Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.750 | 45.430 | 44.968 |
Обезвоживания крупных городов Украины из-за нехватки жидкого хлора, используемого для дезинфекции воды, не будет. В прошлую пятницу ПАО «Днепроазот» - единственный в стране производитель этого реагента возобновил работу цехов хлорного комплекса и предлагал предприятиям водоснабжения заключать договоры на поставки жидкого хлора по новым ценам.
За день до этого Антимонопольный комитет провел заседание по хлорному вопросу, на котором подтвердил, что не будет вмешиваться в процесс ценообразования на стратегический продукт для обеззараживания воды. Соответствующее разъяснение в ответ на запрос ПАО «Днепроазот» от 2 июля было опубликовано на сайте АМКУ. В нем говорится, что Комитет «не является ценовым регулятором, не устанавливает и не предоставляет выводы об экономической обоснованности цен на товары». Кроме того, «цены на хлор являются свободными, самостоятельно устанавливаются субъектом хозяйствования и на них отсутствует государственное регулирование».
Поэтому «Днепроазот» вправе устанавливать такие цены, какие считает целесообразными.
Вместе с тем, по заключению АМКУ, частичный или полный отказ монополиста от реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации признается злоупотреблением монопольным положением и может наказываться штрафом до 10 % выручки от реализации продукции за год, предшествовавший нарушению. Самовольная остановка завода 15 июня теперь грозит ему многомиллионным штрафом.
Расследованием действий должностных лиц завода Игоря Коломойского занялась и СБУ. В сообщении Службы говорится, что действия «Днепроазота» «привели к созданию дефицита жидкого хлора - основного реагента для бесперебойного обеспечения населения питьевой водой» и «создали предпосылки к нарушению нормального функционирования объектов жизнеобеспечения населения и опасности для здоровья людей».
Заложниками ситуации с поставками хлора «Днепроазотом» оказались порядка 180 водоканалов и частных промышленных потребителей жидкого хлора, а это примерно две трети всех абонентов водоснабжения.
У большинства из поставщиков воды запасы реагента на текущий день составляют от нескольких дней до недель. Поэтому перебои с централизованным водоснабжением в самый жаркий месяц лета могли оказаться вполне реальными. Об этом были заранее предупреждены жители большинства украинских мегаполисов, в том числе Киева, Харькова, Днепра, Николаева и других городов.
О возможной приостановке производства напитков через Европейскую Бизнес Ассоциацию заявили представители компаний Carlsberg, Coca-Cola и PepsiCo, пояснив это тем, что вопросы безопасности не позволяют им содержать на своей территории мощности по хранению жидкого хлора. Но если коммунальщики не будут хлорировать воду, то за безопасность своих потребителей они тоже не ручаются.
Задача жидкого хлора - обеззараживать воду от патогенных вибрионов. Поэтому подача воды без предварительной обработки или с недостаточным содержанием хлора могла бы привести к вспышке кишечных инфекций, таких как дизентерия или холера.
Последняя такая эпидемия случилась в 1970 году в Одессе. Тогда город более месяца пробыл на карантине. Свыше миллиона человек, в том числе 300 тыс. отдыхающих, весь август и начало сентября были ограничены в перемещении. Выехать за пределы Одессы им не разрешалось. На границе стояли санитарные кордоны. В тот год холерой заболело полторы сотни одесситов и приезжих, два десятка умерло. Вибрионы холеры тогда были обнаружены и вдали от Одессы, в анализах, взятых в среднем течении Днепра.
Была ли остановка одного из крупнейших азотных заводов страны политэкономическим шантажом украинской власти, так любимым Игорю Коломойскому, или имела вполне реальную экономическую подоплеку, будут выяснять спецслужбы.
В оправдание монополисту можно сказать, что «Днепроазот» в последние годы имел доступ к дешевому газу, добытому полугосударственной «Укрнафтой», которая частично контролируется днепровским бизнесменом.
В 2011 году «Укрнафта» оформила аренду имущественного комплекса «Днепроазот», как своего цеха, и поставляла ему газ по давальческой схеме, взамен забирая выпущенную продукцию - азотные удобрения, жидкий хлор, каустическую соду и т.д. В эту схему были также встроены частные газодобывающие компании, связанные с группой «Приват». Родственные отношения позволяли предприятию оставаться на плаву, несмотря на растущие цены на голубое топливо.
В апреле 2018 года наблюдательный совет «Укрнафты» решил прервать эту идиллию, что совпало по времени со снижением цен на карбамид - основную продукцию «Днепроазота». Производство стало нерентабельным, и завод был остановлен.
