Лев Парцхаладзе рассказал, как бороться с недобросовестными застройщиками

Заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ рассказал o законодательных инициативах и повышении позиции Украины в Doing Business

1699 15.12.2016 в 07:28


Заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Лев Парцхаладзе, до недавнего времени занимавший должность заместителя губернатора Киевской области, рассказал UBR.ua o законодательных инициативах и повышении позиции Украины в Doing Business.

Лев Ревазович, над какими вопросами вы работаете в минрегионе?

Для себя определил несколько задач: проблема недостроев, защиты прав инвесторов, упрощение разрешительной системы и повышение нашей позиции в Doing Business. Сейчас мы анализируем четыре аспекта: по срокам, улучшению качества услуг, контролю и стоимости. По срокам у нас все хорошо, а вот качество услуг, контроль и стоимость надо улучшать. В целом, надо внести изменения еще в порядка 50 законов.

И на какое место вы стремитесь вывести Украину?

В течение двух-трех лет войти в пятерку. Нам это по силам. Ведь мы уже смогли один раз значительно изменить свои позиции в Doing Business. В 2011 году был принят по инициативе Конфедерации строителей Украины закон № 3058 о градостроительной деятельности. 

Благодаря ему Украина смогла подняться в рейтинге. Прежде всего, за счет существенной дерегуляции: вместо 35 процедур стало 10, срок получения разрешительных документов на строительство сократился с 300 дней до 60 дней…

В результате упрощения мы смогли простимулировать отрасль: если в самый пик строительства 2007-2008 годы выдавалось 35-40 тысяч разрешений в год, то в кризис 2014-2015-го – 140-145 тысяч. 

Какие негативные стороны закона о градостроительной деятельности выявила практика?

Нет ни одного идеального закона. Так и здесь есть шероховатости. Самое серьезное – у нас так и не получился зонинг. Просто колоссальное сопротивление местных советов.

Чем столичные строители заманивают покупателей жилья

Теперь как чиновник вы можете наблюдать за ситуацией со стороны: какая часть регионов уже приняла зонинг?

Практически никто. Полтава и Винница имели зонинг еще до 2011 года. Остальные за эти годы так и не смогли принять…

Но закон о градостроительной деятельности полноценно может работать только в случае зонинга и генпланов?

Да, без зонинга местные советы не имеют права отводить землю. Однако все равно чиновникам выгодно затягивать этот процесс, чтобы управлять градостроительным процессом в ручном режиме. Мы сейчас думаем, как стимулировать общины.

Один из способов – отмена паевого участия. Тогда остается только плата за аренду земли. А при подписании договора прописывается сумма, а она зависит от того, какой этажности здание может быть построено на этом и соседних участках.

Здесь можно построить небоскреб на 100 тысяч квадратных метров? Город получит денежный эквивалент 10 тыс. кв. м. А может быть ограничение по высотности, и на этом участке возможен только пятиэтажный дом. Таким образом, для расчета стоимости зонинг будет просто необходим для местных властей, а для застройщика упростит деятельность.

Ведь сегодня что происходит? Ты покупаешь/арендуешь землю, уже выделенную кому-то ранее, платишь за это, а потом борешься за то, что на этом участке можно построить.

Вы назвали основной своей целью борьбу с недостроями и защиту прав инвесторов.

У нас есть добросовестные застройщики и другие, не будем говорить только о Войцеховском, ведь есть масса других, мелких, но с серьезными нарушениями. Особенно в области. Берут участок земли с сельхозназначением и строят, что заблагорассудиться.

Минрегионразвитие готовится к отмене паевого взноса для застройщиков

Как с этим бороться? Те, кто владеет землей, громада, они должны пару раз показательно взять и снести пару объектов. Чтобы никому не было повадно такими махинациями заниматься.

Если человек вложит 10 млн долл., а потом это снесут за один день, то в другой раз подумает, не проще ли потратить три-четыре месяца на документы и немножко денег, чтобы сделать все цивилизованно.

