Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.876 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.511 |
USD | 41.700 | 42.185 | 41.876 |
EUR | 43.330 | 44.030 | 43.511 |
Киев всегда считался историческим центром Украины. Несмотря на активную индустриализацию и стремление ко всему новому, у нас всегда оставалось место для пропитанной веками культурной красоты. Каждый турист, приехавший в столицу, в первую очередь, поспешит к историческим достопримечательностям города. Увы, из-за постоянно растущих многоэтажек, торговых центров и прочих развлекательных заведений в Киеве ежегодно уничтожают десятки старинных домов. О том, в каком доме Грушевский провозгласил независимость Украины, сколько в столице разрушающихся памятников архитектуры и как реагирует на это киевская власть, в интервью 44.ua рассказала общественный активист, экс-депутат Киевсовета Елена Терещенко.
С начала нового года вокруг исторических зданий вспыхнул новый скандал. Вы написали на своей странице в соцсети, что сейчас пытаются уничтожить здания на ул. Хорива. Расскажите, чем ценны эти сооружения? И насколько серьезна проблема уничтожения таких зданий в целом по городу?
Я постоянно провожу анализ объектов культурного наследия, находящихся в Киеве, которые противоправно исключают из реестра памятников и сознательно доводят до разрушения. Таких исторических зданий в столице огромное количество. Если взять общую ситуацию по городу, то почти 90 % объектов культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии. Большая их часть – уже в аварийном. И только 10 % домов обеспечены охранными договорами. Но это еще не значит, что их владельцы за ними присматривают и добросовестно реставрируют.
Недавно я составила список тех уникальных для города зданий, которые могут исчезнуть уже завтра. В этот список как раз и попала усадьба, состоящая из четырех домов на ул. Хорива, 2 и 2а. Она ценна тем, что была построена в начале ХIX века известным киевским архитектором Александром Степановичем Кривошеевым в стиле историзма, характеризует историческую застройку Подола указанного века и является памятником архитектуры местного значения. В 2014 году Министерство культуры присвоило эти домам соответствующий охранный статус. Однако владельцу это не помешало, и сейчас, как видим, дома окружены зеленым забором. Со 2-го дома уже сбили крышу и продолжают потихоньку на глазах у правоохранителей с тыльной стороны разбирать кирпичи.
В подобных случаях владелец крушит исторические дома для того, чтобы охранный статус зданий сняли на основании выводов так называемых охранных институтов, которые решат, что усадьба из-за своего аварийного состояния утратила аутентичность и не может быть отреставрирована. И после этого он сможет абсолютно безнаказанно снести дом и построить на этом месте очередную многоэтажку.
Какие еще уникальные исторические дома Киева под угрозой уничтожения?
Достаточно много, порядка сотни.
В ближайшее время собираются уничтожить историческое здание на ул. Сечевых Стрельцов, 91. Это особняк 1902 года, авторства известного киевского архитектора Ипполита Владимировича Николаева. В 2015 году дом пострадал от пожара. Полиция надлежащим образом дело не расследовала. По моему мнению, это был поджог, поскольку до сих пор ни один пожар киевских объектов культурного наследия не был квалифицирован как поджог. Ныне прокуратура через суд пытается его вернуть в коммунальную собственность. Но по всей вероятности здесь идет уже борьба не за дом, а за земельный участок, который потом можно отдать под застройку.
Уникальный дом на ул. Ивана Франко, 17. Это доходный дом авторства архитектора Рыкова, который возвели в начале ХХ века (
Стоит вспомнить дома на ул. Межигорская, 33/19, где был очередной пожар в начале 2018 года. Это доходный дом XIX века черниговского купца Вертипороха, который имеет статус памятника архитектуры. По странному стечению обстоятельств в начале этого года горел еще один исторический дом-памятник архитектуры на ул. Волошской, 5/14. Что интересно: по моей информации, эти два дома принадлежат одним и тем же владельцам. То есть действует преступная группировка по уничтожению культурного наследия, а это вопрос уже национальной безопасности.
Дом 1819 года, который может исчезнуть уже сегодня. Здание находится на ул. Боричев Ток, 23/3. Это памятник архитектуры местного значения. Он представляет ценность как образец застройки Подола после пожара 1811 года. Он полностью разрушен, земля под домом находится в частной собственности. Физическое лицо-владелец земельного участка под домом известен, но кому принадлежит сам дом-памятник киевская власть не знает – точнее, не хочет знать. По правде говоря, она не знает, кому принадлежит львиная доля домов, которые разрушаются недобросовестными владельцами.
