РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.043 EUR: 44.686
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.043
EUR 40.000 41.000 44.686
USD 40.850 41.310 41.043
EUR 44.440 45.151 44.686
Новость

В Украине хотят внедрить контроль качества дорожных работ: как это будет выглядеть

В Украине хотят внедрить контроль качества дорожных работ независимыми компаниями. Зачем нужны сторонние проверяющие и смогут ли они гарантировать лучшее качество дорожных работ

1401
18 декабря 2019 г.


«Независимый контроль – нужен. Вопрос – кто это будет?»

«Качество дорог будет контролироваться независимыми компаниями. Не секрет, что раньше новые и отремонтированные объекты часто принимались с «закрытыми» глазами – о том, что существуют нормы и стандарты – просто «забывали»» – написал 6 декабря у себя на странице в Facebook глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») Александр Кубраков.

По его словам, такой подход давал возможность дорожникам экономить на работах и материалах, из-за чего дороги, приведенные в порядок, быстро приходили в негодность и требовали повторного ремонта.

Список потенциальных контролеров в МИУ пока не озвучивали. Известно лишь, что Кубраков встречался по этому вопросу с австрийской iC consulenten, чтобы обсудить возможность сотрудничества в рамках пилотного проекта – на дороге Н-08 Борисполь – Днепр – Запорожье (через Кременчуг) – Мариуполь.

Мінд разбирался, зачем нужны сторонние проверяющие, и смогут ли они гарантировать лучшее качество дорожного полотна в Украине.

Дело в суммах

В 2016 году правительство Украины дорожную сферу отнесло к приоритетным – тогда впервые «Укравтодору» (УАД) государство выделило около 10 млрд гривен. Это беспрецедентная для дорожников сумма, равная как минимум двум предшествующим годовым бюджетам УАД. С тех пор объемы финансирования только увеличиваются, и в следующем году общий дорожный бюджет должен составить почти 77 млрд грн.

Изменились и принципы финансирования – часть проектов, как и раньше, финансируются в рамках целевых госпрограмм, но большая часть денег поступает из начавшего работать в 2018 году Дорожного Фонда (ДФ), который собирает акцизный налог на топливо и ввезенных в Украину транспортных средств.

Так, в 2018 году бюджет ДФ составил 32,6 млрд грн, в 2019 году – около 50 млрд грн, а в следующем году ДФ должен получить из госказны около 70 млрд грн.

Кроме ДФ в финансировании дорожной сферы участвуют местные бюджеты. В 2018 году (в рамках децентрализации) УАД передал 120 000 км дорог на баланс местным советам.

Также на дороги государство тратит часть денег, собранных в результате таможенного эксперимента – в 2017 это было 2,2 млрд грн, а в 2018 – 3,2 млрд грн.

Нюансы распределения 

Заметная часть дорожного бюджета всегда шла на погашение долгов УАД. Были годы, когда эта статья расходов отнимала более 60% бюджета агентства. Например, в 2015 году УАД получил 24,5 млрд грн, из них 17,5 млрд отдал кредиторам.

С 2016 года ситуация начала выравниваться – тогда на обслуживание кредитных обязательств ушло 40% бюджета агентства. Примерно в такой же пропорции распределился бюджет УАД в 2017 году. А в 2018 и 2019 году ведомство отдавало на погашение кредитов около 20% своего годового бюджета.

Значит, строители и ремонтники могут строить и приводить в порядок все больше километров дорожного полотна, а вместе с этим – больше зарабатывать.

В рамках Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования с 2018 по 2022 годы на дороги всего должны потратить около 300 млрд грн.

Потенциально рынок строительства и ремонта дорог – гораздо больше. В УАД говорят, что лишь 6% автомобильных дорог в нормальном состоянии, а остальные нуждаются в ремонте и реконструкции. Это почти 150 000 км, и для того, чтобы их привести в порядок, нужно свыше 1 трлн гривен.

Новые игроки

Изменения в финансировании совпали с переменами на рынке. Если до 2013 года строительными и ремонтными работами занимались структурные подразделения УАД и несколько частных компаний, чьи собственники были приближены к руководству МИУ и УАД, то 2016 года подряды стали получать в том числе и компании, которые никогда в крупных проектах участия не принимали.

По данным сайта ProZorro, в тендерах текущего года больше всего везло компаниям: «Альтком», «Автострада», «Автомагистраль Юг», «ПБС», «Онур Интернешнл», «Техно-Буд-Центр», «Полтавабудцентр», «Славдорстрой», «Ростдорстрой», структурное подразделение госхолдинга «Белорусский автодор» – Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель.

В этом списке – лишь две компании, которые активно выигрывали тендеры на дорожные работы до 2013 года, – «Альтком» и «Онур».

Всего строительством и ремонтом автодорог в Украине занимается более 50 компаний.

