Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.876 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.511 |
USD | 41.700 | 42.185 | 41.876 |
EUR | 43.330 | 44.030 | 43.511 |
Какие выгоды и риски ждут потребителей в новом энергорынке? Какой будет цена? Как сэкономить энергоресурс? – на эти и другие вопросы потребителей пытались ответить менеджер по развитию продаж электроэнергии на внутреннем рынке «ДТЭК Энерго» Олег Максименко, начальник отдела по разработке и анализу регуляторных проектов ООО «ДТЭК Сети» Екатерина Березовская, а также руководитель продаж по поставкам электроэнергии «ДТЭК Энерго» Владислав Яковенко.
Сама энергореформа состоит из трех частей: нормативно-правовой, организационной, технологической. Нормативно-правовая часть за год до запуска конкурентного рынка проработана на 50 %, а утвержденные или разрабатываемые документы во многих пунктах противоречат друг другу. Не прояснены многие организационные моменты по конкурсному отбору тех или иных поставщиков, функционированию различных сегментов оптового рынка, а также системы коммерческого учета электроэнергии, для внедрения которой пока отсутствует современная технологическая инфраструктура.
Несмотря на проведение в Киеве многочисленных энергетических форумов, конференций и круглых столов, в отрасли отсутствуют прямые двухсторонние каналы информационной связи между энергетиками и их потребителями на местах, а сама профессиональная дискуссия вокруг проблематики реформы подменяется зачастую презентационной бутафорией в столице, призванной внушить западным донорам, что Украина движется в правильном направлении. При этом многие промпотребители имеют довольно поверхностное представление о том, что их ждет после 1 июля 2019 года, или даже после 1 декабря 2018-го.
Свободные тарифы для промпотребителей. Впрочем, хорошо известна дата начала первого этапа реформы в энергосбытовом секторе – 1 декабря этого года. Либерализация отрасли начнется с рынка розничного. Впрочем, названную дату могут перенести на 1 января 2019 г., однако сути это не меняет.
До 1 декабря этого года все облэнерго должны окончательно разделиться на две компании – оператора системы распределения (ОСР) и поставщика универсальных услуг. Закон «О рынке электрической энергии» обязывает универсальных поставщиков в обязательном порядке поставлять электричество населению и малым потребителям до 1 кВ.
Всем остальным абонентам придется выбрать нового независимого электропоставщика на протяжении 21 дня. Однако закон, при этом, не возбраняет универсальному поставщику продавать ток и всем остальным категориям потребителей. Поэтому высока вероятность того, что большинство абонентов останутся клиентами прежних облэнерго, только под другой вывеской.
Тем не менее, с 1 декабря в системе поставок тока промышленным потребителям возникает принципиальное новшество. А именно: если сейчас облэнерго поставляют электричество промпотребителям по усредненному по области двухставочному тарифу, то с 1 декабря продажа электричества каждому отдельному абоненту будет осуществляться в режиме свободного ценообразования и по индивидуальному ценовому графику.
Этот график для потребителя будет соответствовать другому почасовому графику, по которому сам поставщик закупает электроэнергию у ГП «Энергорынок» в ежесуточном режиме. Поэтому после 1 декабря выгодоприобретателями окажутся те предприятия, которые работают в ровном суточном графике и покупают большое количество тока ночью, когда цена на него ниже. И наоборот, для средних или небольших предприятий цены должны возрасти.
Еще один, третий сценарий для промпотребителя после 1 декабря – обзавестись собственным поставщиком. Однако процесс этот довольно сложный, он требует дополнительных административных расходов, а также сопряжен с существенными финансовыми рисками в довольно непростом энергобиржевом бизнесе. Вряд ли потребителю имеет смысл его осваивать, отрывая ресурсы от профильного вида своей деятельности.
Поставщик последней надежды. Обращаться в крайнем случае. Однако, что произойдет, если бывшее облэнерго откажется подписывать договор с проблемным водоканалом или любым другим коммунальным предприятием, которое погрязло в долгах, а других электропоставщиков эти предприятия не смогут найти?
На этот случай в регионах будут созданы поставщики последней надежды. Становиться их клиентами потребителям нежелательно. Дело в том, что поставщик последней надежды не имеет стабильной клиентской базы и обязан подхватывать любого проблемного потребителя, а это означает, что электроэнергия у него будет самой дорогой.