Еще один старинный дом на ул. Гоголевская, 32, который в 2012 году был противоправно лишен охранного статуса и вынесен из государственного реестра. Я пыталась «надавить» на органы охраны культурного наследия во время своей депутатской каденции и после этого, чтобы ему вернули охранный статус. Но они сообщили, что не считают это целесообразным. Сейчас по этому зданию есть проект реконструкции в многоэтажку, а поэтому в любой момент его могут разрушить.
Также может исчезнуть (уже завтра) старинный особняк на ул. Грушевского, 4б, охранный статус которого постоянно пытаются снять недобросовестные владельцы. Он представляет огромную ценность, как пример ранней застройки ул. Грушевского возле Крещатика. К тому же, там есть уникальный внутренний дворик со своеобразной системой лестницы. Однако мне известно, что застройщик-инвестор ТОВ «Грааль», который приближен к одиозному Табачнику, хочет на месте дома построить небоскреб. Уже есть проект его строительства. И если дом завалится, к чему ведет застройщик, сознательно доводя его до разрушения, снятие охранного статуса будет гарантировано. А после этого за снесение исторического дома он, скорее всего, останется безнаказанным, поскольку ответственность согласно ст. 298 УК Украины, предусмотрена только за повреждение или уничтожение объекта культурного наследия.
Все эти случаи напоминают мне ситуацию с историческим домом на ул. Б. Хмельницкого, где в 2016 году произошел смертельный обвал. Что сейчас происходит со зданием?
Так и есть. Я лично со своими коллегами неоднократно фиксировала факты повреждения этого дома – памятника архитектуры на ул. Б. Хмельницкого, 12-14. Также неоднократно мы отлавливали работников, которые противоправно разрушали дом изнутри для того, чтобы он упал. Знаю, что в то время фиктивно было создано ОСМД, на баланс которого в 2015 году незаконно передали здание. Они занимались оформлением земельного участка для строительства на этом месте многоэтажки согласно существующему проекту.
Конечно, мы блокировали выделение земельного участка и много раз вызывали на место представителей управления культурного наследия для фиксации правонарушения. Едва добились открытия уголовного производства. Даже вместе с общественностью пикетировали прокуратуру, потому что дело правоохранительными органами не расследовалось. И вот, представьте, через 2 дня после последнего пикета под зданием прокуратуры, дом упал и похоронил под собой двух человек. Вот такая кровавая безответственность, которой можно было бы избежать.
И, к сожалению, сегодня дом до сих пор разрушается, а проект строительства многоэтажки никуда не делся. Вину в этом деле переложили на прораба. А реальная виновница трагедии, руководитель этого ОСМД, никоим образом не была наказана. Мы пытались добиться, чтобы ей хотя бы объявили подозрение, но правоохранительные органы этого делать не захотели.
Известно ли вам, какая судьба ждет бывший Центральный гастроном возле ЦУМа, который тоже является объектом культурного наследия?
Это действительно памятник архитектуры. Здание было построено в 1874 году на средства французского предпринимателя Жана-Батиста Кане в стиле позднего классицизма. До того, как дом стал Центральным гастрономом, в нем была гостиница (так и называлась «Кане» – ред.), которая служила резиденцией Павлу Скоропадскому и была центром политических событий в 1918 году.
Еще один дом, который имеет связь со зданием возле ЦУМа через одних и тех же недобросовестних владельцев, расположен напротив Софии (ул. Софиевская, 20/21). Несмотря на то, что статус памятника был снят со здания, он имеет огромное значение для украинской государственности, поскольку с его балкона Михаил Грушевский в 1918 году провозгласил независимость Украины, зачитывая IV Универсал. В прошлом году его тоже начали разрушать, но мы физически это остановили. Сейчас он спрятан завесой.
Как я упомянула раньше, между этими домами есть связь: одни и те же владельцы заказали схожие проекты реконструкции в уродливые многоэтажки с многоуровневыми подземными паркингами и огромными шпилями. Успели даже согласовать в Минкультуры. Но когда разгорелся скандал с этими зданиями, их уничтожение временно приостановили. Конечно, через некоторое время недобросовестные владельцы снова начнут свои противоправные действия, если не будут привлечены к уголовной ответственности. Так же, как и чиновники, которые незаконно снимали охранный статус.
А что говорят у Виталия Кличко относительно уничтожения таких зданий?