Законность этого решения признали в Кабмине. Премьер-министр Владимир Гройсман на часе правительства в Верховной Раде заявил, что предприятие не может продавать продукцию ниже себестоимости, и поручил заботу о снабжении коммунальщиков хлором профильному вице-премьеру Геннадию Зубко.
Замену отечественному хлору чиновники довольно быстро нашли в Румынии на химкомбинате Chimcomplex Borzesti (Бакеу). Но, как выяснилось, возить его по железной дороге невозможно из-за разницы в ширине колеи. Румынские вагоны для транспортировки жидкого хлора не приспособлены для замены на другую колесную базу. Перевозки автотранспортом оказались не способными оперативно удовлетворить потребности всех нуждающихся в хлоре. Об этом еще 9 июля заявили в ассоциации «Укрводоканалэкология».
Видимо, поэтому власти решили не вмешиваться в коммерческие дела «Днепроазота» и начали давить на собственников с целью перезапуска хотя бы не всего предприятия, а его хлорного комплекса, в деятельности которого будет задействовано не более трети работников «Днепроазота». Остальные, по-видимому, будут отправлены в длительные отпуска.
Подорожает и хлор для водоканалов. Ранее, получая газ по давальческой схеме, «Днепроазот» продавало хлор с минимальной рентабельностью по 8 тыс. грн./тонна. Но с учетом посреднической накрутки стоимость его для коммунальных предприятий достигала 20 тыс. грн. Сейчас завод готов поставлять эту продукцию по 28 тыс. грн. Примерно во столько же обходился румынский хлор, доставленный коммунальщикам автотранспортом.
Но в себестоимости водоснабжения большинства водоканалов стоимость хлора составляет всего лишь 1-2 %. Поэтому его подорожание не должно отразиться на платежках коммунальных потребителей или в ценах на напитки.
Пока большинства водоканалов находились в стрессовом состоянии, пытаясь найти альтернативу хлору «Днепроазота», некоторых городов Украины этот кризис вообще не коснулся.
Речь идет об альтернативных технологиях обеззараживания воды, которые в последние годы были внедрены на предприятиях централизованной водоканализации.
Специалисты говорят, что самым простым и экономически выгодным решением, уйти от жидкого хлора является переход на гипохлорид натрия, который получают методом электролиза из обычной поваренной соли.
Этим способом обеззараживается примерно треть воды, подготовленной «Киевводоканалом», а также предприятиями водоснабжения Белой Церкви, Бердичева, Измаила, и еще некоторых городов Украины.
Перевод водоканала города со 100 тыс. населением на электролиз поставщики оборудования для водоподготовки оценивают в 150-200 тыс. долл., а областного центра с населением до 1 млн человек - в 800 тыс. долл. Для большинства населенных пунктов - вполне посильные расходы. Но это если говорить об украинском оборудовании.
Как вариант, города могут использовать товарный гипохлорид натрия, произведенный на химзаводе, подобном «Днепроазоту». На этот способ переведена часть мощностей по обеззараживанию воды в Одессе.
Второй вариант - использовать для этих целей диоксид хлора, который прямо на месте готовится из хлорида натрия и соляной кислоты. Поставщики этой технологии утверждают, что она имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционной жидко-хлорной в виде длительного бактерицидного эффекта, воздействия на воду с различным pH, снижения жесткости и т.д.
Такая технология используется в Южно-Украинске, Черноморске, Килии, Желтых Водах и некоторых других городах. Ее считают более сложной в обслуживании. Оборудование для обеззараживания воды этим методом в Украине не производится. Поэтому пивзаводы «Оболонь» и «Радомышль», Мироновский комбинат хлебопродуктов и молзавод «Лакталис» (г. Николаев), избравшие диоксид хлора, устанавливали у себя оборудование немецкой компании Prominent или американской Wallace & Tierman. Этот способ в несколько раз дороже гипохлоридного.
Но главное, городские власти и собственники предприятий, успевших перейти на новые технологии, нынешний хлорный кризис пережили вполне спокойно. И теперь их примеру, скорее всего, последуют другие населенные пункты.
В этой связи можно предвидеть вспышку интереса коммунальщиков к альтернативным методам обеззараживания воды - гипохлориду натрия и диоксиду хлору. Переход на эти технологии оправдан хотя бы потому, что как мы убедились, власти оказались неспособны найти полноценную замену монополисту. К тому же жидкий хлор значительно более опасен в хранении и перевозках, чем его заменители.
Источник: UBR.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.