Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
Заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ рассказал o законодательных инициативах и повышении позиции Украины в Doing Business
Лев Ревазович, над какими вопросами вы работаете в минрегионе?
Для себя определил несколько задач: проблема недостроев, защиты прав инвесторов, упрощение разрешительной системы и повышение нашей позиции в Doing Business. Сейчас мы анализируем четыре аспекта: по срокам, улучшению качества услуг, контролю и стоимости. По срокам у нас все хорошо, а вот качество услуг, контроль и стоимость надо улучшать. В целом, надо внести изменения еще в порядка 50 законов.
И на какое место вы стремитесь вывести Украину?
В течение двух-трех лет войти в пятерку. Нам это по силам. Ведь мы уже смогли один раз значительно изменить свои позиции в Doing Business. В 2011 году был принят по инициативе Конфедерации строителей Украины закон № 3058 о градостроительной деятельности.
Благодаря ему Украина смогла подняться в рейтинге. Прежде всего, за счет существенной дерегуляции: вместо 35 процедур стало 10, срок получения разрешительных документов на строительство сократился с 300 дней до 60 дней…
В результате упрощения мы смогли простимулировать отрасль: если в самый пик строительства 2007-2008 годы выдавалось 35-40 тысяч разрешений в год, то в кризис 2014-2015-го – 140-145 тысяч.
Какие негативные стороны закона о градостроительной деятельности выявила практика?
Нет ни одного идеального закона. Так и здесь есть шероховатости. Самое серьезное – у нас так и не получился зонинг. Просто колоссальное сопротивление местных советов.
Теперь как чиновник вы можете наблюдать за ситуацией со стороны: какая часть регионов уже приняла зонинг?
Практически никто. Полтава и Винница имели зонинг еще до 2011 года. Остальные за эти годы так и не смогли принять…
Но закон о градостроительной деятельности полноценно может работать только в случае зонинга и генпланов?
Да, без зонинга местные советы не имеют права отводить землю. Однако все равно чиновникам выгодно затягивать этот процесс, чтобы управлять градостроительным процессом в ручном режиме. Мы сейчас думаем, как стимулировать общины.
Один из способов – отмена паевого участия. Тогда остается только плата за аренду земли. А при подписании договора прописывается сумма, а она зависит от того, какой этажности здание может быть построено на этом и соседних участках.
Здесь можно построить небоскреб на 100 тысяч квадратных метров? Город получит денежный эквивалент 10 тыс. кв. м. А может быть ограничение по высотности, и на этом участке возможен только пятиэтажный дом. Таким образом, для расчета стоимости зонинг будет просто необходим для местных властей, а для застройщика упростит деятельность.
Ведь сегодня что происходит? Ты покупаешь/арендуешь землю, уже выделенную кому-то ранее, платишь за это, а потом борешься за то, что на этом участке можно построить.
Вы назвали основной своей целью борьбу с недостроями и защиту прав инвесторов.
У нас есть добросовестные застройщики и другие, не будем говорить только о Войцеховском, ведь есть масса других, мелких, но с серьезными нарушениями. Особенно в области. Берут участок земли с сельхозназначением и строят, что заблагорассудиться.
Как с этим бороться? Те, кто владеет землей, громада, они должны пару раз показательно взять и снести пару объектов. Чтобы никому не было повадно такими махинациями заниматься.
Если человек вложит 10 млн долл., а потом это снесут за один день, то в другой раз подумает, не проще ли потратить три-четыре месяца на документы и немножко денег, чтобы сделать все цивилизованно.
Но ваш вариант не очень подходит для жилой недвижимости, ведь пострадают обычные люди, вложившие свои кровные в строительство дома.
Поэтому мы и считаем необходимым внести изменения в законодательство, чтобы квартиры в строящихся объектах можно было покупать только после регистрации. Внести в реестр можно будет только при полном пакете разрешительной документации.
Когда мы говорим о защите прав инвесторов и решении проблемы недостроев, то я сторонник того, чтобы меры были ужесточены. Договор аренды подписывается на какой-то срок, где четко описывается, что должно быть построено. Если за упомянутое время объект не появляется, участок должен автоматически возвращаться громадой. Тогда у нас не будет пустующих по 20 лет участков. Я вообще не сторонник того, чтобы земля в городах продавалась.
Почему нельзя продавать участки в городе?
Допустим, кто-то купил под киоск землю, а спустя 30 лет, город ведь развивается, здесь будет необходимость строить какое-нибудь общественное здание, а эти несколько метров проданной территории не позволят это сделать.
Считаю, продаваться должно право аренды. Любое здание имеет свой эксплуатационный срок. 50-100 лет. Вот на это время и надо продавать право аренды земли. Все проходит, все взрослые здания требует реновации – а уж что это будет, снос и построение нового, или существенная реконструкция, все решается. В Москве, например, полностью снесены все хрущевки. Есть опыт Праги, есть опыт Берлина – мы должны взять лучшее из мировых практик.
У нас тоже несколько раз заявляли о старте проекта по сносу хрущевок.
Одна из задач, которую я хочу решить на этом посту, – разработать законопроект на эту тему. Сейчас эта тема неактуальна, с точки зрения инвестиционной привлекательности, но в Киеве через пару лет она станет острой, ведь свободных площадок уже практически нет. Да, в столице еще много промышленных площадок плюс колоссальное количество устаревшего ветхого жилья.
Но ранее реализация подобных проектов упиралась даже не в первоначальные инвестиции, а в необходимость получить согласие на отселение всех жильцов.
Мы рассматриваем сейчас несколько механизмов, как их заинтересовать. Например, нельзя сносить дом на Печерске, а квартиру давать на Троещине. Расселение должно быть в рамках микрорайона. Потому что переезд в новый район для любого человека несет массу неудобств: здесь все привычно, комфортно, ребенок ходит в школу, поликлиника под боком, соседи, друзья...
Но если говорим: мы предоставляем новое жилье в 500 метрах от вашего дома, квартира на 20 % больше по площади, с ремонтом. У вас жилье стоит 1,5 тысячи долларов, а новая квартира по цене от 2 тысяч долларов за квадрат – человеку экономически выгодно будет переехать в это жилье.
Будет рассматриваться вариант только сноса и предложения взамен квартир в новостроях?
Все варианты – и реновация, и реконструкция. Не все дома можно сносить. Но в связи с изношенностью инженерных сетей вопрос в любом случае должен решаться поквартально, с заменой всех коммуникаций. Плюс нужно учитывать зонинг – не везде можно повышать плотность населения и увеличивать высотность.
Источник: ubr.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.