Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.876 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.511 |
USD | 41.700 | 42.185 | 41.876 |
EUR | 43.330 | 44.030 | 43.511 |
В Украине в 2015 году было произведено около 48 млн куб. м бытовых отходов (без учета данных АР Крым и Севастополя), которые захоронены на 6 тыс. свалок и полигонах общей площадью более 9 тыс. га. И это только официальные данные министерства регионального развития, строительства и ЖКХ. Как заявляют в экологическом движении «Let’s do it, Ukraine!», в стране насчитывается еще более 35 тыс. незаконных полигонов. И хотя закон «Об утверждении государственной программы обращения с отходами на 2013-2020 годы» все еще действует, предусмотренные им меры проблему не решают: по официальной статистике, мусором покрыто уже 7-9 % территории Украины, на полигонах захоронено 1,6 млрд куб. м бытовых отходов, пишет портал «ДЕЛО», ссылаясь на журнал «ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг».
Для решения проблемы власти создали рабочую группу по разработке Национальной стратегии обращения с отходами, однако единственное, в чем пока преуспели в минприроды, это в создании реестра полигонов ecomapa.gov.ua, где любой человек может оставить сообщение о стихийной свалке, а власти обязуются ее ликвидировать. Здесь также планируют разместить паспорта официальных полигонов, данные о степени их загруженности и информацию о возможностях для инвесторов.
94 % отходов в Украине вывозится на полигоны.
Смешай и не мешай
В мире понятие «мусор» по отношению к бытовым отходам населения давно устарело, поскольку они превратились в основной источник вторичного сырья, а «старый» мусор используют для получения тепловой и электрической энергии. В Украине, по данным минрегионстроя, в 2015 году было утилизировано только 5,93 % бытовых отходов, из них лишь 3,2 % попало на заготовительные пункты вторсырья и мусороперерабатывающие заводы. Для сравнения: в Швеции перерабатывают 95 % отходов.
В Украине просто не хватает сортировочных мощностей. Формально бытовые отходы собирают раздельно в 573 населенных пунктах, а в стране работает 22 мусоросортировочные линии в 17 городах. Однако на практике украинцы крайне редко сознательно подходят к разделению мусора. Вместе с тем с экономической точки зрения сортировка – самая трудоемкая часть процесса переработки отходов, и отсутствие сортировки мусора дома приводит к загрязнению поддающихся вторичной переработке отходов (бумага, пластик и т.д.) остатками пищи, а значит, дополнительным затратам на его очистку. На такие издержки бизнес идти не хочет, ему выгоднее завозить вторсырье для стекольных и картонно-бумажных комбинатов из-за рубежа. При этом власти не видят проблемы в том, что украинцы не хотят следовать примеру стран Европы и сортировать мусор дома.
«Многие говорят, что необходимо сортировать мусор дома, а потом уже в разных пакетах отдавать на утилизацию. Но мне кажется (и я буду лоббировать эту идею), что сортировка мусора должна происходить не дома, а на специальных площадках», – считает министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак. Свою позицию он объясняет заботой об экологии: за разными видами отходов машины должны будут приезжать по несколько раз, загрязняя воздух выхлопными газами.
Как мы видим, не только сортировать, но и сжигать мусор в Украине особо негде. В стране работает один полноценный мусоросжигательный завод «Энергия» в Киеве (сжигает 720-750 тонн отходов в сутки), стационарная мусоросжигательная установка в Люботине Харьковской области и две передвижные установки в Харькове. «Современное решение проблемы переполненных полигонов и стихийных свалок – строительство мусоросжигательных заводов. Один небольшой завод способен утилизировать до 150 тыс. тонн мусора в год, при этом вырабатывая 25 МВт тепловой и 10 МВт электроэнергии», – отмечает Алексей Пархоменко, генеральный директор компании «Котельно-механический завод Пархоменко» (КМЗП), специализирующейся на производстве оборудования для малой, средней и большой теплоэнергетики. По данным минрегионстроя, системы получения биогаза установлены на семи полигонах в Украине и только на пяти эксплуатируются когенерационные установки.
А пока мощности по переработке отходов находятся лишь в планах, выбрасывать мусор в Украине по-прежнему дешевле, чем перерабатывать. Так, согласно утвержденному НКРЭКУ тарифу, бюджетные организации должны платить за переработку мусора 46 грн/кв. м, а за захоронение лишь 14 грн/кв. м. Для других организаций тариф составлял 53 грн/кв. м и 16 грн/кв. м соответственно. Таким образом, у инвесторов нет стимула вкладывать средства в строительство мусороперерабатывающих мощностей в Украине, ведь из-за существующих тарифов намного выгоднее хоронить мусор на полигонах. А еще более «экономически целесообразно» – на стихийных свалках, заплатив за захоронение вдвое меньше утвержденного государством тарифа, а то и вовсе оставить мусор в лесу или поле.
