Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
Как действовать после 2030 года, когда истечет срок действия «зеленых» тарифов на энергию из возобновляемых источников энергии?
Еще три-пять лет назад в Украине никто не задумывался о рыночной конкуренции в альтернативной энергетике. Локальные и международные компании строили солнечные, ветровые и малые гидроэлектростанции в полной уверенности и спокойствии благодаря «зеленым» тарифам для производителей энергии из возобновляемых источников (ВИЭ). Эти тарифы, закрепленные действующим Законом «Об электроэнергетике», превышают среднеевропейские в 1,5-2 раза. При этом рынок стремительно развивается: за последние три года, по данным Госэнергоэффективности, объем инвестиций в отрасль превысил 1,1 млрд евро. Инвесторов привлекает высокая стоимость компенсации от государства, которое по закону обязуется выкупить у них весь объем произведенного электричества. Но этот объем растет вместе с расходами государства на компенсацию, и со временем эти расходы могут стать неоправданно высоки.
К слову, в Европе сейчас рассматривается много арбитражных исков со стороны инвесторов, которые вменяют властям слишком резкие изменения в регулировании сферы ВИЭ. Украина может этого избежать. Бизнес-сообщество и государство уже ведут диалог об оптимальной модели развития отрасли в будущем. Речь идет о том, как действовать после 2030 года, когда истечет срок действия «зеленых» тарифов на энергию из ВИЭ. В конце июня 2018 года в Парламенте зарегистрировали целых восемь законопроектов на эту тему.
Радует то, что диалог перешел в конструктивное русло, и все понимают, что по мере роста конкуренции и количества установленных на ВИЭ мощностей обширное госсубсидирование отрасли нужно менять на другие правила. Стоимость технологий и оборудования для установки электростанций на ВИЭ во всем мире снижается, а это влечет за собой и снижение цены на «зеленое» электричество. Более того, энергетические гиганты уже начинают реализовывать первые проекты в возобновляемой энергетике на рыночных условиях, полностью без государственной поддержки.
Поэтому в Украине на повестку дня выходит рыночное ценообразование и прозрачные аукционы для производителей.
Для альтернативной энергетики в Украине аукционная система – это план развития и игры в долгую. Она эффективно работает во всем мире. По данным IRENA, количество стран, запустивших у себя аукционы, увеличилось с 9 в 2009 году до 67 к середине 2016. Большинство из них составили развивающиеся страны.
Производителям энергии аукционы обеспечивают прозрачные условия торгов и долгосрочную гарантию цены, потребителям – минимальный тариф как результат конкуренции. Во всем мире растет тренд к снижению цен на энергию из ВИЭ (а значит, и снижению тарифа). К примеру, в 2016 году во многих странах средние цены упали до 50 долл./МВт/ч для солнечной энергии и 40 долл./МВт/ч для ветровой (для сравнения: 250 долл./МВт/ч и 80 долл./МВт/ч соответственно в 2010-м). Выходит, что за шесть лет работы аукционного механизма тарифы упали в 2-5 раз. В таких странах, как Чили, Мексика, Марокко, Перу и ОАЭ цены на энергию из ВИЭ достигли рекордных минимумов.
С точки зрения инвестора, заключенный после победы в аукционе долгосрочный договор защищает его интересы, фиксируя гарантированный доход за определенный период времени (как правило 15-20 лет). В свою очередь, государству как игроку, аукционы позволяют улучшить контроль бюджетных средств и средств потребителей, поскольку в большинстве торгов устанавливается максимальный лимит ценовой ставки. Благодаря предсказуемости показателей, хорошо продуманные аукционы дают государству возможность прогнозировать объемы производства и закупок энергии на перспективу. В более глобальном смысле, развитие украинского сектора ВИЭ через аукционы – это движение от угольной и газовой генерации к «чистой», от зависимости от импортных носителей к энергетической независимости и привлечению прямых инвестиций в сектор.
Основная задача, которая стоит сейчас перед экспертным сообществом – разработать механизм аукционов. Делать это нужно с учетом опыта других стран. Важно также брать во внимание украинские реалии, текущее состояние рынка и его потенциал. Для этого на днях в Офисе Национального инвестиционного совета состоялось первое обсуждение вариантов, которые предлагают авторы восьми зарегистрированных в парламенте законопроектов. Среди основных вопросов – минимальный порог мощностей для аукционов, размер банковских гарантий, изменение «зеленых» тарифов и их размер для частных домохозяйств, ответственность за так называемый «небаланс» или разницу между поставленным объемом энергии и ранее заявленным. Мы консолидируем все точки зрения, чтобы уже к началу осени обозначить путь развития одной из самых инвестиционно привлекательных отраслей в стране.
Константин Чижик, проектный менеджер Офиса Национального инвестиционного совета
Источник: Лига.Бизнес
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.