Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.253 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.563 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.253 |
EUR | 43.370 | 44.039 | 43.563 |
Минрегион задумал изменить порядок формирования тарифов на теплоэнергию и водоснабжение. Во-первых, в их структуру хотят включить расходы на приобретение и оснащение домов счетчиками. Сегодня эти траты из тарифов выведены.
Во-вторых, в разработанном ведомством документе идет речь о включении в платежку за теплоэнергию расходов на удержание и обслуживание индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). В Кабмине предлагают устанавливать их за счет теплоснабжающих компаний.
Совокупно это все должно привести к уменьшению платежки, поясняет советник замглавы КГГА по вопросам ЖКХ Алексей Тихонов.
Проще говоря, чиновники предложили установить дифференциацию тарифов, где платежки будут зависеть от наличия или отсутствия в составе тарифов затрат на установку домовых счетчиков воды и тепла.
При этом источником финансирования инвестиционных программ поставщиков услуг по закупке и оснащению многоэтажек домовыми счетчиками тепла и горячей воды выступят все те же платежки потребителей. Минрегион определит, какую их часть поставщики дожны будут пустить на свои инвестпрограммы.
Как напомнил глава комитета по вопросам ЖКХ Общественного совета при КГГА Олег Попенко, сегодня, согласно законодательству, все проблемы с установкой счетчиков ложатся на плечи совладельцев многоквартирных домов.
"Поскольку это – полная глупость, в Минрегионе пробуют отмотать все назад, не меняя закон, и просто обяжут теплоснабжающие компании менять или устанавливать счетчики в многоквартирных домах", – утверждает Попенко.
Эксперт добавляет, что платежка без счетчика и с ним может отличаться в 50%. Человек в многоквартирном доме без прибора учета, если тот, например, поломан или украден, может платить в полтора раза больше.
Без допкомиссий
В свое время (после реформы экс-министра Минрегиона Алены Бабак в 2019-2020 гг.) сами тарифы за счет вычленения из них платы за отдельные услуги должны были понизиться. Но этого не произошло, а услуги "отпочковались". Если собрать все вместе, вернувшись к старому механизму, украинцы смогут больше экономить.
В целом будет дешевле, чем если бы потребители платили отдельно за каждую услугу, рассчитывает Тихонов.
"Тариф вырастет, но пропадут все эти услуги как отдельные платежи. Не будет дополнительных комиссий. В целом это процесс удешевит. Реформа, придуманная Аленой Бабак, оказалась провальной. И привела к тому, что услуги стали и дороже, и хуже по качеству. Хотя ее предупреждали", – отметил он.
До реформы все тарифы по городу были одинаковыми, независимо от наличия счетчика. Для тех, у кого счетчика не было, это якобы выглядело несправедливым.
"В министерстве появилась такая аргументация. Например, есть два дома. На 300 и 20 квартир. В них по одному счетчику. В квартирах первого дома платили меньше за один прибор. Но в итоге получилось, что живущие в доме на 20 квартир стали платить больше. А услуги при этом у всех одинаковые", – говорит эксперт.
Ранее оплата потребителей выглядела подобно страховой медицине: все платят определенный "страховой платеж", заложенный, например, в кубометр горячей воды и гигакалорию на "квадрат". И если что-то происходит, то из этого "общего котла" финансируется и ставится прибор учета.
"Сломался счетчик – починили. Украли – поставили новый. Срабатывал так называемый страховой случай. А когда во время реформы все это разделили, то каждый раз, когда в доме что-то происходило, жильцам приходилось "снимать последние штаны", так как установка счетчика обходилась очень дорого", – поясняет Тихонов.
Навесили кучу отдельных расходов
После реформы для каждого дома, чтобы посчитать отдельный тариф, нужен и отдельный человек, служба.
"Разбивать тариф – заставлять потребителей платить больше. Как только каждому монополисту надо будет на себя повесить новые обязанности, он организует службы, что увеличит для граждан стоимость коммуналки. Они включили абонплату, обслуживание внутридомовых счетчиков, поверку и все остальное", – рассказывает Тихонов.
Вот и вышло, что компании вывели каждую услугу как отдельную. Плюс ко всему – у потребителей нет накопительного фонда, обращает внимание Попенко. Если, условно говоря, счетчик ломается, жильцы должны собраться и сдать деньги. А они, что нередко бывает, просто не собираются. Хотя бы потому, что среди них есть те же пенсионеры.
"Когда написано, что, к примеру, какие-то работы должен исполнять "Киевтеплоэнерго" (КТЭ), надо учесть, что должен накопиться определенный обменный фонд. А для этого необходимо время. И КТЭ говорит, что когда у него накопятся деньги, тогда он и будет чинить и поверять счетчики. А их замена сегодня проходит вообще за счет жильцов", – напоминает он.
Именно по этой причине нередки случаи, когда в доме необходимо менять счетчик. В ТКЭ посчитали, что его замена стоит, условно говоря, 50 тыс. грн. И если такой счет выставят дому, где 20 квартир, на каждую из них выйдет по 2,5 тыс. грн. Одни могут потянуть такие суммы, а кто-то просто не оплатит.
"После реформы (разделения платежки) мы посчитали, что у нас выходит минимум 16 отдельных строчек в платежках. За каждую из них надо заплатить комиссию банку. А НКРЭКУ дала разъяснения монополистам, что они не имеют права включать комиссию в свои платежи. Человек должен прийти и заплатить по 10-20 грн за строчку", – заключает Тихонов.
Именно за счет ликвидации упомянутых платежей граждане после одобрения правительством указанного проекта постановления и должны будут платить за коммуналку меньше. Как за тепло, так и водоснабжение. Этот же принцип касается и индивидуальных пунктов отопления.
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.