Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.253 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.563 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.253 |
EUR | 43.370 | 44.039 | 43.563 |
Верховная Рада 31 мая проголосовала за законопроект №2763 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся отмены обязательности государственной регистрации иностранных инвестиций», тем самым отменив обязательную госрегистрацию последних. Упростит ли этот закон жизнь инвесторам, Forbes поинтересовался у экспертов.
Госрегистрация иностранных инвестиций была одним из административных барьеров на пути прихода в страну зарубежного капитала. По словам старшего юриста ЮК Prove Group Ярослава Абрамова, ее отмены ждали долгое время: кроме дополнительного источника коррупции, регистрационная процедура уже давно ничего собой не представляла. «Инвестпроцесс для иностранного инвестора в большей мере находится в ведении НБУ и ГФС, и именно они осуществляют надзор и контроль», – отмечает Абрамов.
Соавтор проекта закона, президент ассоциации инвесторов UVCA Яника Мерилоподчеркивает, что его принятие важно не только в целях уменьшения уровня бюрократии, снятия административных барьеров и борьбы с коррупцией, но и для демонстрации политической воли в вопросах проведения некоторых реформ. «Я очень надеюсь, что данный законопроект – очередной в ряде законов, упрощающих жизнь инвесторам и бизнесу», – говорит Мерило.
В начале 1990-х, когда госрегистрацию вводили, определенная логика в этой норме была: нужно было знать, сколько инвестиций зашло в Украину, а сколько вышло. Нужна была система контроля.
«Предложения об отмене государственной регистрации инвестиций обсуждались много лет. В начале 1990-х, когда госрегистрацию вводили, достаточно было внести $10 000 инвестиций, чтобы получить возможность не платить множество налогов. Но тогда определенная логика в этой норме была: нужно было знать, сколько инвестиций зашло в Украину, а сколько вышло. Нужна была система контроля», – поясняет экономист Борис Кушнирук.
По его словам, учитывая, что по капитальным операциям в Украине есть ограничения, такая регистрация имела смысл. Однако эта практика утратила свою актуальность, после того как была введена процедура официальной регистрации в публичном реестре.
Вместе с тем по мере внедрения норм нового закона могут возникнуть некоторые коллизии, указывает Ярослав Абрамов. Внимания заслуживают два момента: во-первых, изменения предлагают по-прежнему оперировать понятием «предприятия с иностранными инвестициями» и «учреждения банков», которые не особо вписываются в существующее гражданское и банковское законодательство. А это может привести к потере правовой защиты инвестора, не говоря уже о том, что «розничный» инвестор с долей до 10% уставного капитала теперь вообще не сможет доказать факт своей инвестиции.
Основными препятствиями для инвесторов остаются отсутствие гарантий прав собственности, нестабильное налоговое законодательство, значительное коррупционное давление и валютные ограничения. В этой сфере никаких позитивных изменений не произошло
«Кроме того, норма ч.1 ст.116 ХК Украины относительно зачисления иностранной инвестиции на баланс не работает дословно в случае приобретения доли (в отличие от ее внесения в уставный капитал). Второй момент касается частных инвесторов, которым ст. 9 Закона об иммиграции гарантировала права в связи с осуществлением инвестиции – после отмены регистрации и аннулирования регистраций любой инвестор после выхода из инвестиций (при невозможности забрать деньги в связи с ограничениями НБУ) окажется вне поля зрения инвестиционного законодательства, и о судьбе его денег в контексте гарантий возврата можно будет только догадываться», – констатирует Абрамов.
Финансовый аналитик Иван Угляница считает, что данный законопроект, как и ряд других действий, предпринятых властью – в частности, некоторая валютная либерализация, направлены на упрощение движения денежных потоков в страну. Это в целом позитивное и нужное направление, но оно пока носит по большей части формальный характер, поскольку сама система не меняется.
«То есть эта либерализация пока относительно привлекательна преимущественно для «горячих» денег, которые имеют определенные особенности и вряд ли могут считаться полноценными инвестициями – это преимущественно спекулятивные деньги. Внутренние же средства, которые реинвестировались под видом иностранных, эта волна особо не затронет, поскольку у таких денег критерии инвестирования и толерантность к риску зачастую серьезно отличаются от иностранных», – подчеркивает он.
Схожего мнения придерживается эксперт Экономического дискуссионного клубаЕвгений Олейников.
«Иностранные инвесторы никогда не акцентировали особое внимание именно на этом факторе как на существенном барьере для инвестирования. Основными препятствиями для инвесторов остаются отсутствие гарантий прав собственности, нестабильное налоговое законодательство, значительное коррупционное давление и валютные ограничения. К сожалению, именно в этой сфере никаких позитивных изменений не произошло», – резюмирует эксперт.
По словам Яники Мерило, следующие важные шаги – принятие законопроектов №2764 и №3719. Первый создает инструмент конвертации кредита в уставный капитал, а второй – запрещает использование спецсредств при обысках, изъятие серверов, если информацию можно скопировать, и т.д. Также необходимо принять грамотный закон о государственно-частном партнерстве, указывает Яника Мерило.
«Главная преграда для инвесторов – не точечные законы, а то, что нет реальной перезагрузки судебной и правоохранительной систем. Пока суды не работают, и нет значительных результатов в борьбе с коррупцией, все остальное, к сожалению, менее важно. Но опять же, надеюсь, принятие данного законопроекта таким большинством и «ноль» голосов против станет сигналом для инвесторов, что инвестклимат в стране будет постепенно улучшаться», – добавляет она.
Источник: Forbes Украина
Авторы: Марк Панаев, Ольга Левкович
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.