РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.289 EUR: 44.968
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.289
EUR 40.000 41.000 44.968
USD 41.070 41.490 41.289
EUR 44.750 45.430 44.968
Новость

Инклюзивность как норма: эксперт об инклюзивности в ДБН по благоустройству

Чем продиктована необходимость внесения инклюзивных дополнений к ДБН по благоустройству, какие ключевые правки уже внесены и кто обязан обеспечить их имплементацию - об этом разговор с одним из авторов ДБН
3947
29 октября 2019 г.



Все положения ДБН, включая объекты благоустройства, должны применяться при всех возможных вмешательствах в городскую среду

Введя в действие новые государственные нормы, касающиеся создания безбарьерной среды (ДБН В. 2.2-40:2018 «Будинки і споруди. Інклюзивність будівель і споруд. Основні положення»), в которых появилось около 100 ранее отсутствующих правил, направленных на повышение безопасности и комфорта людей, Министерство регионального развития практически сразу начало разработку изменений и дополнений к правилам благоустройства. И тоже - с фокусом на инклюзивность.

Первое открытое обсуждение поправок и дополнений к ДБН Б. 2.2-5:2011 «Благоустрій територій» состоялось в июле, второе - в августе. Чем продиктована необходимость внесения инклюзивных дополнений к правилам благоустройства, какие ключевые правки уже внесены и кто обязан обеспечить их имплементацию - об этом PRAGMATIKA.MEDIA рассказал заведующий отделом благоустройства и управления отходами Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства Игорь Сатин, который возглавляет команду специалистов, работающих над редакцией норм.

- Некоторые изменения в ДБН о благоустройстве дублируют или дополняют нормы ДБН «Инклюзивность зданий и сооружений», которые действуют с 1 апреля этого года. В чем причина такого перекрестного нормирования?

- У нас появился новый ДБН об инклюзивности и существуют ДБН, которые напрямую связаны с городской средой, затрагивающие процесс перемещения по городу, - с переходами через дороги, прогулками в парках и так далее. И в чем то новый и старые ДБН противоречат друг другу. Нельзя просто сказать: «А вот тут и тут используйте нормы инклюзивности». Надо вносить изменения и дополнения в существующие подзаконные акты. Кстати, кроме новых требований к паркам и скверам мы добавили требования к инклюзивности пляжей. Чтобы обеспечить доступ людям с инвалидностью к воде, чтобы они имели возможность въехать в воду по специальным пандусам, да и просто передвигаться на коляске по пляжу. Возле лавочек в парках теперь мы предусмотрели карманы для кресла-коляски. Прописали, чтобы минимум 50 % скамеек имели спинки. И поручни, которые помогут сесть и подняться. В целом мы учли большинство из пожеланий, которые получили от людей с ограниченной мобильностью, от активистов, волонтеров. Постарались сделать ДБН о благоустройстве максимально инклюзивными.

- Внедрение инклюзивных дополнений обычно если реализуют, то лишь при строительстве новых объектов. Заказчики отказывались выполнять требования инклюзивности, если шла речь о реконструкции или ремонте. Но вроде бы приняты изменения, которые обязывают предусматривать инклюзивные решения и в случае ремонтов? Так ли это?

- Действительно, в самом Законе о благоустройстве, подзаконным актом которого являются, собственно, ДБН, было обозначено, что такое «объект благоустройства», а в другом законе есть определение «объект строительства». И были манипуляции, мол, непонятно: дерево, лавочка, МАФ, тротуар - что же это конкретно? Поэтому мы конкретно прописали, что все положения ДБН, включая объекты благоустройства, должны применяться как при новом строительстве, так и при реконструкции, при капитальном ремонте, реставрации и техническом переоснащении, то есть при всех возможных вмешательствах в городскую среду. Они обязательны.

- Что касается имплементации новых ДБН - кто сегодня должен следить за их исполнением? Ну, кроме проектировщиков, которые обязаны предусматривать это в проектной документации. Как сделать, чтобы все улучшения не оставались только на чертежах?

