Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
Кабинет министров придумал механизм, который позволит, по мнению чиновников, усилить контроль и улучшить качество дорожных работ в стране. Если до сих пор Укравтодор и ремонтировал дороги, и контролировал выполнение этих работ, то теперь функции надзора правительство решило передать независимым инженерам-консультантам. Заказчик дорожных работ обязан привлекать их услуги в ходе конкурса, и они будут не только следить за качеством строительства и ремонта дорог, но и выдвигать технические требования к его проведению.
Стоимость услуг таких консультантов будет стоить не менее 5 % от бюджета строительства инфраструктуры, что приведет к удорожанию дорожных работ, уверены эксперты. РБК-Украина разбиралось, как будут строиться дороги по новым правилам, которые окончательно вступят в силу в 2018 году.
Новый порядок
В конце декабря 2016 года кабинет министров утвердил новые требования к контролю за качеством работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог.
Теперь, согласно правительственному постановлению, заказчик строительства или ремонта трасс, например, Укравтодор, будет обязан с помощью тендера привлечь инженеров-консультантов. Эти специалисты необходимы для разработки требований и рекомендаций к компаниям-подрядчикам. Задачей консультантов также будет контроль за качественным и своевременным выполнением подрядчиками установленных требований.
Кроме того, по требованию инженеров-консультантов подрядчики должны будут устранять выявленные недоработки и дефекты, а, в случае систематического нарушения порядка выполнения строительных работ консультант может даже рекомендовать заказчику разорвать с подрядчиком договор.
Впрочем, в какие сроки, компания, выполняющая работы, должна будет «исправить ошибки» в правительственном постановлении не указывается. При этом инженеры-консультанты должны будут иметь сертификат FIDIC – Международной федерации инженеров-консультантов, сообщил на своей странице в Facebook министр инфраструктуры Владимир Омелян.
«Международный контроль качества FIDIC отныне является обязательным для осуществления технического надзора за ходом выполнения ремонтно-строительных работ на украинских дорогах. Заказчики дорожных работ (службы автомобильных дорог в областях, подчиненные Укравтодору) будут обязаны привлекать к таким работам инженеров-консультантов, имеющих сертификат FIDIC», – заявил чиновник.
По словам начальника отдела инвестиций в транспортный комплекс Одесской облгосадминистрации Владимира Шемаева (курирует реконструкцию трассы Одесса – Рени), нормы FIDIC признаются во врем мире в качестве стандартов, в том числе, международными финансовыми организациями.
«Чтобы получить сертификат этой организации, необходимо пройти соответствующее обучение по стандартам и процедурам FIDIC, после чего с различной периодичностью подтверждать свои навыки. Такие сертификаты в будущем могут получить специалисты компании «Укрдорякисть», работающей в связке с Укравтодором», – рассказал Владимир Шемаев.
Президент Ассоциации инженеров-консультантов Украины (представитель FIDIC в Украине) Яна Щигурова уточнила, что обучение и семинары – платные, а после желающие получить сертификат должны будут пройти собеседование. Сейчас, по информации Владимира Омеляна, в Украине 100 инженеров-консультантов с сертификатами FIDIC.
Гарантии работ
Пользуясь услугами консультантов, кабинет министров намрен не только добиться высокого качества дорожной инфраструктуры, но и преодолеть коррупцию в этом секторе. Ведь сейчас в Украине зачастую функции заказчика, контролера и строительства дорог объединены под одним началом. В частности, областные службы автомобильных дорог Укравтодора являются балансодержателями дорог и одновременно выступают заказчиками строительных работ, а также осуществляют контроль за их выполнением.
Часть ремонтных работ выполняет госкомпания «Автомобильные дороги Украины», которая на 100 % принадлежит Укравтодору. «Таким образом, в сфере дорожного хозяйства фактически создана система, которая объединяет в одном лице заказчика и подрядчика, что негативно сказывается на качестве выполнения дорожных работ», – указано в пояснительный записке к принятому постановлению кабмина.
Впрочем, по словам эксперта транспортной отрасли Олега Островерхого, контроль за качеством работ и материалов – это функция заказчика, которую он сейчас сам и выполняет. «В штате заказчика есть инженеры технадзора, которые получают зарплату за свою работу. Эти инженеры – не просто люди с улицы. Они сертифицируются Гильдией инженеров Украины – саморегулирующей общественной организацией. Каждый такой инженер наравне с руководителями заказчика несет юридическую ответственность, вплоть до уголовной», – рассказал эксперт.
По его словам, если заказчик будет нанимать сторонних инженеров-консультантов, их «зависимость» от заказчика не исчезнет. «В результате все равно возникает зависимость от одного из участников дорожных работ. Чтобы эта зависимость негативно не влияла на работу инженеров, необходимо четко будет прописать механизм взаимодействия между всеми участниками дорожных работ», – уточнил Островерхий.
Плата за контроль
Работать независимые консультанты будут не бесплатно. По словам Владимира Омеляна, при расчете стоимости строительных работ будут предусматриваться средства на осуществление контроля качества дорожных работ. В связи с этим эксперты уже прогнозируют удорожание строительства и ремонта дорог, но пока затрудняются назвать насколько.
«Подорожание произойдет не только в связи с необходимостью оплачивать услуги по техническому надзору, но и из-за использования подрядчиками более качественных материалов, необходимости более четкого соблюдения технологии», – объяснила директор национального секретариата международной организации по прозрачности строительства CoST Наталия Форсюк.
По словам Яны Щигуровой, стоимость услуг консультантов в международных проектах могут составить около 10 %. Вместе с тем, по ее мнению, в Украине их оплата будет составлять до 2,5 % от стоимости работ.
При этом экс-директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок министерства инфраструктуры Роман Хмиль считает, что за услуги контроля консультантам необходимо платить все же не менее 5 % от бюджета дорожных работ. «Иначе, если сделано плохо, то дорога стоит не 10 лет, а два-три года, а потом надо делать ремонт. А это в 10 раз дороже. Скупой платит дважды», – считает эксперт.
Но пока новые требования к контролю за качеством не получат широкого применения в Украине. В принятом постановлении правительства указано, что его действие не распространяется на текущий средний и мелкий ремонты дорог до 2018 года. «По сути, требования по применению норм FIDIC будут действовать только на новое строительство и капитальный ремонт до 2018 года, то есть примерно на 5 % от всех дорожных работ. Поэтому в 2017 году пока что не будут действовать требования FIDIC к среднему и так называемому текущему ямочному ремонтам», – отметил Владимир Шемаев.
Вместе с тем, внедрение требований FIDIC не решит на 100 % проблему с качеством дорожных работ. Чиновникам также необходимо активно использовать и другие уже предусмотренные в украинском законодательстве механизмы. «Это касается не только надзора. Это и вопрос реальной ответственности за долговечность выполненных работ и предоставленных услуг, это и реальная юридическая ответственность должностных лиц за неисполнение своих обязанностей на разных уровнях. То есть, должна быть ответственность подрядчика не на словах, а на деле. Фактически эти механизмы существуют, нужно ими только пользоваться», – уверен Олег Островерхий.
Источник: daily.rbc.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.