Поставщик последней надежды создается на три месяца. Что будет дальше, пока неизвестно – соответствующее нормативное поле отсутствует. Не существует пока и процедуры проведения конкурсов по отбору таких поставщиков – соответствующий документ только разрабатывается в Минэнергоугля. Предполагается, что, если никто не придет на конкурс, государство создаст поставщика последней надежды самостоятельно. Как и из кого – тоже неизвестно.
Впрочем, наиболее вероятно, что нынешние облэнерго постараются максимально сохранить свою прежнюю клиентскую базу, как и территорию своего влияния. Не следует также забывать, что в либерализованных европейских энергорынках локальные монополисты, помимо передачи или поставок электричества, занимаются еще десятками других видов деятельности, эффективно используя свою инфраструктуру в борьбе за потребителя.
Как обеспечить конкуренцию между поставщиками? В 2017 году доля так называемых поставщиков электроэнергии по нерегулируемому тарифу (ПНТ) в общем объеме поставок электричества на розничном рынке составила 7 % и на сегодня количество «пээнтэшников» на рынке – порядка 25-30 единиц.
В настоящее время и облэнерго и ПНТ приобретают электроэнергию у ГП «Энергорынок» по часовому графику на сутки вперед.
Как правило, независимые поставщики конкурируют с облэнерго за счет оптимизации графиков покупки электроэнергии у «Энергорынка» и графиков нагрузок у потребителей. Однако, как уже упоминалось, с 1 декабря нынешние облэнерго, после завершения анбандлинга, тоже начнут продавать электричество промпотребителям по часовым графикам. Иное дело, что поставщики универсальных услуг при этом еще будут располагать наиболее инертной потребительской массой в виде населения и малых небытовых потребителей, которые рассчитываются за электричество по факту месячного потребления. Доля таких потребителей, к примеру, в «Тернопольоблэнерго» составляет сейчас около 70 %. В то же время «Энергорынок» от поставщиков требует предоплаты. Возможно это немногим усложнит жизнь универсальных поставщиков в сравнении с независимыми электропоставщиками, по крайней мере, на первых этапах либерализации.
Однако для обеспечения полноценной конкуренции между поставщиками на розничном рынке необходимо максимально упростить процедуру смены поставщика потребителем, а также полностью отстранить будущего оператора распределительных сетей от возможности влияния на этот процесс. Собственно, эта задача и является конечной целью либерализации розничного рынка.
Согласно постановлению НКРЭКУ №1406 от 27.12.2017, оператор распредсети обязан предоставлять свободный недискриминационный доступ к сети для всех поставщиков без исключения. Однако легко написать на бумаге. Для того, чтобы реализовать подобную возможность на практике, следует обеспечить распределительное хозяйство надлежащей информационно-технической инфраструктурой.
С этой целью НЭК «Укрэнерго» весной этого года презентовало проект создания единой централизованной системы сбора и обмена данных Data Hub. Разработка аналогичной системы в Дании привела к тому, что датские облэнерго на сегодня не знают, какие поставщики и каким потребителям продают электричество на их территории. Правда, ради этого удовольствия датчане разрабатывали и устанавливали систему на протяжении 15 лет.
Data Hub позволяет собирать и размещать информацию по всем потребителям. В итоге доступ к информации по каждому абоненту через его код получают все участники рынка. Система позволяет потребителю легко и быстро менять поставщика. В будущем поставщики также смогут формировать через Data Hub счета для потребителя.
Впрочем, облэнерго в ответ заявляют, что предложенная система наиболее сложная в Европе и что украинские сети для ее внедрения пока не подготовлены ни технически, ни финансово.
Второй этап либерализации. Однако гораздо более радикальные изменения на розничном рынке принесет второй этап реформы – с момента запуска конкурентного оптового рынка 1 июля 2019 года. С этой даты промышленные потребители получат возможность становиться прямыми участниками оптового рынка, самостоятельно покупая электричество у производителей и продавая излишки. При этом бытовые абоненты, вслед за промышленными, тоже получат право менять электропоставщика,
Вряд ли это произойдет именно с 1 июля 2019 г., как гласит Закон, однако пока энергетики официально продолжают декларировать заявленную дату.
Как участники оптового рынка, промпотребители смогут торговать электричеством наравне с генерацией, трейдерами и электропоставщиками, и действовать на всех торговых площадках рынка, будь то прямые договора, рынок на сутки вперед, внутрисуточный или балансирующий рынок.
Источник: Mind
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.