Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.876 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.511 |
USD | 41.700 | 42.185 | 41.876 |
EUR | 43.330 | 44.030 | 43.511 |
В июне в департаменте строительства и архитектуры КГГА объявили о завершении разработки проекта, который предусматривает снос старых хрущевок в пределах улиц Милютенко, Шолом-Алейхема, Братиславской и Лесного проспекта. На их месте планируют построить жилищный комплекс с многоуровневым паркингом. Delo.UA выяснило, можно ли переформатировать здания советской постройки под европейский формат.
Сегодня в Киеве насчитывается 3055 хрущевок. Больше всего их в Соломенском, Подольском, Шевченковском и Печерском районах, а также на левом берегу. Такие данные обнародовал «Киевгенплан».
Городские власти не в первый раз говорят о сносе 5-этажной застройки, однако это не самое простое задание.
«Застройка конца 60-х очень плотная. Поэтому чтобы не повредить соседний дом, нужно сносить хрущевки кварталами. А при этом придется полностью менять коммуникации и прокладывать новые дороги», – утверждает архитектор Георгий Духовичный.
Чтобы выяснить, что же делать с почти 3 тысячами 5-этажных домов, издание обратилось к знатоку Киева, специалисту по истории архитектуры Льву Шевченко.
Как известно, хрущевки в 1960-х годах строили не только в Киеве, а во всех странах соцлагеря. Как там решают проблемы с ними?
Есть два способа решить проблему с хрущевками – реконструировать и сносить. Первым путем пошли страны Прибалтики. Они проводят так называемую «санацию» этих домов – их утепляют внутри, меняют окна, делают косметический ремонт. Иногда меняют планировку квартир. В таком виде хрущевки могут простоять еще лет 40, но не больше. Они построены очень некачественно. У них есть запас прочности в целом 70-90 лет. Поэтому через 40 лет они будут аварийно-опасными. Особенно опасны панельные хрущевки – панели сварены металлическими петлями. Через некоторое время сварка может просто рассыпаться.
Во многих странах хрущевки сносят. Например, в Восточной Германии их снесли почти сразу. После того как их жильцы выехали в Западную Германию, они просто опустели. Оставшиеся дома реконструируют. Но там чаще строили 16-ти и 20-этажные дома. Они более качественные и простоят еще минимум 60 лет. В Москве панельные хрущевки почти все снесли. Остались в основном кирпичные, но они могут простоять еще лет 50.
Что, по вашему мнению, надо делать с хрущевками в Киеве?
Считаю, что их нужно сносить. В Европе таких домов минимум, и нам они тоже не нужны.
По вашим словам, в Киеве есть два экспериментальных района – Теремки и Виноградарь, но они так и остались не законченными. Почему?
Большинство советских крупных проектов не были закончены – денег не хватало, руки не доходили. Сначала строили жилье, потом уже другие комплексы – торговые и общественные. Торговые еще реализовывались, а до общественных зданий руки уже не дошли.
На примере Виноградаря можно увидеть, что жилье построили в запланированном объеме. Кое-где построили универсамы, сам центр района – это большая площадь, где планировали построить кинотеатр и большой торговый комплекс, их не достроили. Это был конец 80-х – не хватало денег на эти комплексы. Часть киноконцертного холла построили, часть нет. Сейчас он разрушается. Достроить его тяжело, поскольку здание стоит очень интересной архитектуры, поэтому его сложно приспособить под что-то современное. Похожая ситуация и на Оболони. Там на набережной планировали построить дворец пионеров, но не успели. В начале 2000-х на этом месте построили жилье.
Как вы считаете, стоит ли достраивать эти районы?
Они очень заточены под советскую действительность. Они небольшие, у них другая система обслуживания. Поэтому считаю, что не стоит их реализовывать. Те, которые существуют, можно приспособить к современным требованиям. Например, «Детский мир» на Дарнице, крытые рынки. Можно пойти и другим путем – снести и оставить только фасад. Так сделали с ЦУМом.
Советское влияние на современную жизнь. Можно ли что-то сделать с уже имеющимися кварталами и смогут ли они сосуществовать с новыми домами?
У нас предпочитают строить сначала жилые дома, потом – общественные здания. Это гипертрофированный советский принцип – расставленные на большом расстоянии жилые дома, где общественные функции либо вообще отсутствуют, либо сосредоточены в отдельных местах. В Европе общественная жизнь сосредоточена на первых этажах домов.
Обустраивать такое пространство в старых домах очень сложно. Во-первых, у нас все первые этажи жилые. Чтобы открыть что-то на первых этажах, надо выселять людей. Однако этого никто не будет делать. Во-вторых, есть проблема доступа. Дома расположены далеко от проезжей части и у нас первые этажи в основном высокие. Чтобы на них заехать, надо строить пандусы. В-третьих, в квартирах малые комнаты и низкие потолки. Они не могут быть общественным пространством.
Считаю, если строить общественное пространство, то в новых домах. В старых надо строить так называемые «третьи места» – общественные центры в 5 минутах ходьбы от дома. Они строились в Киеве в 1970-80-х годах. В каждом микрорайоне есть 3-4 таких здания. Сейчас они заняты разными конторами и офисами. Многие не менялись по 30-40 лет. При содействии власти их можно переоборудовать на что-то более современное.
В Украине пока европейские нормы не реализованы нигде. Застройщики ставят акцент на количестве квартир. В Киеве попытались это реализовать в «Комфорт-тауне». Но он находится в изолированном таком месте. Он зажат между промзоной и хрущевками. Этот район не может быть центром жизни, даже локальной.
Как строят в европейских странах?
Там строят полномерное жилье, при домах создают ландшафтные парки. В Дании, Нидерландах строят комплексы с водоемом, парком и детскими площадками. Парковки там под землей. Нет такого желания сэкономить. Строят с максимальным удобством. Кроме того, там не строят высоких домов. Обычное жилье – это этажей 7-10.
Если строят высотные дома – то это в качестве архитектурной изюминки. Там уже прошел бум больших торговых центров. В Европе преобладает малая и средне этажная застройка, когда все общественные функции сосредоточены на первых этажах. Так создается активная общественная жизнь. Вместо однообразных домов образуется живая улица. Так живет большинство крупных европейских городов – Париж, Берлин, Рим.
Окраины Киева активно застраиваются высокими 25-этажными домами. Нет ли угрозы, что они могут превратиться в трущобы?
Еще не известно, как город будет развиваться. Хотя не думаю, что они превратятся в трущобы. Сейчас нет такой социальной гомогенности. В советское время заселялись в районы рабочие. Эта однородность населения способствовала, что район превращается в гетто. У людей возникали конфликты между собой. Однако население в Киеве часто меняется – кто-то переезжает их других районов, кто-то снимает квартиру. Однако там есть проблемы – очень мрачная застройка, большая скученность людей. Но пока не известно, как оно проявится в будущем. Пока в Украине не было похожих примеров. Пока надо ждать и улучшать.
Источник: delo.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.