Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.253 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.563 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.253 |
EUR | 43.370 | 44.039 | 43.563 |
Предлагается раз в пять лет проверять социальные нормативы расхода энергоносителей и воды
Нормы «с потолка»
Главное предложение, которое инициировал автор документа народный депутат Евгений Мураев, – не реже одного раза в пять лет оценивать, насколько соответствуют реальным объемам потребления государственные социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами (а именно на основе них государство начисляет субсидии). Сейчас эти социальные нормативы установлены постановлением кабмина Украины № 409 от 6 августа 2014 года.
В частности, для холодной воды определена социальная норма
Откуда взялись такие социальные нормы? Как сообщил Мураев в пояснительной записке к законопроекту, в основу правительственного постановления легли «выводы Левицкого», который действовал по заказу USAID (договор №МНР/06-13; контракт №ЕЕР-и-09-03-00006-00). Причем г-н Левицкий в исследовании использовал данные за период с октября 2011 года по сентябрь 2012 всего по 12 городам или районам. Выбор точек исследования мало понятен и не охватывает все регионы. Например, восток страны представляет Днепропетровская область (Амур-Нижнеднепровский район самого Днепропетровска, город Желтые Воды и Апостоловский район), в Житомирской области исследовали Бердичев и Коростень, Володарск-Волынский и Овручский районы. В Киевской области выбрали Яготинский район и город Переяслав-Хмельницкий, также изучили Центральный район города Винницы. На западе страны – Ивано-Франковск и Самборский район Львовской области.
«Субсидию дают по социальным нормам, а они сейчас зачастую ниже, чем реальное потребление. Где-то в эти цифры люди укладываются, но в среднем по стране они занижены. И это неудивительно. Кто обосновывал эти так называемые социальные нормы? Общественная организация по гранту USAID сделала некую работу, которая охватила 0,04 % территории страны», – отметил глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.
Для сравнения: в стране сейчас 30,3 тыс. административно-территориальных единиц, а именно 490 районов, 460 городов, 111 районов в городах, 885 поселков городского типа, 28 385 сельских населенных пунктов. И все это разнообразие жилищных условий и климата было приравнено к 12 районам и городам, которые даже не представляют все регионы.
По мнению эксперта, необходимо вернуться к постановлению кабмина № 630 от
«В основу норм потребления ложилось научное обоснование, они разрабатывались НИИ при минрегионе. И они выше, чем так называемые социальные нормы, устанавливались местными органами исполнительной власти. Почему бы не привязать субсидию к нормам потребления?» – вопрошает Скубченко.
А если эти нормы кажутся излишне устаревшими, то их можно пересчитать.
«Но это должно быть не освоение гранта, а государственный заказ, который выполнит профильное НИИ с понятной методикой, изучением параметров во всех регионах», – подчеркивает Скубченко.
Сколько света и воды оплатят бедным?
В Ассоциации городов Украины считают, что изменения, предложенные депутатом Мураевым, необходимы.
«Однако, к сожалению, законопроектом не прописан механизм мониторинга, а значит, увы, работать он не будет», – говорит аналитик в сфере социальных стандартов Ассоциации городов Украины Александр Пыльтяй.
Он подтвердил, что подобные исследования уполномочен проводить минрегион, однако, считает эксперт, у того нет возможности организовать столь масштабную работу. Но глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко считает иначе.
«Минрегион каждый год получает из госбюджета средства на научно-исследовательские работы, и было бы логично, чтобы они осваивались на системную работу, касающуюся всех без исключения граждан Украины», – отметил Скубченко.
Пока же, он подчеркивает, мы видим примеры волюнтаристского отношения к социальным нормам.
«Весной, помните, социальная норма на газ повышалась, затем понижалась. Безо всякого обоснования. Если не будет научно-обоснованной базы, мы сможем видеть такие рывки по любой позиции, будь то вода или отопление. А учитывая, что именно социальные нормы – основа начисления субсидий, кто гарантирует, что их не сократят до символических показателей? А это уменьшит и число людей, которые смогут воспользоваться субсидиями – предупреждает Скубченко.
«В случае если этот закон будет принят, для получателей субсидий это ровным счетом ничего не изменит. Но когда – будет проведен мониторинг, то вероятней всего, будут изменены коэффициенты корректировки в зависимости от регионов и типа стен», – говорит Пыльтяй.
Он подчеркнул, что только установка индивидуальных счетчиков, того же газа, или тепловых хотя бы на дом, помогут оценить фактическое потребление услуг.
«Все остальное – средняя температура по палате. И в субсидии включается и плата за соседа, который в доме не живет, но его квартира отапливается», – подчеркнул Пыльтяй.
Когда может быть проведен первый мониторинг? Если закон будет все-таки принят, то кабмин обязан в течение трех месяцев после его вступления в силу разработать порядок проведения оценки, уточнить насколько соответствуют реальным объемам пользования социальные нормативы, на основе которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии. Еще три месяца дается на проведение собственно мониторинга. Таким образом, в идеале спустя полгода после принятия этого закона будут изменены соцнормативы.
«Уменьшатся они или увеличатся – пока неясно. Главное, чтобы был предложен механизм, который бы не вызывал вопросов к методике и исполнению», – подчеркивает Скубченко.
Источник: ubr.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.