Во время моей депутатской каденции мы организовали рабочую группу при комиссии по культуре, где устанавливали недобросовестных владельцев и пытались убедить мэра наконец начать процесс возвращения домов в коммунальную или государственную собственность. Но, к сожалению, политической воли до сих пор нет, хотя Виталий Кличко нам даже письменно ответил, что он готов это делать. Однако фактических результатов пока нет.
Кроме того, в прошлом году (29 ноября) я лично передала из рук в руки Генеральному прокурору Украины Юрию Луценко список 50-ти объектов культурного наследия (исторических домов и охранных зон Киева), которые беспощадно уничтожаются, но уголовные дела по факту уничтожения которых правоохранительными органами или вообще не возбуждаются, или не расследуются надлежащим образом.
Также на День Киева нами было организован марш защиты его культурного наследия, исторических домов. Конечно, благодаря общественной активности мы одерживаем некоторые победы. Но они точечные, системно ситуация не меняется. И не изменится до тех пор, пока в нашей стране не начнут уважать и выполнять законы, пока не заработает принцип неотвратимости наказания и механизм привлечения к уголовной ответственности за повреждение или уничтожение объектов культурного наследия всех без исключения виновных лиц.
Общая картина по памятникам культуры выглядит ужасающе. Скажите, есть все-таки в Киеве дома, которые мы точно не потеряем?
Конечно, в столице есть некоторая часть старинных зданий, которые реставрируются добросовестными владельцами и по которым нет претензий. К примеру, можно вспомнить «Дом со змеями и каштанами» на ул. Большая Житомирская, 32. Там была очень скандальная ситуация. Несколько лет мы проводили огромную работу с правоохранительными органами, с управлением охраны культурного наследия, чтобы заставить владельца данного памятника архитектуры – ТОВ «Акваплаз» отреставрировать уникальный этот объект. Под нашим давлением на него было открыто уголовное дело и выписан значительный штраф. Но только после того, как на протяжении двух лет нам удавалось блокировать возможность получения земли под этим зданием, недобросовестный владелец окончательно понял, что его план не пройдет. (Получая землю под домом, владелец получает право проводить реконструкцию, то есть перестройку здания – ред.).
И тут уже наши правоохранители не разбираются, что законодательство по отношению к объектам культурного наследия разрешает исключительно реставрацию. Поэтому многие недобросовестные собственники даже не утруждаются снимать охранный статус, а просто осуществляют реконструкцию под видом реставрации, как правило, с пристройкой или надстройкой. Таким образом, потеряв надежду, что получит землю, ТОВ «Акваплаз» передал «Дом со змеями и каштанами» другому пользователю. Тот, в свою очередь, провел пресс-конференцию, объявив, что в любимом всеми киевлянами здании будет проходить реставрация. Посмотрим…
Еще приводят в порядок дом на Верхнем Валу, 28/12. Ранее здание находилось у арендатора, строительной компании «Консоль», которая доводила его до состояния разрушения. Мы с активистами пытались надавить на киевскую власть, чтобы она разорвала этот договор аренды, который нарушался арендатором, находящимся в состоянии банкротства. Шли суды. Сейчас же мы видим, что дом реставрируют. То есть обращение в правоохранительные органы и общественное давление иногда дает хоть какие-то результаты. Но он реставрируется с надстройкой мансарды, что априори не может допускаться по отношению к объектам культурного наследия, потому что это уже реконструкция, а не реставрация. Но можно сказать, что этот дом мы уже не потеряем.
Как вы считаете, с такими темпами, что будет с памятниками архитектуры в столице через 10 лет?
Они 10 лет не протянут. Есть, как минимум, 50 старинных зданий, которые могут исчезнуть уже завтра. Я уже не говорю об уникальных охранных зонах: это рукотворные пещеры на Смородинском спуске, Юрковица, где есть памятник археологии национального значения, Щекавица, Старокиевская и Замковая гора, гора Уздыхальница, где также ведется противоправное строительство за Замком Ричарда. Киев ценен именно своим уникальным природным ландшафтом и неповторимой исторической застройкой, но все это безжалостно и, главное, безнаказанно уничтожается.
Зато процветает хаотическая застройка: возводят огромное количество безобразных многоэтажек, которые часто вообще являются самостроями. В таком строительном беспределе, когда речь идет только о сверхприбыли для строительной мафии, представленной как в Киевсовете и органах исполнительной власти, так и в Верховной Раде Украины, где интересы застройщиков лоббируется на национальном уровне продвижением соответствующих законов, о завершении Революции достоинства говорить слишком рано.
Источник: 44.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.