Но ваш вариант не очень подходит для жилой недвижимости, ведь пострадают обычные люди, вложившие свои кровные в строительство дома.

Поэтому мы и считаем необходимым внести изменения в законодательство, чтобы квартиры в строящихся объектах можно было покупать только после регистрации. Внести в реестр можно будет только при полном пакете разрешительной документации.

Когда мы говорим о защите прав инвесторов и решении проблемы недостроев, то я сторонник того, чтобы меры были ужесточены. Договор аренды подписывается на какой-то срок, где четко описывается, что должно быть построено. Если за упомянутое время объект не появляется, участок должен автоматически возвращаться громадой. Тогда у нас не будет пустующих по 20 лет участков. Я вообще не сторонник того, чтобы земля в городах продавалась.

Почему нельзя продавать участки в городе?

Допустим, кто-то купил под киоск землю, а спустя 30 лет, город ведь развивается, здесь будет необходимость строить какое-нибудь общественное здание, а эти несколько метров проданной территории не позволят это сделать.

Считаю, продаваться должно право аренды. Любое здание имеет свой эксплуатационный срок. 50-100 лет. Вот на это время и надо продавать право аренды земли. Все проходит, все взрослые здания требует реновации – а уж что это будет, снос и построение нового, или существенная реконструкция, все решается. В Москве, например, полностью снесены все хрущевки. Есть опыт Праги, есть опыт Берлина – мы должны взять лучшее из мировых практик.

Снести нельзя реконструировать: что делать с хрущовками в Украине?

У нас тоже несколько раз заявляли о старте проекта по сносу хрущевок.

Одна из задач, которую я хочу решить на этом посту, – разработать законопроект на эту тему. Сейчас эта тема неактуальна, с точки зрения инвестиционной привлекательности, но в Киеве через пару лет она станет острой, ведь свободных площадок уже практически нет. Да, в столице еще много промышленных площадок плюс колоссальное количество устаревшего ветхого жилья.

Но ранее реализация подобных проектов упиралась даже не в первоначальные инвестиции, а в необходимость получить согласие на отселение всех жильцов.

Мы рассматриваем сейчас несколько механизмов, как их заинтересовать. Например, нельзя сносить дом на Печерске, а квартиру давать на Троещине. Расселение должно быть в рамках микрорайона. Потому что переезд в новый район для любого человека несет массу неудобств: здесь все привычно, комфортно, ребенок ходит в школу, поликлиника под боком, соседи, друзья...

Но если говорим: мы предоставляем новое жилье в 500 метрах от вашего дома, квартира на 20 % больше по площади, с ремонтом. У вас жилье стоит 1,5 тысячи долларов, а новая квартира по цене от 2 тысяч долларов за квадрат – человеку экономически выгодно будет переехать в это жилье.

Будет рассматриваться вариант только сноса и предложения взамен квартир в новостроях?

Все варианты – и реновация, и реконструкция. Не все дома можно сносить. Но в связи с изношенностью инженерных сетей вопрос в любом случае должен решаться поквартально, с заменой всех коммуникаций. Плюс нужно учитывать зонинг – не везде можно повышать плотность населения и увеличивать высотность.  

Источник: ubr.ua

Интересные новости:
15.12.2016
2508
Прежде всего арендаторов интересовали помещения, расположенные в местах с интенсивными пешеходными п...
12.12.2016
1138
Это достаточно развитый вид оперативного кредитования бизнеса, который предполагает пользование кред...
12.12.2016
1939
Оживление строительного рынка произошло из-за падения инвестиционной привлекательности традиционных ...
12.11.2019
619
На початку листопада набрав чинності закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів Укр...
10.10.2019
4572
На стройках страны ощущается острый дефицит рабочих рук, не хватает специалистов практически по всем...
09.10.2019
1425
Назначение Александра Ткаченко на должность главы Киевской городской государственной администрации, ...