РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.289 EUR: 44.968
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.289
EUR 40.000 41.000 44.968
USD 41.070 41.490 41.289
EUR 44.630 45.230 44.968
Новость

Консультанты дорог: как будут строиться дороги по новым правилам

В конце декабря 2016 года кабинет министров утвердил новые требования к контролю за качеством работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог
2297
16 января 2017 г.



Кабинет министров придумал механизм, который позволит, по мнению чиновников, усилить контроль и улучшить качество дорожных работ в стране. Если до сих пор Укравтодор и ремонтировал дороги, и контролировал выполнение этих работ, то теперь функции надзора правительство решило передать независимым инженерам-консультантам. Заказчик дорожных работ обязан привлекать их услуги в ходе конкурса, и они будут не только следить за качеством строительства и ремонта дорог, но и выдвигать технические требования к его проведению.

Стоимость услуг таких консультантов будет стоить не менее 5 % от бюджета строительства инфраструктуры, что приведет к удорожанию дорожных работ, уверены эксперты. РБК-Украина разбиралось, как будут строиться дороги по новым правилам, которые окончательно вступят в силу в 2018 году.

Новый порядок

В конце декабря 2016 года кабинет министров утвердил новые требования к контролю за качеством работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог.

Теперь, согласно правительственному постановлению, заказчик строительства или ремонта трасс, например, Укравтодор, будет обязан с помощью тендера привлечь инженеров-консультантов. Эти специалисты необходимы для разработки требований и рекомендаций к компаниям-подрядчикам. Задачей консультантов также будет контроль за качественным и своевременным выполнением подрядчиками установленных требований.

Кроме того, по требованию инженеров-консультантов подрядчики должны будут устранять выявленные недоработки и дефекты, а, в случае систематического нарушения порядка выполнения строительных работ консультант может даже рекомендовать заказчику разорвать с подрядчиком договор.

Впрочем, в какие сроки, компания, выполняющая работы, должна будет «исправить ошибки» в правительственном постановлении не указывается. При этом инженеры-консультанты должны будут иметь сертификат FIDIC – Международной федерации инженеров-консультантов, сообщил на своей странице в Facebook министр инфраструктуры Владимир Омелян.

«Международный контроль качества FIDIC отныне является обязательным для осуществления технического надзора за ходом выполнения ремонтно-строительных работ на украинских дорогах. Заказчики дорожных работ (службы автомобильных дорог в областях, подчиненные Укравтодору) будут обязаны привлекать к таким работам инженеров-консультантов, имеющих сертификат FIDIC», – заявил чиновник.

По словам начальника отдела инвестиций в транспортный комплекс Одесской облгосадминистрации Владимира Шемаева (курирует реконструкцию трассы Одесса – Рени), нормы FIDIC признаются во врем мире в качестве стандартов, в том числе, международными финансовыми организациями.

«Чтобы получить сертификат этой организации, необходимо пройти соответствующее обучение по стандартам и процедурам FIDIC, после чего с различной периодичностью подтверждать свои навыки. Такие сертификаты в будущем могут получить специалисты компании «Укрдорякисть», работающей в связке с Укравтодором», – рассказал Владимир Шемаев.

Президент Ассоциации инженеров-консультантов Украины (представитель FIDIC в Украине) Яна Щигурова уточнила, что обучение и семинары – платные, а после желающие получить сертификат должны будут пройти собеседование. Сейчас, по информации Владимира Омеляна, в Украине 100 инженеров-консультантов с сертификатами FIDIC.

Гарантии работ

Пользуясь услугами консультантов, кабинет министров намрен не только добиться высокого качества дорожной инфраструктуры, но и преодолеть коррупцию в этом секторе. Ведь сейчас в Украине зачастую функции заказчика, контролера и строительства дорог объединены под одним началом. В частности, областные службы автомобильных дорог Укравтодора являются балансодержателями дорог и одновременно выступают заказчиками строительных работ, а также осуществляют контроль за их выполнением.

Часть ремонтных работ выполняет госкомпания «Автомобильные дороги Украины», которая на 100 % принадлежит Укравтодору. «Таким образом, в сфере дорожного хозяйства фактически создана система, которая объединяет в одном лице заказчика и подрядчика, что негативно сказывается на качестве выполнения дорожных работ», – указано в пояснительный записке к принятому постановлению кабмина.

Впрочем, по словам эксперта транспортной отрасли Олега Островерхого, контроль за качеством работ и материалов – это функция заказчика, которую он сейчас сам и выполняет. «В штате заказчика есть инженеры технадзора, которые получают зарплату за свою работу. Эти инженеры – не просто люди с улицы. Они сертифицируются Гильдией инженеров Украины – саморегулирующей общественной организацией. Каждый такой инженер наравне с руководителями заказчика несет юридическую ответственность, вплоть до уголовной», – рассказал эксперт.

