Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
Министерство культуры Украины разработало законопроект о сохранении архитектурного наследия и противодействии хаотичной застройке.
Документ предполагает существенное ужесточение наказаний за самовольную стройку в исторических ареалах и буферных зонах памятников архитектуры, но девелоперы критикуют его за чрезмерные полномочия, которые будут предоставлены органам охраны культурного наследия и общественным инспекторам.
В частности, в действующей редакции документ дает общественникам возможность составлять административные протоколы на объектах строительства, а профильным госорганам – самостоятельно, без судебного рассмотрения, аннулировать разрешения на строительные работы.
Лучшая защита – наказание
Законопроект Минкульта предлагает целый ряд нововведений в действующее законодательство. В первую очередь авторы решили усилить ответственность застройщиков за самовольную стройку в исторических ареалах городов или в буферной зоне объектов всемирного наследия.
В таком случае нарушителю будет грозить штраф от 1,020 млн грн за первое нарушение (60-70 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан, ндмг) и до 5,100 млн грн – за повторное (от 100 до 300 тыс. ндмг). Максимальный срок, на который могут осудить нарушителя указанных норм, составляет 3 года тюремного заключения при первом случае, при повторном – от 1 до 5 лет.
Проведение любых работ с нарушением норм закона на охраняемых территориях будет караться штрафом в 100 тыс. ндмг.
Кроме того, нарушившие закон юрлица будут обязаны восстановить снесенный исторический памятник и традиционный "характер среды", а собственное незаконно возведенное здание – снести.
В случае отказа исполнить предписание, орган охраны культурного наследия может добиться сноса построенного здания через суд. Необходимые для этого траты виновное юрлицо должно компенсировать.
Дополнительные полномочия
Документ предлагает по-новому определять границы и режимы использования территорий памятников архитектуры на основании исследований и составленной научно-проектной документации.
Территория памятника при этом определяется как "земельный участок, исторически и топографически связанный с планировочно-пространственной эволюцией достопримечательности".
Научно-проектную документацию памятников архитектуры, учитывающую ее границы и режим использования, утверждает госорган, ответственный за охрану исторического наследия. А пока ее нет – установят временный запрет на дальнейшее проведение ряда действующих и новых строительных работ.
Как подметили в Конфедерации строителей Украины (КСУ), это может стать в некотором роде манипулятивным инструментом, поскольку четкие сроки составления такой документации не прописаны.
Также стройка может быть остановлена, если выяснится, что допустимое расстояние до памятника архитектуры нарушено.
Соответствующие границы будут составлять двойную сумму высот объекта строительства и памятника (без учета рельефа и другой застройки). Кроме того, законопроект запрещает новое строительство, если оно находится ближе 1000 метров от найденного участка археологического культурного шара и в пределах 20 метров от памятника архитектуры.
Обяжут консультироваться с Минкультом
В КСУ раскритиковали положение, согласно которому органам охраны культурного наследия в ряде случаев будет предоставлена возможность аннулировать ранее выданные разрешения на строительство во внесудебном порядке.
Это может произойти, в том числе, после изменения буферной зоны памятника архитектуры, а также если в радиусе 500 м от строительных работ обнаружат объект культурного наследия во время археологических раскопок.
Кроме того, застройщики должны будут согласовывать проекты по уже начатому строительству с органами охраны культурного наследия и, в случае необходимости, их корректировать.
Проверять соблюдение новых и старых нормативных ограничений планируется силами и общественных активистов: им разрешат составлять акты визуального наблюдения объектов контроля, а также, что явно не нравится участникам рынка, составлять административные протоколы.
Также профильное министерство предложило внедрить ряд предохранителей от утраты исторического наследия.
Один из них – первоочередное право профильного госоргана выкупить памятник у решившего его продать собственника. Частные лица смогут приобрести такой объект только в случае отказа ведомства от данной возможности, либо если власти не воспользуются ей в течение месяца после сообщения собственника о своих намерениях.
Реестр наследий
Юрист, эксперт по градостроительному и земельному праву Юрий среди позитивных новаций постановлений отметил криминализацию нарушений и увеличения размеров штрафов – "предыдущие были совершено неадекватны и никоим образом не стимулировали соблюдения закона", – а также систематизацию перечня памятников исторического наследия.
"Положительный момент – приведение в порядок реестра исторических памятников: открытие данных и установление исторических ареалов и охраняемых зон, превращение всего этого в информационную систему, чтобы все понимали, где какой памятник, к чему он относится и какая у нее территория", – заметил эксперт.
Юрий уверен, что создать прозрачную информационную базу памятников архитектуры и исторических ареалов, а также разработать правила работы на их территориях нужно перед тем, как наделить дополнительными полномочиями контролирующие госорганы.
"Сначала нужно создать базу и архив памятников, чтобы у всех было четкое понимание, где что и как. После этого – пожалуйста, штрафы и проверки", – добавил юрист.
Остановят ли хаотичную застройку
Эксперт рынка недвижимости Виктория отметила, что проблема хаотичной застройки связана с отсутствием целого комплекса законодательных документов: начиная с генплана города и заканчивая нормативами по выдаче разрешений на строительство и лицензий генподрядчикам.
"Проблем с хаотичной застройкой не будет, если разработать нормальный генплан, не заказанный определенными бизнес-структурами, а созданный с учетом требований всех заинтересованных сторон, включая урбанистов. Он должен учитывать пространственное планирование города, социально-бытовую инфраструктуру. Сейчас, к примеру, генплан Киева морально устарел, а новый не утвержден и находится в подвешенном состоянии", – отметила Виктория.
При неимении генплана градостроительные ограничениями указываются для конкретных районов в детальных планах территорий (ДПТ), которые, как отмечает эксперт, создавались под проекты отдельных застройщиков.
"В ДПТ жилой проект ложится идеально, но не учитывается, что через 5 лет на соседний участок придет еще один строитель. В итоге жилая застройка в городе очень плотная, а рекреационных зон и социально-бытовых объектов – не хватает", – рассказывает Виктория.
Она выразила уверенность, что новый генплан необходимо переписать, а к этому процессу привлечь независимых международных проектировщиков.
Тем не менее, добавила эксперт, сейчас все же есть проекты жилых районов, где застройщики учитывают современные требования пространственного планирования, а сами компании вкладываются не только в социально-бытовую инфраструктуру, но и в ремонт инженерных коммуникаций.
По мнению эксперта, если бы власти задались целью преодолеть хаотичное развитие городов, то для этого необходимо было бы использовать механизм государственно-частного партнерства.
"Государство может предложить компаниям: ребята, хотите зайти на эту территорию – хорошо, но вы должны взять на себя создание инженерных коммуникаций, построить, к примеру, школу и передать ее на баланс города. Стратегия win-win", – выразила уверенность Виктория.
Она добавила, что государственно-частное партнерство можно было бы использовать для решения множества задач, включая достройку жилых домов обанкротившихся компаний-пирамид и реновацию хрущевок.
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.