Большую часть работ выполняют частные структуры. Но иногда везет и облавтодорам. Так, например, ГП «Винницкий облавтодор», входящий в «ГАК «Автомобильные дороги Украины», на протяжении 2019 года часто выигрывал тендеры, проводимые региональной Службы автомобильных дорог, в 2018 году – успех во Львовской области сопутствовал ГП «Львовский облавтодор».

Можно ли считать успешными перемены на дорожном рынке?

Появление частников – важный маркер открытости рынка. Но есть нюанс – большинство компаний-лидеров – украинские. И их собственников считают приближенными к людям, имеющим большое политическое влияние.

Например, «ПБС» считают компанией Александра Шевченко, бизнес-партнера Игоря Коломойского по ГК «Буковель», «Автомагистраль Юг» и «Ростдорстрой» относят к сфере влияния мэра Одессы Геннадия Труханова.

Исключением можно считать разве что турецкий «Онур» и предприятия «Белавтодора». Но турки знакомы с особенностями украинского дорожного рынка еще со времен строительства Одесской трассы. Кроме того, «Онур» уходила из Украины – в 2012 году приостановила работу своей одноименной дочерней компании. Работать здесь осталась только «Онур Конструкцион Интернешнл», которой, как считают «Наши Гроши», покровительствовал Игорь Коненко.

Из анонсируемых иностранцев к государственным тендерам никто не добрался – более того, такие компании, судя по информации ProZorro, даже не подаются на конкурсы. Исключение – предприятия «Белорусского автодора».

Так нужны ли контролеры? В мире обычно контролем занимаются специализированные компании и/или инженеры из FIDIC – международной федерации инженеров-консультантов. В Украине тоже есть представители FIDIC – Ассоциация инженеров-консультантов Украины. Но к контролю качества таких специалистов привлекают только в проектах, которые реализуются на кредиты от МФО. За свои услуги контролеры, в зависимости от объема работ, берут 3-5-10% от стоимости проекта.

Контролем качества дорожных работ, выполняемых за деньги госбюджета, в Украине занимается ГП «Научно-технический центр «Дорожный контроль качества» – структурное подразделение УАД. Т.е. по сути качество работ контролирует тот, кто их и заказывает.

В МИУ пытались привлечь независимых проверяющих к работам, выполняемым за деньги государственного бюджета, но – безуспешно. Например, в 2016 году УАД в самый последний момент отменил тендер на привлечение таких компаний, мотивировав свое решение тем, что заказывать такие работы агентству частным компаниям невыгодно.

Сумеют ли сейчас в МИУ привлечь независимых экспертов? Чиновники из МИУ отмечают, что такая инициатива раньше встречала сопротивление в Кабмине, но поддерживалась внутри министерства.

«Независимый контроль – нужен. Вопрос – кто это будет? Я считаю, что это должны быть известные международные компании, которые будут отвечать своей репутацией за надзор, а не инженер, получивший сертификат FIDIC. Потому что инженер, кроме своего диплома, больше ничем не отвечает», – говорит Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры.



Читайте также о том, что для госнадзора за строительством могут начать использовать видеокамеры. А также о том, что Кабмин разработал карту инфраструктурных инвестиционных проектов.

18 декабря 2019 г.
2480
У бюджеті столиці на 2020 рік закладено 20 млн грн на роботи з будівництва першої черги парку на річ...
18 декабря 2019 г.
2466
Міністерством розвитку громад та територій України розроблено проект «Про особливості врегулюв...
18 декабря 2019 г.
1756
Міністр Альона Бабак розповіла, як правильно вибрати об’єкт для інвестування в первинну нерухо...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
12 июля 2024 г.
3106
З появою ЄДЕССБ усі процеси відбуваються в онлайн-форматі, кожен крок  фіксується, а будь-які с...
11 июля 2024 г.
3632
Дефіцит робочої сили, який оцінюють у 20-50%, впливає на всі процеси будівництва. Як він загрожує ри...
10 июля 2024 г.
3995
З житлового фонду соціального призначення можна буде орендувати житло у кількох форматах...
Сегодня
4686
Новий міст спроєктований не як інфраструктурний об’єкт, а як новий громадський простір...
11 июля 2024 г.
9715
Новий простір діє одночасно як міський парк і меморіал...
11 июля 2024 г.
1127
Вітчизняний виробник будматеріалів SWEETONDALE вивів на ринок екструдований пінополістирол XPS ...
12 июля 2024 г.
1303
23 липня 2024 року відбудеться ексклюзивна панель КБУ на тему «АНАЛІТИКА УКРАЇНСЬКОГО РИНКУ НЕ...
11 июля 2024 г.
1087
31 липня у КВЦ «Парковий» в Києві пройде Конгрес - INVEST IN UKRAINE, в рамках якого від...
28 июня 2024 г.
1623
Захід стане майданчиком для конструктивного діалогу, висловлювання та обговорення різноманітних думо...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
159
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3476
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!