Не для частных глаз
Сегодня деятельность по переработке и захоронению бытовых отходов не требует лицензирования, и все это мог бы делать частный бизнес. Тем более что этот бизнес привлекателен с финансовой точки зрения: тонна очищенного мусора со 100 %-ным содержанием пластика стоит на мировом рынке около тысячи евро, а изделий из пластмассы в городских отходах около 60 %. Однако из 1125 организаций, которые предоставляли услуги саночистки городов в 2015 году, только 279 частной формы собственности.
Проблема в том, что в настоящее время компании, занимающиеся захоронением бытовых отходов и их переработкой, являются субъектами природных монополий, а тарифы за их услуги устанавливает государство в лице НКРЭКУ. Рынок был фактически монополизирован государством в 2012 году, и после этого профильное министерство не раз пыталось вернуть органам местного самоуправления возможность устанавливать тарифы.
«Установка тарифов по переработке и захоронению бытовых отходов не относится к компетенции НКРЭКУ. Министерство занимает принципиальную позицию по демонополизации и дерегуляции рынка услуг по переработке и захоронению бытовых отходов», – заявляет начальник управления благоустройства территорий и коммунального обслуживания минрегионстроя Максим Баринов. Однако разработанные ведомством законопроекты, в частности № 1742 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с бытовыми отходами» и № 1581-д «О жилищно-коммунальных услугах», не прошли жернова Верховной Рады. А они как раз и предполагали повышение тарифа на захоронение отходов в пять раз (до 60 грн с человека), что должно было сделать вывоз мусора на свалки экономически невыгодным, а следовательно, стимулировать развитие бизнеса по его переработке.
Промедление опасно
Еще хуже, чем с бытовыми отходами, обстоят дела с утилизацией батареек, аккумуляторов, люминесцентных (ртутных) ламп, которые на сегодняшний день попросту выбрасываются на свалки. Весной 2016-го минрегионстрой при поддержке ЕС открыл проект Twinning по внедрению системы управления отходами электронного и электрического оборудования в Украине.
Первым результатом работы проекта стало открытие первого в Украине завода по переработке люминесцентных ламп ГП «Боднаровка» львовского КП «Зеленый Львов». Стоимость проекта – 1,3 млн евро: 11 % профинансировали власти города, 89 % – грант Евросоюза. Отработанные лампы с ртутью подлежат специальной утилизации. Их нельзя выбрасывать в обычные контейнеры для мусора, так как один грамм ртути в окружающей среде загрязняет 200 тыс. куб. м воды и 3 млн куб. м воздуха. Завод ГП «Боднаровка» способен перерабатывать
В настоящее время ведомство проводит проверку всех 294 лицензиатов, которые работают в сфере обращения с опасными отходами. И результаты неутешительны: 80 % проверенных предприятий не соответствовали условиям, их лицензии аннулированы. В частности, лицензии на переработку люминесцентных ламп ранее имели два предприятия. Одному из них после проверки министерство отменило лицензию из-за того, что производственная база не соответствовала требованиям. Другое, расположенное в Киевской области, сейчас на стадии проверки. При этом для того, чтобы справиться с отходами всей Украины, а это
Что завтра?
Не дождавшись решения проблемы утилизации отходов на государственном уровне, местные власти начали разрабатывать собственные стратегии. Первая появилась в Днепре: город планирует упорядочить логистику сбора отходов, развивать сеть пунктов приема вторсырья, отходы, не подлежащие переработке, сортировать вторично, а оставшуюся органику превращать в брикеты для отопления. Параллельно в Днепре планируют построить завод по переработке бытовых отходов в энергию, который обеспечит один из жилых массивов теплом и горячей водой.
Однако частные инициативы отдельных городов не способны комплексно решить проблему. «Необходимы прямые меры экономического стимулирования относительно обращения с отходами: налоговые льготы для бизнеса, который осуществляет утилизацию и рециклинг отходов, предоставление долгосрочных и беспроцентных кредитов под строительство профильных предприятий, льготные транспортные тарифы для перемещения отходов», – рассказывает Алексей Пархоменко.
Таким образом, только скоординированные и совместные действия власти, промышленности и бизнеса могут решить проблему отходов, и тогда она перестанет быть проблемой, а станет возможностью.
Источник: delo.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.