Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.319 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 42.993 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.319 |
EUR | 42.900 | 43.600 | 42.993 |
Украинцы накопили рекордный долг за коммуналку – более 55 млрд грн. В этом году ситуация может обостриться. В феврале придут первые платежки с новыми ценами за тепло, в мае снова подорожает газ, а в июле – электроэнергия.
К чему могут привести огромные долги за коммуналку и когда украинцы по закону имеют право не платить.
В долгах как в шелках: кто виноват
3,7 тыс. грн – столько в среднем должна за коммуналку каждая украинская семья. Долг накапливался годами и на декабрь 2018-го составил рекордные 55,6 млрд грн. Это больше, чем бюджет на субсидии.
Год назад сумма долга была на уровне лишь 32,3 млрд грн. То есть задолженность выросла на 70%. Всего за месяц долг увеличился почти на 8 млрд грн. Главная причина – пришли новые платежки за коммуналку. Причем во многих украинских городах с января действуют новые тарифы на отопление (на 15-30% выше старых). В феврале расходы на коммуналку увеличатся, а вместе с ними и долг.
Почему растет долг:
Проблема заостряется с каждым месяцем. И хотя официально в правительстве декларируют: доходы населения растут, а все, кто не может платить, пользуются субсидией, ситуация может оказаться критической.
Для примера, чтобы генерировать тепло, поставщик отопления должен оплачивать газ, платить за электроэнергию, воду, выплачивать зарплаты и т. д. В декабре 2018-го украинцы заплатили только 58% от насчитанной суммы. В первую очередь отдают зарплаты. А вот газ оплачивают по возможности. Это привело к тому, что долги всех поставщиков коммунальных услуг перед "Нафтогазом" составили уже 57,5 млрд грн.
Так, поставщики коммунальных услуг должны НАК "Нафтогаз" больше, чем им должно выплатить население. Связано это с тем, что помимо самого долга "Нафтогаз" начисляет штрафы и пени. Но так как сами украинцы ничто из этого не выплачивают, ресурса для их погашения перед НАКом фактически нет.
Позиция Национальной комиссии в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), как и правительства, – простая. Есть рыночные условия. Поэтому газ должен дорожать, а вместе с ним и другие коммунальные тарифы. Но при этом, как показывает практика, покупательская способность украинцев растет медленнее, чем стоимость коммунальных услуг.
Так, по состоянию на декабрь украинцам насчитали за коммуналку (без учета электроэнергии, содержания дома и придомовой территории) 18,3 млрд грн. В прошлом году, по данным Государственной службы статистики, эта сумма была на уровне 10,8 млрд грн. То есть расходы на коммуналку выросли почти на 70%. Интересно, что пропорционально за год вырос и долг. Это значит, что украинцы платить больше не стали. Максимальная сумма оплаты колеблется в пределах 9-10 млрд грн. А все, что насчитывают выше, остается "неуплатой".
Заработные платы в лучшем случае за год увеличиваются на 15-25%, а вот расходы на коммуналку растут почти в 4,6 раза быстрее.
Если к концу года тариф на газ для населения доведут до уровня рыночного (цена, которую сейчас платит промышленность и которую не контролирует правительство), под угрозой может оказаться вся коммунальная система. Если у предприятий не будет за что покупать энергоресурсы, они рискуют просто закрыться.
Главная проблема не в стоимости коммунальных услуг. Они, с учетом роста зарплат, расходов на генерацию, приведения тарифов на газ к рыночному уровню, должны быть еще выше. Проблема в доходах. Минимальная зарплата в прошлом году выросла всего на 16%, пенсия – на 9%. И если рост расходов опережает динамику изменения доходов, украинцам приходится либо урезать свои бюджеты, либо платить столько, сколько получается.
В Украине в мае 2019-го предусмотрено очередное подорожание голубого топлива. На этот раз цена должна подняться примерно на 15%. Как показала практика, это приведет к росту тарифов на тепло и горячую воду на 10-20%.
