Два в одном: может ли председатель ОСМД быть его бухгалтером?

1322 2017-02-06 07:17:00


Одно из возможных направлений экономии, к которому порой прибегают совладельцы с целью сокращения расходов, является избрание председателем правления ОСМД лица, компетентного в вопросах ведения бухгалтерского учета, с последующим поручением ему соответствующих обязанностей. Однако правильно ли это с точки зрения действующего законодательства и какие практические последствия такого совмещения обязанностей?

Начнем с основного: выполнение председателем правления ОСМД функций бухгалтера НЕ противоречит действующему законодательству, пишет ИА «Украина Коммунальная».

Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона Украины «Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, одной из форм организации бухгалтерского учета на предприятии является самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия.

Приведенная норма вполне касается случаев ведения бухучета председателем правления ОСМД. Ведь правление является органом, который избирается для руководства текущей деятельностью объединения (согласно ч. 17 ст. 10 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-ІІІ), а следовательно – председателя правления вполне можно считать руководителем.

Дополнительным аргументом в пользу возможности выполнения председателем правления ОСМД функций бухгалтера может служить ч. 20 ст. 10 Закона № 2866, которым к компетенции правления отнесены в том числе и ведение бухгалтерского учета и отчетности о деятельности объединения.

Далее рассмотрим некоторые практические вопросы, связанные с наделением председателя правления ОСМД обязанностями бухгалтера.

Половину украинских многоэтажек отдадут под управление ОСМД

Как правильно оформить возложение на председателя правления ОСМД обязанностей бухгалтера?

Прежде всего следует исходить из того, на каких началах председатель правления ОСМД выполняет свои обязанности – общественных или по трудовому договору. 

Так, если председатель правления ОСМД выполняет обязанности на общественных началах, вариантов немного. Чаще всего в таком случае единственным юридически значимым документом, который определяет обязанности главы правления, является устав ОСМД. Поэтому, если будет принято решение, что председатель правления будет выполнять обязанности бухгалтера, это должно указываться в учредительных документах объединения.

Если решение о возложении обязанностей бухгалтера на председателя правления принимается на этапе, когда ОСМД уже зарегистрировано, нужно внести изменения в устав. Конечно, это не самый простой путь. Ведь, кроме того, что придется созвать общее собрание совладельцев, необходимо будет еще и зарегистрировать новую редакцию учредительных документов, заплатив за это административный сбор.

В 2017 году плата за государственную регистрацию изменений в учредительные документы ОСМД составляет 480 грн.

Поэтому советуем на этапе утверждения устава ОСМД в части определения обязанностей председателя правления прописывать, что приведенный перечень таких обязанностей не является исчерпывающим и детализируется в положении об обязанности председателя правления ОСМД (в случае если последний работает по трудовому договору – должностной инструкции председателя правления ОСМД). В таком случае при условии возложения на председателя правления обязанности по ведению бухгалтерского учета (как, собственно, и любых других), достаточно будет внести изменения в соответствующее положение об обязанностях (должностной инструкции).

В случае если председатель правления является наемным работником (находится в трудовых отношениях с ОСМД) – альтернатив немного больше.

Дело в том, что в таком случае возникает вопрос относительно наличия совмещения профессий (должностей) – ситуации, когда работник выполняет на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Обслуживанием столичных многоэтажек займется европейская компания

Совмещение может иметь место в том случае, если штатным расписанием ОСМД предусмотрена отдельная должность бухгалтера. В таком случае есть 2 возможных варианта действий.

1. Внести изменения в штатное расписание, выведя из него должность бухгалтера.

2. Оформить возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на председателя правления ОСМД как совмещение.

Откровенно говоря, первый вариант является более привлекательным. Ведь совмещение профессий считается изменением существенных условий труда, поэтому председатель правления ОСМД должен быть уведомлен об этом не позднее чем за 2 месяца (ч. 3 ст. 32 Кодекса законов о труде Украины). Кроме того, при совмещении профессий (должностей) работнику за это должно осуществляться доплата (ст. 105 Кзот).

В случае если должность бухгалтера в штатном расписании отсутствует, процедура возложения обязанностей по ведению бухучета на председателя правления, который является наемным работником, схожа с той, что применяется во время выполнения председателем правления своих обязанностей на общественных началах: необходимо внести изменения в должностной инструкции, а если в уставе приведен исчерпывающий перечень обязанностей председателя правления – также изложить в новой редакции учредительные документы.

Правда, существует еще один нюанс: если с председателем правления трудовой договор заключен в письменной форме, до последнего также нужно будет внести соответствующие дополнения и уточнения (путем оформления приложения к такому договору).

