Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
Украинцы вскоре будут жить по новому закону о жилищно-коммунальных услугах. Верховная Рада близка к доработке соответствующего законопроекта, над которым народные избранники трудятся уже почти год. За это время в документ внесли более 250 поправок, и теперь его осталось принять во втором чтении.
Общественная организация «Публичный аудит» проанализировала корректировки и выяснила, к чему готовиться гражданам, пишет UBR.ua.
Первое, что насторожило экспертов – исчезновение из блока «Основные принципы государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг» подпункта 7, прописывающего обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан.
«Или это ошибка, или готовится почва для отмены действующей системы субсидий», – указывает ведущий аналитик «Публичного аудита» Тарас Галайда.
Но есть и плюс. В первой редакции законопроекта полностью отсутствовал пункт о полномочиях органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, что лишало местную власть рычагов влияния на тарифы и качество коммунальных услуг. Доработанный проект содержит такое положение, хоть и частично.
Второй «бонус» – снижение размеров пени за долги по коммуналке в 10 раз – с 0,1 % до 0,01 % суммы долга за каждый день просрочки.
«Таким образом, в случае несвоевременной оплаты, сумма долга может увеличиться до 0,3 % в месяц, или до 3,6 % в год, что, конечно, неприятно, но по сравнению с 36 % годовых в первой редакции законопроекта, более-менее приемлемо», – говорят в «Публичном аудите».
Еще один важный момент – это усиление ответственности поставщика за некачественные или предоставленные не в полном объеме услуги.
Эксперты предлагали ввести пеню, которую исполнитель обязан уплатить потребителю за систематическое (более 2-х раз в год) непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг в размере двойной их стоимости.
Впрочем, народные избранники не решились на такие кардинальные шаги. В итоге ответственность коммунальщиков ограничивается исключительно неустойкой, определенных законодательством или договором.
«Это имитация заботы о потребителях, а не реальные шаги к улучшению качества услуг. Указанные санкции никак не решают вопрос некачественных услуг», – считает Галайда.
Так, законодатели считают, что исполнитель коммунальной услуги самостоятельно осуществит перерасчет, если оказывал некачественные услуги, оплатит потребителю неустойку (штраф, пеню), в порядке и размере, которые в настоящее время не определены законодательством и условиями договора.
То есть, теоретически, потребителю предоставлено право получить пеню за некачественную услугу от поставщика, но в порядке и в размере, которых пока не придумали.
Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, согласно новому законопроекту, будут заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными кабмином.
Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:
- перечень услуг;
- требования к качеству услуг;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за нарушение договора;
- цена услуги;
- порядок оплаты услуги;
- порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
- срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.
То есть, остальные условия договора (не включены в перечень существенных) могут согласовываться сторонами.
Интересно, что капитальный ремонт придомовых систем (в том числе, газораспределительной, водоснабжающей и пр.) будут проводить совладельцы многоэтажек или уполномоченные лица за счет совладельцев.
Причем, как обращает внимание Галайда, эта норма противоречит закону «О приватизации государственного жилищного фонда» и постановлению кабмина, согласно которым государство обязано обеспечить первый постприватизационный капитальный ремонт многоквартирного дома.
«Изюминка» законопроекта – новые виды платежей
Плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и по снабжению электрической энергии) по индивидуальному договору будет включать:
- плату за услугу, рассчитываемую, исходя из размера утвержденных цен / тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребления;
- плату за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется кабмином;
- плату за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома.
«Законодатели объясняют такие новеллы необходимости, для большей прозрачности, отделить саму услугу от расходов на обслуживание абонента и сетей. Однако такой раздел платы может привести к увеличению конечного размера платежки за счет увеличения исполнителем той части тарифа, который не подлежит государственному регулированию», – прогнозирует руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб.
Источник: ubr.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.