РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.289 EUR: 44.968
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.289
EUR 40.000 41.000 44.968
USD 41.070 41.490 41.289
EUR 44.750 45.430 44.968
Новость

Сможет ли Украина построить скоростную железную дорогу "по-японски"

Интервью с Виктором Мироненко, академиком Транспортной академии Украины и президентом Ассоциации "Высокоскоростные магистрали"
4822
06 июля 2018 г.



За два-три часа поездом из Киева в Одессу. Через 10-15 лет это может стать реальностью. Министерство инфраструктуры хочет соединить высокоскоростной евроколеей столицу с Харьковом, Днепром, Одессой и Львовом. Такие магистрали уже есть в Китае, Японии, Испании и других странах. Делать скоростными хотят не существующие колеи шириной 1520; планируется строить с нуля узкие – на 1435 см, которые используются в Европе. Кабинет министров уже утвердил такую цель в Национальной транспортной стратегии.

О том, как Украине построить высокоскоростную железную дорогу рассказал Виктор Мироненко, академик Транспортной академии Украины и президент Ассоциации "Высокоскоростные магистрали".

Какой эффект даст строительство высокоскоростной евроколеи между городами?

Любое новое строительство – это хорошо. Но евроколея даст наибольший эффект, только если она будет высокоскоростной магистралью. Это наше глубокое убеждение. "Не модернизировать" или латать старую инфраструктуру, а строить качественно новую. Надо строить новые PDL - пассажирские выделенные линии, как это делается во всем мире. Эффект будет, по меньшей мере, двойной – во-первых, новый уровень мобильности населения на уровне европейских стандартов, как это предусматривает Национальная транспортная стратегия-2030. Восток и Запад страны сближаются как никогда и навсегда. И понятно, что евроколея должна уйти от Львова дальше на запад и соединиться с сетью железных дорог Евросоюза. Во-вторых, пассажиропоток, который перейдет на высокоскоростные магистрали, освободит пропускные способности обычных железных дорог для дополнительных перевозок на них. Это даст и многочисленные мультипликационные, агломерационные эффекты, о которых стоит поговорить отдельно. Среди наиболее очевидных из них – колоссальные заказы для отечественной металлургии и смежных отраслей, цементной и строительной промышленности, машиностроения и т.д., сотни тысяч новых рабочих мест.

В чем технические преимущества узкой колеи по сравнению с широкой, если таковые есть? Возможно, по ним поезда быстрее передвигаются, или они более безопасны?

Безопасность перевозок – это закон железной дороги любой ширины колеи. По скорости ответить можно так – ни по одной колее в мире поезда не едут быстрее, чем по колее 1435 мм. В Испании стандартные железнодорожные пути шире, чем в Украине, а в Японии – уже, но и там, и там для высокоскоростных магистралей принята колея 1435 мм. Это уже мировой стандарт.

Почему нельзя строить скоростную железную дорогу шириной 1520 мм, которая используется в Украине сейчас?

В мире только 16 % протяженности железных дорог имеют колеи 1520 мм, а 60 % – колеи 1435 мм. Когда-то и на наших западных землях были такие пути. Мир сделал свой выбор давно. Одна только Россия, имеющая стандарт колеи 1520 мм, запроектировала высокоскоростные магистрали такой ширины колеи. Наверное, там это оправдано, ведь там протяженность будущей ВШМ будет около 9000 км. 

И уточним термины: скоростная железная дорога – это до 200 км/ч, а высокоскоростная - более 250 км/ч, например, 300-350 км/ч; в Китае, Франции ездят уже более 500 км/ч. Строить в Украине "скоростную" железную дорогу на колее 1520 мм – это бессмысленное расточительство на заранее неконкурентоспособный проект. Только высокоскоростные пути и только 1435 мм.

Поэтому Украина в своей НТС-2030 уже сделала выбор – 1435 мм для пассажирских сообщений между крупнейшими городами. Одна из причин такого выбора – то, что подвижной состав и инфраструктурные решения для такой ширины колеи уже испытаны длительной эксплуатацией в различных странах, есть широкий выбор их производителей и возможности локализации лучших мировых технологий в Украине. Зачем нам изобретать велосипед?

Как следует строить высокоскоростную евроколею – параллельно существующей железной дороге, или по-другому, и почему?

Как пройдет железная дорога – будет определено в ходе технико-экономических обоснований (ТЭО), проектно-изыскательских работ, а также, надеемся, с учетом мнения профессионального сообщества и общественных обсуждений. По нашему убеждению, это должны быть отдельно выделенные линии. Однако желательно, чтобы для них максимально использовались земли полос отвода существующих железных дорог. Вообще, землеотвод – это один из важнейших начальных этапов.

