обороны построены силами и, главное, на средства двадцати областных администраций, потративших в сумме более 1 млрд грн. Если бы каждая область не взяла свой участок, не знаю, когда бы мы смогли закончить это строительство. Одно фортификационное сооружение занимает площадь около 50 га и в среднем стоит 3,5 млн грн. Подряд на 7–10 сооружений (а для некоторых областей и до 30 объектов) стал неплохой возможностью загрузить работой большое количество специалистов и неработающего населения. О надёжности фортификаций можно судить по боям за Марьинку. Не сумев прорвать украинскую оборону, террористы были вынуждены отступить, понеся большие потери.
- Я знаю владельца строительной компании, готового продавать жильё в Киеве по $300 за кв. м при условии, что получит участок бесплатно и с подключением всех сетей. Хотя бы теоретически это возможно?
- Это будет возможно лишь после децентрализации власти. Как бы мы ни старались давить сверху, до тех пор, пока местное самоуправление не будет заинтересовано в строительстве на своей территории, ничего не изменится. Стоимость подключений ко всем сетям часто во много раз превышает стоимость участка, и это действительно большая проблема. Причём эти средства идут не в казну, а в карманы владельцев частных облгазов и облэнерго. Водоканалы хоть и коммунальные предприятия, но и у них ситуация не лучше. Эту проблему мы сможем частично решить после принятия закона, который определит граничные цены для подключений к тем или иным сетям. Сейчас соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Министерстве топлива и энергетики.
- Недавно государство выделило 1,047 млрд грн на обеспечение силовиков жильём. Где планируют строить это жильё?
- А почему нужно именно строить? Мы донесли рынку информацию, что согласны купить квартиры силовикам по средней цене $350 за кв. м, и уже получаем множество предложений. Остаётся только уточнить расположение квартир, метраж и т. п. Теперь должны рассматривать концепцию обеспечения военнослужащих жильём. Каждый военный, подписав контракт, должен получить сертификат на квартиру, владельцем которой он станет по прошествии определённого периода. Очереди, созданные Минобороны, это советский пережиток.
- Но ведь жильём надо обеспечивать не только военнослужащих. Вы знаете, как помочь остальным людям?
- Пока не изменится процентная ставка по кредитам, ничего серьёзно изменить нельзя. Частично "включить" ипотеку удастся, если мы найдём дешёвые деньги. Сейчас переговоры на эту тему идут с правительством Китая. Думаю, жилищный вопрос облегчит и принятие нашего законопроекта по арендованному жилью. Он позволит инвесторам строить доходные дома и потом сдавать в них квартиры. Появление такого предложения в больших городах, уверен, снизит общую стоимость аренды жилья и введёт новые параметры качества.
- Украина теряет десятки миллионов гривен в год из-за низкой энергоэффективности жилфонда, что тоже говорит о качестве жилья. Что делать с этими потерями?
- В нынешнем году государство выделило 500 млн грн на компенсацию кредитов, которые потребители брали на приобретение негазовых котлов или на утепление собственных домов. Примерно пятую часть средств уже освоили — 6 тыс. семей воспользовались этими деньгами. Сейчас мы работаем над проектом комплексной реконструкции кварталов, который планируем начать в следующем году. По этому проекту в квартале устанавливаются счётчики, утепляются дома, заменяются неэнергосберегающие окна, делается освещение и асфальтовое покрытие. Для всего квартала устанавливается тепловой счётчик. Пилотные проекты уже реализованы на Львовщине и Волыни. В результате повышается энергоэффективность, уменьшаются коммунальные платежи.
- Правда ли, что общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) могут повысить энергоэффективность своего жилья за государственный счёт?
- Совершенно верно. 40% средств, потраченных на утепление дома, государство может вернуть. Но не частным лицам, а именно ОСМД. К сожалению, далеко не все поняли, насколько ОСМД может облегчить им жизнь. Вот, к примеру, в Славянске в одном многоквартирном доме постоянно текла крыша. Денег на ремонт у ЖЭКа, как водится, не было. Но кто-то из жильцов узнал, что ежемесячно на ремонт крыши с каждого плательщика взимается по две гривны. Этот человек организовал ОСМД и взял кредит на ремонт крыши у одного из банков — партнёров Европейского инвестиционного банка. Крышу отремонтировали, и вышло, что в течение десяти лет жители дома должны платить за это не две гривны, как раньше, а одну. Активные люди — залог любого коллективного успеха.
Дмитрий Синяк
Источник: www.minregion.gov.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.