По его словам, если заказчик будет нанимать сторонних инженеров-консультантов, их «зависимость» от заказчика не исчезнет. «В результате все равно возникает зависимость от одного из участников дорожных работ. Чтобы эта зависимость негативно не влияла на работу инженеров, необходимо четко будет прописать механизм взаимодействия между всеми участниками дорожных работ», – уточнил Островерхий.

Плата за контроль

Работать независимые консультанты будут не бесплатно. По словам Владимира Омеляна, при расчете стоимости строительных работ будут предусматриваться средства на осуществление контроля качества дорожных работ. В связи с этим эксперты уже прогнозируют удорожание строительства и ремонта дорог, но пока затрудняются назвать насколько.

«Подорожание произойдет не только в связи с необходимостью оплачивать услуги по техническому надзору, но и из-за использования подрядчиками более качественных материалов, необходимости более четкого соблюдения технологии», – объяснила директор национального секретариата международной организации по прозрачности строительства CoST Наталия Форсюк.

По словам Яны Щигуровой, стоимость услуг консультантов в международных проектах могут составить около 10 %. Вместе с тем, по ее мнению, в Украине их оплата будет составлять до 2,5 % от стоимости работ.

При этом экс-директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок министерства инфраструктуры Роман Хмиль считает, что за услуги контроля консультантам необходимо платить все же не менее 5 % от бюджета дорожных работ. «Иначе, если сделано плохо, то дорога стоит не 10 лет, а два-три года, а потом надо делать ремонт. А это в 10 раз дороже. Скупой платит дважды», – считает эксперт.

Но пока новые требования к контролю за качеством не получат широкого применения в Украине. В принятом постановлении правительства указано, что его действие не распространяется на текущий средний и мелкий ремонты дорог до 2018 года. «По сути, требования по применению норм FIDIC будут действовать только на новое строительство и капитальный ремонт до 2018 года, то есть примерно на 5 % от всех дорожных работ. Поэтому в 2017 году пока что не будут действовать требования FIDIC к среднему и так называемому текущему ямочному ремонтам», – отметил Владимир Шемаев.

Вместе с тем, внедрение требований FIDIC не решит на 100 % проблему с качеством дорожных работ. Чиновникам также необходимо активно использовать и другие уже предусмотренные в украинском законодательстве механизмы. «Это касается не только надзора. Это и вопрос реальной ответственности за долговечность выполненных работ и предоставленных услуг, это и реальная юридическая ответственность должностных лиц за неисполнение своих обязанностей на разных уровнях. То есть, должна быть ответственность подрядчика не на словах, а на деле. Фактически эти механизмы существуют, нужно ими только пользоваться», – уверен Олег Островерхий.

Источник: daily.rbc.ua

13 января 2017 г.
2161
В прошлом году эксперты прогнозировали, что застройщики в качестве антикризисного решения сделают ст...
29 декабря 2016 г.
2364
Вопрос допустимости строительства сегодня одна из самых актуальных тем как для протестной части граж...
29 декабря 2016 г.
2579
Секрет успешности Буковеля в том, что это самый развитий с инфраструктурной точки зрения горный куро...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
01 ноября 2024 г.
4710
Це може призвести до повного припинення діяльності основної програми компенсацій в Україні в наступн...
01 ноября 2024 г.
1897
Для цього народні депутати пропонують передбачити відповідні видатки із загального бюджетного фонду...
31 октября 2024 г.
2623
Згідно з ухваленим документом, громадським об'єднанням, які опікуються охороною культурної спадщини,...
01 ноября 2024 г.
1158
Всередині нього буде знаходитися величезний атріум зі спіралеподібною вежею в центрі. Навколо цієї в...
01 ноября 2024 г.
525
Автор проєкту, відомий японський архітектор Шигеру Бан, зазначає, що музей є роботою з органічним фа...
31 октября 2024 г.
3369
Автори проєкту вирішили перепланувати об'єм будинку та оптимізувати його просторову конфігурацію від...
22 октября 2024 г.
1411
Захід стане майданчиком для конструктивного діалогу, висловлювання та обговорення різноманітних думо...
15 октября 2024 г.
1690
19 листопада усі провідні бімщики країни знову зустрінуться, щоб подискутувати, обговорити події, но...
10 октября 2024 г.
1266
У Києві відбудеться професійний форум, де зберуться провідні експерти та фахівці будівельної га...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
345
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3674
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!