Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.987 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.633 |
USD | 41.730 | 42.180 | 41.987 |
EUR | 43.450 | 44.201 | 43.633 |
В Киеве 21 мая должен был окончательно завершиться процесс декоммунизации. Новое Время выясняло, почему столице не удалось уложиться в сроки, и все ли, что попадает под закон, нужно демонтировать.
Согласно закону про декоммунизацию, демонтажу подлежат памятники коммунистическим деятелям, а также объекты, содержащие символику коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов 1971-1991 годов. Кроме того, переименованию подлежат объекты топонимики – площади, улицы и другое.
Самым ярким примером борьбы с остатками коммунистического режима в Киеве, стал снос памятника Ленину на Бессарабской площади в декабре 2013-го. После закрыли и лик Ильича на станции метро Театральная. Вслед за вождем со своих постаментов пропадали, к примеру, комсомольцы 20-х годов в парке Нивки, коммунист Демьян Коротченко возле метро Берестейская, упал бюст коммуниста Андрея Иванова. С карты Киева исчезли улицы Артема, Фрунзе, Коллективизации, переулок Щербакова и ряд других объектов. На днях силами неизвестных были демонтированы памятники еще двум советским деятелям, Виталию Примакову и Василию Боженко. Но избавиться удалось не от всего.
По данным Владимира Вятровича из Украинского института национальной памяти, сегодня в столице остается около 13 объектов советской эпохи. Из них 8 – это памятники Ленину, которые находятся на территории заводов. Речь, к примеру, о Киевском судоремонтном заводе на Набережно-Луговой, заводах Арсенал, Большевик, Киевском электровагоноремонтном заводе на улице Мазепы.
«Должно быть демонтировано и изображение Ленина на станции метро Театральная, которое сейчас просто закрыто. Думаю, это можно сделать – скорее всего, оно там установлено как декоративный элемент», - комментирует Вятрович.
По словам городского главы Виталия Кличко, декоммунизация затянулась, потому что не все объекты можно легко и быстро демонтировать.
«Почти 150 улиц уже переименованы, осталось еще около десяти. В этом направлении работа продолжается. Что касается памятников, то некоторые из них очень сложно и дорого демонтировать, но процесс продолжается в соответствии с требованиями закона», - комментирует Кличко.
По мнению Евгении Моляр, куратора проекта Soviet Mosaics in Ukraine от фонда Изоляция, тем, кто ищет виноватых в саботаже этого закона, стоит поискать среди авторов документа. Она говорит – он изначально провальный.
«Закон, как исключительно популистский жест, не предусматривает успешного выполнения. Поскольку не содержит четких критериев и определенных понятий, к примеру, таких как: "пропаганда символики", "публичное использование", "произведение искусства", и тому подобное. Нет инструментов и возможностей для его выполнения», - говорит Моляр.
Как пример она приводит советские мозаики – то, что и пытается сохранить с помощью своего проекта. Согласно ст. 4 закона о декоммунизации, мозаики не подпадают под его действие, поскольку являются произведениями искусства. Но и здесь есть свое но.
«У чиновников, как оказалось, немного ложные представления о том, что является произведением искусства. К примеру, в Киеве, на станции метро Дворец Украина фанерой закрыли мозаику авторства Степана Кириченко с изображением красноармейца. В Харькове недавно заштукатурили огромное панно Сергея Светлорусова на Институте сверхнизких температур. Все происходит бессистемно и хаотично, очень сложно отслеживать и предотвращать такие действия», - объясняет Моляр.
Убрать или оставить
Преградой для окончательной декоммунизации Киева являются и спорные скульптурные объекты – такие, на которых присутствует советская символика, но убрать ее нелегко. Один из них Родина Мать высотой в 102 м. В левой руке она держит щит, где изображен советский герб; серп и молот.
«Этот герб нужно снять или закрыть. Но демонтировать его будет не так легко, ведь это монументальная фигура, где важны размеры, вес и все остальное», - рассказывает Вятрович.
Еще один спорный объект – Арка Дружбы народов. Под ней установлен 6-метровый монумент трудящихся – украинца и русского, совместно поднявших над головами ленту Дружбы народов. На постаменте надпись: «В ознаменование воссоединения Украины с Россией». Однако, по словам Вятровича, под действие закона она не попадает.
По мнению киевоведа Григория Мельничука, и Арку Дружбы народов, и Родину Мать стоит «перезагрузить», но решение должно приниматься на конкурсной основе. Он выделяет и другие спорные точки в Киеве. Например, памятник Николаю Щорсу на перекрестке улицы Симона Петлюры и бульвара Тараса Шевченко. Это конная статуя высотой 13,8 м.
«С одной стороны – очевидный персонаж советской мифологии, с другой – памятник интересен с точки зрения искусства, это один из немногих конных памятников в Киеве. Это для многих причина защиты его от демонтажа - и повод сделать хороший музей советских памятников», - объясняет Мельничук.
У Кличко добавляют: и Родина Мать, и памятник Щорсу – объекты Министерства культуры. Без его выводов заниматься демонтажем здесь нельзя. Правильно будет ожидать, пока эти объекты передадут городу.
Источник: Новое Время
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.