Украинцам, которые недавно получили рыночные цены на газ, теперь грозятся такими же «экономически обоснованными» тарифами на свет, сообщает UBR.ua.
До июля 2019 года власти обещают запустить в нашей стране полноценный рынок электроэнергии. Главное нововведение: устранение различий между ценами для населения и промышленных потребителей — все будут платить одинаково.
Протолкнуть через парламент законопроект о рынке электрической энергии (№4493), зарегистрированный почти год назад, пытается уже второй состав Кабмина. Как сообщал UBR.ua, есть вероятность, что его все-таки примут этой весной.
Напомним, этот документ, по аналогии с законом о рынке газа, должен создать конкуренцию на рынке электроэнергии. То есть, разделить производство э/э, ее доставку по линиям передач и продажу конечным потребителям между разными компаниями.
Главная цель внедрения европейской модели функционирования рынка электроэнергии (что является частью международных обязательств Украины) — дать возможность потребителю самому выбирать поставщика электроэнергии и платить за нее по цене, сформированной спросом и предложением, а не по установленным государством тарифам.
«Принятие этого законопроекта должно создать, прежде всего, технические и организационные возможности для подсоединения к европейскому рынку электроэнергии. Так как соединиться могут только подобные друг другу системы», — сказал первый секретарь представительства ЕС в Украине Хосе Мануэль Эрнандес.
Что светит украинцам
По словам экспертов, действующая модель единого оптового покупателя — оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) Украины, внедренная еще в 1996 году, полностью себя исчерпала.
«Сейчас на рынке существуют две главные проблемы. Перекрестное субсидирование тарифов для населения за счет промышленности, а также и огромные долги перед участниками рынка. В частности, практически все генерирующие компании сейчас банкроты», — рассказал первый замглавы Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрий Саква.
Дело в том, что в 2010-2014 годах цена электроэнергии для населения оставалась почти неизменной, хотя расходы на ее производство и доставку потребителям росли. Тарифы же увеличивались только для промышленности. В итоге предприятия платили примерно в 1,7 раза больше, чем население.
То есть, за счет промышленности и частично госбюджета дотировалось население. Поднятие тарифов для населения в пять этапов (примерно в 3,5 раза с апреля 2015 года по март 2017 года) должно было устранить этот перекос, сделав цену на свет для всех одинаковой.
Это было также одним из требований МВФ в рамках выделения кредита по программе расширенного финансирования.
Но задуманное так и не реализовали, и цены на электроэнергию продолжали расти не только для населения, но и для промышленности. В частности, благодаря изменению принципа расчета стоимости энергии для промышленности в привязке к цене импортного угля (Роттердам +).
Ситуацию усугубляет низкий уровень конкуренции между разными производителями, так как потребители, особенно население, не могут отказаться от услуг облэнерго в пользу другого поставщика. Кроме того, накапливались долги по всей цепочке «производители — ГП «Энергорынок» — поставщики — потребители».
«Сегодня мы наблюдаем огромный объем перекрестного субсидирования промышленностью населения — сумма дотаций в 2016 году составила более 45 млрд грн», — рассказал специалист по рынку электроэнергии Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Станислав Масевич.
Теоретически, введение новой модели энергорынка, в соответствии с требованиями Третьего энергопакета ЕС, должен устранить эти проблемы.
За два года, которые отводятся на переход от одной модели к другой, в Украине должны появиться разные сегменты рынка электроэнергии: рынок «на сутки вперед» и внутреннесуточный рынок, рынок двусторонних контрактов, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг.
«Принятие закон о рынке электроэнергии — только первый шаг на этом пути, который должен завершиться 1 июля 2019 года. Предстоит принять еще минимум полсотни подзаконных актов. В частности, до 1 июня должен появиться ряд кодексов о принципах передачи, коммерческого учета и прочих аспектах функционирования рынка э/э», — рассказал глава подкомитета по вопросам электроэнергетики комитета ВР по вопросам ТЭК Лев Пидлисецкий.
Сначала подорожает, а там — посмотрим
Предполагается, что в 2019 году, когда начнется новый этап функционирования рынка э/э, любой потребитель будет платить рыночную цену за свет. Однако, как отмечает Юрий Саква, и сейчас действует закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», где часть положений будущего энергорынка уже выписана, но эти нормы не исполняются.
«Закон о рынке электроэнергии, безусловно, нужен, но тогда давайте отменим закон №663», — предлагает Юрий Саква.
По словам народного депутата Льва Пидлисецкого, как показывает мировой опыт, сразу после введения рыночных методов определения цены, электроэнергия дорожает. Однако затем устанавливается баланс спроса и предложения и теоретически цены могут упасть.
Соответственно, не должно быть и перекрестного субсидирования. Вот только на каком уровне будет зафиксирована цена через два года, никто не берется предположить.
Мало того, эксперты затрудняются ответить, какую часть тарифа независимый регулятор будет выравнивать: далее поднимать тарифы для населения или снижать их для промышленности.
К сожалению, весь предыдущий опыт показывает, что в ближайшее время будут расти обе составляющие.
Например, с 1 апреля вместо запланированного снижения оптовой рыночной цены на электроэнергию на 5,8% ее повысили на 1%, до 1341,57 грн за 1 МВт/ч (без НДС) во втором квартале 2017 года и 1365,72 грн за 1 МВт/ч (без НДС) во второй половине года.
А значит, цену для населения также постепенно будут подтягивать до «экономически обоснованного уровня».
Между тем, по словам вице-премьера Владимира Кистиона, курирующего вопросы ТЭК, если будет расти стоимость угля на мировых рынках, то в Украине неизбежно увеличится оптовая цена электроэнергии. И заплатят по повышенному тарифу предприятия, так как правительство не станет повышать в ближайшее время стоимость света для населения. Это означает сохранение перекрестного субсидирования, по крайней мере, пока.
Источник: UBR.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.