Соответственно, если еще на этапе создания ОСМД было согласовано, что председатель правления одновременно будет работать бухгалтером, соответствующие обязанности надо предусмотреть в уставе, трудовом договоре и должностной инструкции еще в начале.

Последствия возложения на председателя правления ОСМД обязанностей бухгалтера

В ситуации, когда обязанности председателя правления и бухгалтера исполняет одно и то же лицо, стоит обратить внимание на некоторые практические нюансы.

Бурный рост, саботаж на местах и битвы с газовщиками: как ОСМД пережили 2016 год

Во-первых, одна из важных обязанностей бухгалтера – составление и представление налоговой отчетности. Традиционно такая отчетность скрепляется одновременно двумя подписями – руководителя и бухгалтера. Вместе с тем в пп. 48.5.1 Налогового кодекса Украины законодатель предусмотрел следующее: в случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем плательщика налога такая налоговая декларация подписывается этим руководителем. То есть уполномочивать любое другое лицо (скажем, из числа членов правления) на подписание налоговой отчетности вместе с председателем правления нет нужды.

Во-вторых, именно подпись бухгалтера, как правило, является второй подписью, что указывается в карточке с образцами подписей и оттиска печати при открытии текущего счета юридическому лицу (абз. 2 п. 18.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492, далее – Инструкция № 492). В свою очередь, в п. 18.6 Инструкции № 492 закреплено: по счетам юридических лиц и счетам обособленных подразделений, в штатном расписании которых нет лиц, которым может быть предоставлено право второй подписи, в банк представляется заверенная карточка с образцами подписей лиц, которым принадлежит право первой подписи. В этом случае при составлении карточки в графе, предназначенной для указания должностей лиц, которые имеют право второй подписи, делается надпись о том, что в штатном расписании нет таких лиц. То есть, опять же, без подписи второго вполне можно обойтись.

Обратим внимание еще на один довольно важный вопрос. Согласно ч. 6 ст. 22 Закона № 2866, для финансирования самообеспечения объединения совладельцы уплачивают соответствующие взносы и платежи в размерах, установленных общим собранием объединения. Если соответствующие взносы осуществляются наличными (а именно так обычно и происходит на практике), ОСМД нужна касса, а следовательно, и кассир.

С целью, опять же, оптимизации расходов на оплату труда обязанности кассира зачастую возлагаются на бухгалтера. Однако если функции бухгалтера будет исполнять руководитель, то вариантов два: или заведовать кассой будет поручено все тому же председателю правления, или придется трудоустраивать для этого отдельного человека.

Если совладельцы согласуют первый вариант, то беспокоиться в отношении того, что все кассовые документы подписаны одним лишь председателем правления – не стоит. Действительно, формы таких документов предусматривают их скрепления двумя (бухгалтера и кассира, или руководителя и бухгалтера) или даже тремя (руководителя, бухгалтера и кассира) подписями. Однако Национальный банк Украины в письме от 14.02.2012 г. № 11-117/708-1645 пришел к следующему выводу: при отсутствии на предприятии других работников руководитель имеет право подписывать кассовые документы единолично.

Важно: если председатель правления ОСМД выполняет обязанности на общественных началах, кассиром он быть не может. Объясняется это тем, что в соответствии с п. 4.8 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637, для того, чтобы лицо могло исполнять обязанности кассира, с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. А заключение таких договоров регламентируется именно трудовым законодательством: ст. 1351 Кзот Украины. Так что кассиром может быть только наемный работник.

И напоследок напомним. Если возложение обязанностей бухгалтера на председателя правления ОСМД происходит в уже действующем объединении, в котором ранее бухучетом ведало другое лицо, о передоверии соответствующих обязанностей необходимо уведомить органы ДФСУ. Необходимо подать регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с пометкой «Изменения» в 10-дневный срок со дня возложении обязанностей по ведению бухучета на председателя правления (п. 9.3 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом минфина от 09.12.2011 г. № 1588).

Источник: jkg-portal.com.ua

Интересные новости:
03.02.2017
1891
В домах, где провели термомодернизацию, тратят на отопление в несколько раз меньше...
02.02.2017
1139
Створення енергетичних кооперативів – поширена практика в розвинутих країнах...
02.02.2017
767
В прошлом году trade-in программы анонсировали для двадцати новостроек в столице...
20.11.2017
562
Как на кошельках украинцев отразится новый закон...
17.11.2017
3303
В столице анонсировали снос 3 тысяч хрущевок...