Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
Законодатели озаботились реформированием системы ремонта автомобильных дорог Украины. На прошлой неделе Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект № 4014а о внесении изменений в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», предполагающий усовершенствование механизма финансирования дорожной отрасли и законопроект № 4015а, который вносит соответствующие изменения в Бюджетный кодекс, пишет портал «ДЕЛО».
Кроме того, депутаты поддержали направление обоих документов на подготовку ко второму чтению по сокращенной процедуре. «Сегодняшнее первое голосование – сигнальное, но я верю, что окончательное голосование состоится во время инфраструктурного дня в парламенте, который запланирован на конец октября этого года. И мы с 1 января 2017 года получим ту систему, о которой мечтали», – прокомментировал ситуацию Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины.
Похоже, министр сильно поспешил с датой резкого улучшения подходов к строительству автодорог. Или представления министерства об идеальной системе дорожного управления сильно отличаются от ожиданий автомобилистов, для которых главное – качество и безопасность.
Без контроля качества упомянутые законопроекты не приблизят к этим параметрам украинские дороги.
Финансовая перезагрузка
В документе № 4014а говорится о создании Дорожного фонда в составе специального фонда государственного бюджета. Если этот законопроект будет принят во втором чтении и его подпишет президент, объем финансирования строительства и ремонта дорог, по самым скромным оценкам, увеличится до 40 млрд грн.
Для сравнения: в этом году дорожная отрасль получила около 20 млрд грн – рекордная сумма, которую когда-либо получали дорожники.
В соответствии с законопроектом № 4015а распределяться деньги Дорожного фонда будут так:
62 % – на финансирование строительства, реконструкцию и содержание автомобильных дорог государственного значения;
35 % – на погашение кредитных обязательств дорожников, а также на ремонт, содержание и строительство дорог местного значения;
3 % – на финансирование мероприятий и обеспечение безопасности дорожного движения.
Наполнять Дорфонд будут акцизные налоги на нефтепродукты (как производимые в Украине, так и импортируемые) и импортируемые транспортные средства, сбор денег с габаритных машин с перегрузом и (если в Украину придут инвесторы) концессионные платежи с автодорог.
«Сейчас эти средства расходуются нецелевым образом. Наша задача – начать полномасштабные инфраструктурные проекты, и Дорожный фонд это позволит сделать, начиная уже с 2017 года», – отметил нардеп Ярослав Дубневич, один из разработчиков и главных лоббистов законопроектов № 4014а и № 4015а, за день до голосования в ВР.
В первые два года в Фонд пойдет 75 % перечисленных выше налогов и сборов, а с 2019 года – 100 %.
По подсчетам Романа Хмиля, экс-главы департамента автотранспорта МИУ, для того чтобы отремонтировать то, что есть, нужно около 1 трлн гривен.
По данным МИУ, только с целевых акцизов, которые являются ключевыми, в Украине ежегодно собираются около 35-40 млрд грн. «Но, если рынок нефтепродуктов вывести из тени, это сумму можно увеличить еще на 30-40 %», – добавляет Хмиль.
В идеале каждый год на ремонты может быть направлено около 50 млрд грн. При условии поддержания такого уровня финансирования отремонтировать все украинские дороги можно за 20 лет.
Дорожная раздача
Сейчас в Украине около 170 тыс. км дорог государственного и местного значения, из которых почти 90 % нужно реконструировать и ремонтировать. Протяженность дорог местного значения около 120 тыс. км, дорог государственного значения – около 50 тыс. км.
Анонсированная еще в 2015 году реформа «Укравтодора» предполагает его разделение и передачу дорог местного значения на баланс местным властям.
Это одна из основ реформирования дорожной отрасли.
«Передача местных дорог сведет уровень коррупции к минимуму, так как претензии по качеству дорог люди будут направлять не безликой Службе автомобильных дорог, а конкретным персоналиям – представителям местной власти. И если свою работу они будут плохо делать, за них на следующих выборах никто не проголосует», – рассуждает Роман Хмиль.
Эту инициативу приветствуют местные власти. В беседе они не раз сетовали, что не имеют права ремонтировать за свой счет местные дороги – для них это нецелевое использование средств.
«Мы бы хотели отремонтировать
«Местные власти готовы взять такие дороги, так как сейчас они просто не имеют право вкладывать деньги в дороги, которые им не принадлежат!» – соглашается Александр Беленький, председатель Полтавского облсовета.
Но есть нюанс: о передаче дорог местного значения на баланс местных властей в упомянутых законопроектах речь не идет.
