В чем суть концепции госполитики в сфере теплоснабжения от Минрегиона

904 2017-02-22 07:46:00



В январе Минрегион представил разработанную им Концепцию реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, рассчитанную до 2035 г. Она предполагает глубокое реформирование системы теплообеспечения страны, пишет «Сегодня».

Проблема, которая требует решения

В Украине процент потребителей, охваченных системой централизованного теплоснабжения, является довольно высоким. Это объясняется тем, что, в отличие от стран Западной Европы, значительная часть украинских потребителей тепловой энергии сконцентрирована в компактных районах, в многоквартирных домах, значительные объемы тепловой энергии потребляются промышленными предприятиями.

Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) страны обогревают 25 городов. Большинство из них были введены в действие в 1950-1980 гг. С тех пор существенно изменились не только технологии производства, но и спрос на тепловую энергию в регионах их размещения. За исключением относительно новых ТЭЦ Киева и Харькова, на большинстве других основное оборудование устарело.

Тепловые электростанции (ТЭС), которые вместе с производством электроэнергии поставляют тепло, также нуждаются в модернизации. На сегодня 92 % их энергоблоков отработали свой расчетный ресурс (100 тыс. часов), а 64 % превысили признанную в мировой энергетической практике границу предельного ресурса и физического износа (соответственно 170 тыс. и 200 тыс. часов).

На предприятиях коммунальной теплоэнергетики (КТЭ) 60 % котельных отработали свой нормативный срок, а на 38 % котельных эксплуатируются устаревшие котлы с низким КПД. Почти 40 % тепловых пунктов находятся в аварийном состоянии, что приводит к постоянным перебоям в системе горячего водоснабжения и перерасходу ресурсов.

Тепловые сети в основном сильно изношены, 16 % их общей протяженности находятся в аварийном состоянии.

Схемы теплоснабжения городов и других населенных пунктов разрабатываются без учета или при отсутствии схем территориального развития и генеральных планов застройки. Это не позволяет обеспечить оптимальное развитие системы теплоснабжения на основе сочетания централизованного и автономного теплоснабжения.

В Киеве разработано 8 программ, позволяющих сэкономить на отоплении и воде

По мнению авторов Концепции, стратегический подход к реформированию системы, состоит из трех компонентов:

Пересмотр порядка тарифообразования. Несмотря на повышение цен на природный газ для предприятий ТКЭ и, соответственно, повышение в прошлом году тарифов на услуги централизованного отопления, остаются капитальные и операционные расходы предприятий, которые не покрываются тарифом. Так не учитываются, например, расходы, связанные с обслуживанием кредита, взятого в международных финансовых организациях на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, отсутствует отлаженный механизм корректировки тарифов в случае повышения операционных расходов, что удерживает тариф ниже необходимого уровня в условиях повышения цен на энергоресурсы, роста минимальной заработной платы и т.п.

Корректировка системы расчетов между субъектами рынка. Нынешняя система является разбалансированной вследствие несогласованности предельных сроков расчетов за природный газ и услуги по централизованному отоплению, существующей системы клиринговых расчетов и отсутствия стимулов к своевременной оплате услуги потребителями. Вследствие имеющихся долгов за поставки энергоресурсов имеют место случаи блокировки счетов предприятий КТЭ, что делает невозможным своевременное обслуживание кредитов.

Изменение системы предоставления субсидий. В существующей системе четко не определена ответственность за несвоевременную или неполную уплату за предоставленные услуги между потребителем и государством в лице многочисленных органов, участвующих в расчетах; нет контроля за начисленной и фактически полученной суммой субсидии; система благосклонна к взаимозачетам, что отрицательно отражается на проведении расчетов и ответственности за правильность определения суммы платежа.

Сроки реализации

Реализация Концепции предусмотрена в период до 2035 г. и состоит из трех основных этапов.

На первом (2017-2018 гг.) предполагается:

- упростить реализацию инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и модернизацию предприятий КТЭ;

- установить тарифы, которые полностью покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;

- внедрить механизмы стимулирующего тарифообразования;

- стимулировать снижение потерь при производстве и транспортировке тепловой энергии;

- содействовать переходу субъектов хозяйствования на рынках поставки тепловой энергии на двухставочные тарифы (состоящие их фиксированной «абонентской» платы и платы за потребленный объем);

- определить пути развития сферы теплоснабжения по каждому региону и населенному пункту, создать дорожные карты возможного перехода населенных пунктов от системы централизованного теплоснабжения к автономному теплоснабжению или индивидуальному (поквартирному);

- перейти на расчеты денежными средствами на действующие счета со специальным режимом использования в части возмещения субъектам хозяйствования из государственного бюджета льгот и жилищных субсидий.