Кроме того, летом должны запустить рынок электроэнергии. А это может привести к мгновенному росту стоимости электроэнергии до уровня экономически обоснованного. А это по разным оценкам может привести к росту тарифа на ток примерно на 48%.
Оценить "предел прочности" предприятия сложно. В прошлом году некоторые предприятия по всей стране рассылали потребителем "угрозы", в которых предупреждали: если они не оплатят свои долги, к примеру, горячей воды может вовсе не быть, так как не будет за что покупать газ. Часть таких предприятий находится в коммунальной собственности и в любой момент может быть дотировано из местного бюджета.
Сейчас ситуацию спасает тот факт, что львиная доля долгов ложится на плечи "Нафтогаза", рассказывает эксперт в сфере ЖКХ Егор Мороз. Так, голубое топливо НАК продолжает поставлять даже с учетом долгов.
"За электроэнергию мы наоборот видели в декабре позитивную динамику. Долг немного погасили, а не нарастили. По холодной воде ситуация тоже спокойная. Беда с отоплением и горячей водой. Это 70% от общей суммы в платежках. Конечно, если ничего не изменится, будут расти долги. Но пока это долг перед "Нафтогазом" и НАК все равно продолжает поставлять голубое топливо, коллапса не будет", – говорит Егор Мороз.
В "Нафтогазе" указывают еще на одну проблему. Облгазы, по их мнению, сами могут способствовать накапливанию долгов. Прозрачной системы с полным перечнем абонентов, информацией об оплате, нет. В результате поставщики голубого топлива на свое собственное усмотрение проводят доначисление, через суды меняют нормативы и тем самым загоняют украинцев в долги. Более того, правоохранители раскрывали схемы, при которых далеко не весь газ, проданный по низким ценам населению, использовался по назначению.
Когда можно не платить (по закону)
Взыскать можно только ту часть долга за коммуналку, которой не больше трех лет. Согласно Гражданскому кодексу, если за три года коммунальное предприятие не разобралось со своим клиентом в суде, значит, вытребовать эти деньги уже не удастся. Важно при этом отметить, что долг не прощается, его продолжат указывать в платежках.
Закон "О жилищно-коммунальных услугах" позволяет в отдельных случаях коммунальные услуги не оплачивать или же платить меньше. К примеру, если вместо горячей воды – теплая, платить за нее по тарифу для горячей не нужно.
Как оплачивать горячую воду:
Кроме того, как поясняют в Национальной комиссии в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), горячую воду могут отключать не больше чем на 6 часов в сутки, при этом период "без воды" должен составлять не больше 30% месяца. Если указанная норма нарушается, за каждые сутки сумма в платежках должна уменьшаться на 3,3%. Последняя норма также касается и холодной воды.
Температура воздуха в отапливаемом помещении должна быть не ниже 18 градусов тепла. Если отопление включили, а в квартире все равно холодно – платить за него по полной цене не стоит. Так, действующие нормы устанавливают: если температура в помещении не выше 12 градусов, отопление можно вовсе не оплачивать. Отключать тепло могут не чаще чем раз в месяц и не дольше чем на 12 часов.
Как платить за отопление:
Вопрос запуска рынков газа и электроэнергии уже решен. Законом. Рано или поздно правительство и регуляторы перестанут вручную устанавливать цены. И в первое время это может привести к очередному скачку тарифов. Однако, в будущем, при слаженной работе Антимонопольного комитета и ответственной позиции поставщиков, конкуренция будет стимулировать постепенное снижение цен. Но для того, чтобы переход на рыночные условия не стал критическим ударом по кошелькам украинцев, этот период должен совпасть с уверенным ростом доходом и динамичным развитием экономики. Тогда, даже при высоких тарифах, украинцы смогут без задержек платить по счетам.
Источник: Обозреватель
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.