Имеют ли опыт строительства таких колей страны, которые входят или входили в стандарт 1520 мм? Как это было?

Здесь надо говорить не только о стандарте 1520 мм, а снова вспомнить Испанию и Японию, которые имеют свои национальные стандарты, но для ВШМ выбрали именно путь 1435 мм и не имеют проблем. В Украине есть колеи 1435 мм, проходящие через нашу территорию между Словакией и Румынией. Есть проект сооружения колеи 1435 мм от западной границы до Львова. Переход на другую ширину колеи не является непреодолимой технической проблемой, о чем свидетельствует быстрая и массовая перешивка путей с 1435 на 1524 мм в западной части нынешней территории Украины в период 1939-1945 гг. Здесь все диктуется экономической или социально-политической целесообразностью. Это опять же вопрос ТЭО.

Поскольку строительство высокоскоростной железной дороги прописано в стратегии до 2030 года, что следует сделать, чтобы успеть воплотить замысел за 12 лет?

А почему не раньше? Современные технологии строительства впечатляют. Китай в год строит в среднем 2000 км высокоскоростных путей и имеет уже большую их протяженность, чем все железные дороги Украины. В мире есть у кого и чему поучиться.

Что следует сделать, с чего начать, чтобы успеть?

Во-первых, с понимания и поддержки на самом высоком государственном уровне того, что евроколея в Украине имеет смысл только как высокоскоростная, соединенная с Трансъевропейской транспортной сетью TEN - T. Что украинская евроколея – это не только национальный инфраструктурный проект, это составляющая глобальных интеграционных процессов. Что надо начинать поиск международных партнеров нашего проекта.

Во-вторых, надо понять не только руководству государства, но и бизнесу, общественности, что с успешного проекта высокоскоростного пути начнется много положительных процессов в транспортной отрасли, всей экономике, обществе. Начинать готовить законодательную и нормативную базу для землеотвода, проектирования и других вопросов. Искать источники финансирования, по принципу государственно-частного партнерства. Разворачивать PR-кампании.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян хочет соединить евроколеей Киев, Одессу, Днепр, Львов и Харьков. К каким городам скоростные пути выгодны или оправданы, а к каким нет?

Выгодность или оправданность проекта определяется его ТЭО, в англоязычной среде это называется Feasibility study. Время от времени из разных источников звучат новости, что якобы в Украине уже есть подобное ТЭО для железной дороги. Однако пока широкой общественности неизвестны выводы этого ТЭО по тем городам, в которых евроколея будет выгодной или оправданной. Но и без того логика подсказывает, что совместить Киев скоростной ж/д со Львовом, Одессой, Днепром и Харьковом - это правильная мысль, высказанная министром. Чем большие города – тем больше пассажиропоток между ними.

От Ассоциации "Высокоскоростные магистрали" хотел бы добавить – эти евроколеи должны быть высокоскоростными, не менее 300 км/ч. Иначе как достичь озвученной министром цели НТС-2030 – довести среднюю скорость поездов на наших железных дорогах до 150 км/ч, если сейчас она у грузовых поездов 20-30 км/ч. Здесь простая арифметика.

Источник: Сегодня

06 июля 2018 г.
5067
Замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Лев Парцхаладзе рассказал, что ждет украинск...
31 мая 2018 г.
2813
Интервью Виктора Довганя о строительстве бетонных дорог в Украине и развитии общественного транспорт...
14 мая 2018 г.
3545
Руководитель ГАСИ рассказал об изменениях в законодательстве, незаконной застройке и первых рез...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
Сегодня
622
Щодалі сильніші та триваліші теплові хвилі руйнують бітумну черепицю. Різкі перепади температури роз...
01 ноября 2024 г.
4877
Це може призвести до повного припинення діяльності основної програми компенсацій в Україні в наступн...
01 ноября 2024 г.
2056
Для цього народні депутати пропонують передбачити відповідні видатки із загального бюджетного фонду...
Сегодня
449
Особенности и преимущества масляных радиаторов...
01 ноября 2024 г.
1360
Всередині нього буде знаходитися величезний атріум зі спіралеподібною вежею в центрі. Навколо цієї в...
01 ноября 2024 г.
534
Автор проєкту, відомий японський архітектор Шигеру Бан, зазначає, що музей є роботою з органічним фа...
22 октября 2024 г.
1453
Захід стане майданчиком для конструктивного діалогу, висловлювання та обговорення різноманітних думо...
15 октября 2024 г.
1732
19 листопада усі провідні бімщики країни знову зустрінуться, щоб подискутувати, обговорити події, но...
10 октября 2024 г.
1274
У Києві відбудеться професійний форум, де зберуться провідні експерти та фахівці будівельної га...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
351
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3679
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!