Долги населения за тепло и горячую воду превысили 9 млрд гривен

На втором этапе (2019-2025 гг.) предусматриваются:

- инвестиционно-инновационное развитие предприятий КТЭ при массовой термомодернизации (40-50 % зданий);

- реконструкция и модернизация систем теплоснабжения, достижения среднего по Украине уровня потребления тепла в зданиях 60-80 кВт/ч/кв. м;

- достижение доли использования альтернативных источников энергии в общем балансе систем теплоснабжения в 30 %;

- переход на рыночные условия функционирования предприятий ТКЭ, развитие конкурентной среды в сфере теплоснабжения.

На третьем этапе (2026-2035 гг.) ожидаются:

- завершение 100 % термомодернизации зданий;

- достижения среднего по стране уровня потребления тепла в зданиях 20-60 кВт/ч/кв. м;

- достижения доли использования альтернативных источников энергии в 40 %.

Пути и способы решения проблемы

Совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения планируется осуществлять по следующим направлениям:

- принятие новых и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты по вопросам экономической стабилизации и развития предприятий КТЭ;

- внедрение механизмов экономического стимулирования экономного потребления энергоносителей и поощрения инвестиций в энергосбережение;

- урегулирование отношений, возникающих в связи с производством, поставкой, транспортировкой и потреблением тепловой энергии;

- установление норм потребления энергоносителей на производство и транспортировку тепловой энергии;

- установление предельных и сменных норм потребления тепловой энергии в зданиях;

- развитие объектов теплоснабжения, использующих местные и альтернативные энергоресурсы;

- переход населенных пунктов от централизованного теплоснабжения к системе автономного теплоснабжения дома или индивидуального теплоснабжения.

Средствами реализации приоритетов конкурентной и инвестиционной политики в сфере теплоснабжения могут быть следующие:

- создание организационных механизмов привлечения частного капитала по договорам аренды и концессии;

- приватизация генерирующих мощностей тепловой энергии;

- упорядочение отношений собственности;

- внедрение энергетического менеджмента на всех уровнях управления.

Чем опасны для населения готовящиеся коммунальные нововведения

Введение паспортизации систем теплоснабжения города (региона) и энергетической паспортизации зданий, уточнение необходимых величин тепловых нагрузок, что будет осуществляться по следующим направлениям:

- разработка схем развития системы теплоснабжения, которая предусматривает оптимальное сочетание в пределах населенного пункта различных видов снабжения;

- осуществление мероприятий по обустройству узлов общедомового и квартирного учета и регулирования использования тепловой энергии;

- переход на систему теплоснабжения зданий путем установки индивидуальных тепловых пунктов.

Увеличение объемов услуг и расширение их ассортимента для увеличения общего объема продаж и уменьшения стоимости тепловой энергии. Для этого в южных регионах и центральных районах крупных городов, где сконцентрированы административные, торговые и другие здания, целесообразно внедрять системы комбинированного производства электроэнергии, тепла и холода.

Тарифообразование в сфере теплоснабжения будет осуществляться по следующим направлениям:

- внедрение методологии предельных тарифов и связанных с ее применением простых и гибких механизмов пересчета и изменения тарифа при изменении внешних факторов;

- совершенствование подхода к определению процента плановой прибыли;

- переход к возможному выбору участниками рынка видов тарифов;

- установление тарифов, которые покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;

- обеспечение перехода к стимулирующему тарифообразованию;

- согласование предельных сроков расчетов потребителей за услуги и предприятий КТЭ за природный газ;

- стимулирование потребителей к своевременной оплате за потребленные услуги централизованного отопления;

- проведение поэтапной монетизации субсидий.

Источник: segodnya.ua

Интересные новости:
20.02.2017
1553
Для чего регулятор ввел измерение газа в единицах энергии и от чего зависит качество природного...
20.02.2017
832
Краткосрочным последствием ЧП эксперты называют угрозу украинскому экспорту электроэнергии в ЕС, а т...
17.02.2017
1091
Одно из самых ходовых предложений – магниты, останавливающие газовые и водяные счетчики...
15.01.2018
2478
Випадків порушення технології утеплення будинків є багато. Не всі вони призводять до руйнування фаса...
28.12.2017
1064
Даже самые безобидные, на первый взгляд, домашние электроприборы, могут совершенно незаметно для нас...
22.12.2017
660
Тарифы кардинально не изменились, однако Кабмин сократил нормативы и фактически вернул ста...