- Вот этот вопрос очень сложный. Со своей стороны, мы старались прописать максимально широкий круг тех, кто обязан эти нормы применять. Есть понятие авторского надзора - то есть проектировщик заинтересован следить, чтобы его проект выполнялся в точности. Есть процедура принятия объекта в эксплуатацию, и этот момент можно и нужно контролировать. Но я считаю, что Минрегиону нужен курс на ужесточение контроля. Мы как специалисты, работающие над нормами, стараемся выявить и закрыть лакуны, позволяющие уклониться от выполнения. Но физический контроль за исполнением - уже не наша функция.

- Как выстраивать приоритеты в благоустройстве объектов? Очевидно, что в бюджетах нет средств на то, чтобы модернизировать сразу все. Существует что то вроде установки - «сначала мы приводим в порядок вокзалы, затем среду вокруг госучреждений, а потом парки»?

- Сразу можно выделить два момента. Если строится новый объект или комплекс объектов, к примеру, новый торговый центр или жилой дом, то в этом случае очевидно, что придется придерживаться новых норм. Когда речь идет о вмешательстве в уже существующую застройку, то здесь сложнее - необходимо или ждать момента капремонта, или реконструкции, или отдельно искать средства на то, чтобы построить, к примеру, пандус. И не просто построить, а сделать еще так, чтобы к нему была возможность безбарьерного подъезда. Сложность еще и в том, что объект - тот же вокзал - это зона ответственности одного балансодержателя, а дороги - уже другого. Это требует комплексных решений. Но я вижу позитив в том, что политика министерства теперь стала человекоцентричной. Ведь в первую очередь государственные строительные нормы ориентированы на комфорт и безопасность людей - и теперь на это обратили внимание. Инклюзивность и доступность стали одним из приоритетов. Дело за исполнителями, за органами местного самоуправления, за балансодержателями.

- Сколько лет уже этой политике, когда именно были пересмотрены приоритеты? И что стало катализатором?

- Этой тенденции уже два с половиной года. Теперь уже экс-замминистра Лев Парцхаладзе ориентирован на то, чтобы слушать людей. И к нам поступало очень много обращений. В том числе даже люди с ограниченными возможностями приезжали из другой области. К тому же есть понимание, что мы, к сожалению, воюющая страна. У нас появилось очень много молодых ветеранов-инвалидов. Если мы не хотим, чтобы они чувствовали себя отрезанными от общества, то обязаны трансформировать наши города.

- Даже обновленные ДБН вряд ли устроят всех. Наверняка вы услышите много критических замечаний о несовершенстве документа. А когда планируете обновить или переработать его следующий раз?

- Нормы должны обновляться каждые пять лет. Мир стремительно развивается, появляются новые технологии, новые подходы. Поэтому нам каждые пять лет будет что добавить, что убрать за ненадобностью. Или, получив обратную связь, что то подкорректировать.

Интервью брала Ирина Исаченко

29 октября 2019 г.
1946
У 2020 році у Києві планують почати будівництво комплексу з переробки опалого листя, скошеної трави ...
29 октября 2019 г.
2057
Прем’єр-міністр Олексій Гончарук заявив, що Уряд планує залучити більше 611 млн грн на реконст...
28 октября 2019 г.
2048
Архитектор Жан Нувель подал иск против Парижской филармонии в связи со штрафом, который ему предъяви...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
Сегодня
621
Щодалі сильніші та триваліші теплові хвилі руйнують бітумну черепицю. Різкі перепади температури роз...
01 ноября 2024 г.
4876
Це може призвести до повного припинення діяльності основної програми компенсацій в Україні в наступн...
01 ноября 2024 г.
2055
Для цього народні депутати пропонують передбачити відповідні видатки із загального бюджетного фонду...
Сегодня
449
Особенности и преимущества масляных радиаторов...
01 ноября 2024 г.
1359
Всередині нього буде знаходитися величезний атріум зі спіралеподібною вежею в центрі. Навколо цієї в...
01 ноября 2024 г.
534
Автор проєкту, відомий японський архітектор Шигеру Бан, зазначає, що музей є роботою з органічним фа...
22 октября 2024 г.
1452
Захід стане майданчиком для конструктивного діалогу, висловлювання та обговорення різноманітних думо...
15 октября 2024 г.
1731
19 листопада усі провідні бімщики країни знову зустрінуться, щоб подискутувати, обговорити події, но...
10 октября 2024 г.
1274
У Києві відбудеться професійний форум, де зберуться провідні експерти та фахівці будівельної га...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
351
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3679
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!