В разделе МИУ, посвященному глобальным переменам в отрасли, числится реформа службы автомобильных дорог «Укравтодор», одним из пунктов которой является передача дорог местного значения от Службы местным властям. Дедлайн по выполнению этой задачи закончился еще в апреле этого года. По состоянию на текущий момент – в МИУ успели только провести опись всех дорог и сегментировать их. То есть, сделали около 1,3 % от необходимого.
Главный документ – проект Закона Украины № 0954, который предполагает такую передачу дорог, был принят в первом чтении летом прошлого года. Но на каком он этапе сейчас и когда планируется его вынесение на повторное голосование – неизвестно.
В «Укравтодоре» сказали, что не рассчитывают на принятие законопроекта в этом году.
Это значит, что в случае принятия только законопроектов о создании Дорожного фонда (№ 4014а и № 4015а), «Укравтодор» попросту получит больше денег.
Плохие традиции
В таком свете диспропорция в распределении средств по дорогам государственного и местного значения выглядит довольно странно. Легко подсчитать: если бюджет Фонда составит около 40 млрд грн, то на дороги государственного значения пойдет 24,8 млрд грн. А регионального – около 14 млрд грн, хотя их протяженность почти в два раза больше, а состояние – в разы хуже. Некоторые пути местного значения не видели капремонта 45-50 лет (по нормативам его нужно проводить каждые 12 лет), и едва ли могут претендовать на звание «дорога». Сейчас – это больше направления.
«На дороги государственного значения нужно больше денег – они рассчитаны на ось машины 11 тонн, а значит, покрытие дороги должно быть в три раза толще, чем дороги местного значения, поверхность которой рассчитана на ось 6 тонн», – объясняет Роман Хмиль.
Есть и еще один нюанс – в эти 14 млрд грн, которые должны получить местные дороги, заложены и выплаты по долговым обязательствам «Укравтодора». Как сообщали в этой организации, по состоянию на начало 2015 года, кредитный портфель Государственного агентства автомобильных дорог Украины составлял около 2,7 млрд долларов. Значительную часть этой суммы нужно погасить в ближайшие несколько лет. А ведь есть еще валютные риски – кредиты привлекались в долларах и евро.
При таком подходе местные дороги вскоре могут окончательно исчезнуть. Ведь, несмотря на ограничения, ими пользуются габаритные авто. И это не единичные случаи, так как к части терминалов, сортировочных центров, складов и прочим объектам логистики – они единственный путь.
К тому же в последнее время на дорогах государственного значения ужесточили весовой контроль и начали ставить габаритно-весовые комплексы. Перевозчики стали объезжать контрольные пункты по дорогам местного значения.
Проконтролировать этот вопрос могли бы местные власти, но лишь в том случае, если бы они отвечали за эти дороги, а пока у них не будет ни полномочий, ни желания осуществлять такой контроль.
«Передавать дороги на баланс местным властям невыгодно. Качественный ремонт должен выдерживать нормативный срок – 5 лет – и местные власти заинтересованы, чтобы такие сроки выдерживались, а служба автомобильных дорог – нет. Ей намного интереснее проводить и заказывать ремонт каждую весну», – считает Григорий Степанский, президент АО «Укртранскор», которое занимается проектированием дорог.
По его мнению, Дорожный фонд создают лишь только для того, чтобы увеличить объем финансирования дорожных работ, а вот контролировать их качество – не будут.
В пользу такого мнения говорят возникшие сложности с осуществлением независимого контроля качества дорожных работ. По данным МИУ, ужесточение таких проверок – это третий этап предполагаемого реформирования «Укравтодора», который выполнен только на 0,4 %. В рамках него планируется разделить функции заказчика, исполнителя и контролера работ. Проверку качества дорожных работ должны доверить независимым инженерам-консультантам.
Но пока такой контроль остается прерогативой ГП «Дорцентр», подконтрольной «Укравтодору» организации, конкурсы на привлечение международных аудиторов отменяют.
По мнению правительства, в помощь борьбе с коррупцией будет система электронных госзакупок в Prozzoro. Но в этом тоже сильно сомневаются эксперты. Prozzoro никоим образом не мешает воровать деньги на строительстве дорог, если заказчик и его «намоленный» подрядчик вступили в сговор с целью наживы», – говорит Юрий Николов, главный редактор медиаресурса «Наші Гроші», специализирующегося на изучении тендерной документации госзакупок.
Источник: delo.ua
Фото: 112.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.