Архитектор "стеклянного моста" о том, как политика влияет на восприятие архитектуры и о том, почему переезд Офиса президента в другое здание - маловероятен

Автор проектов «мост Кличко» и реконструкции «Гостиного двора» – о том, как политика влияет на восприятие архитектуры, сколько Украине нужно музеев и почему переезд Офиса президента в другое здание – маловероятен

858 23.08.2019 в 08:33



С архитектором Андреем Миргородским, автором пешеходно-велосипедного перехода, известного как «Стеклянный мост», или «мост Кличко», мы встретились возле арки «Дружба народов». «Киевляне голосуют за мост ногами», – в голосе Миргородского слышалась уверенность. Несмотря на серию скандалов мост пользуется популярностью у горожан: даже на момент нашего интервью по переходу гуляло множество людей, хотя была середина рабочего дня.

В день открытия на «мосту Кличко» треснуло несколько стеклянных покрытий. Затем эксперты заговорили о том, что объект не введен в эксплуатацию, есть нарушения норм строительства, а НАБУ открыло уголовное производство. Ведомство подозревает работников исполнительного органа КГГА КП «Инженерный центр» в растрате средств или превышении служебных полномочий. Общая стоимость строительства объекта и благоустройства вокруг него составила более 400 млн грн. Первичный договор подряда предполагал инвестиции в размере 256 млн грн.

Mind поговорил с Андреем Миргородским о том, как политическая повестка дня влияет на восприятие архитектурных новаций, все ли решения по развитию культурного пространства столицы сейчас актуальны, почему любая идея всегда будет иметь своих оппонентов и как проверить серьезность президентских намерений Владимира Зеленского.

О скандальном мосте

– Вы гордитесь мостом?

– Да. Уверен, что это проект нужен Киеву. И очень давно! Да вы сами видите, сколько здесь людей.

– Эксперты говорили, что он не сдан в эксплуатацию, допущено множество нарушений при строительстве.

– Мост в эксплуатацию сдан. О нарушениях я не слышал.

– Хотите, я расскажу? При строительстве не учли течение грунтовых вод – и сейчас их движение перенаправлено в сторону Почтовой площади.

– Какие глупости. У Почтовой площади другие проблемы, никак не связанные с мостом.

Беседу прервал начавшийся дождь.

– Давайте спрячемся в ближайшем кафе.

– Я тут пять месяцев просидел безвылазно, когда мост строили, здесь нет кафе.

Дождь усиливался с каждой минутой и перерос в ливень. Смеясь, мы бежим к ближайшему дереву и прячемся под ним.

– Еще одно нарушение, о котором говорят – это плохо укрепленные склоны.

– В укрепление склонов вложили более 50 млн грн, что и вызвало удорожание проекта от первоначальной сметы. Так что склоны укреплены как надо.

– Хорошо, а треснувшие стекла?

– Мост возведен за бюджетные деньги. В этом случае всегда много внимания уделяется стоимости проекта, проводятся тендеры, поэтому, если есть возможность, берутся аналогичные местные производители.

Что касается стекол, то мы использовали украинскую технологию, которая значительно дешевле австрийской или немецкой, на которые я изначально рассчитывал. Она применялась на нескольких объектах в Украине, в частности в городе Борисполь. Эта технология, к сожалению, очень чувствительна к вандализму. Прыгать на стекле можно бесконечное количество раз, оно может выдержать автомобиль, но бить по нему бутылкой из-под шампанского нельзя. Стекло остается стеклом.

Сейчас мы работаем над заменой временного стекла на постоянное с применением немецких технологий и наших материалов – это решение подтвердила кафедра стройматериалов КНУБА. Подчеркну, что, несмотря на хрупкость поверхностного слоя, мост безопасен для пешеходов и велосипедистов: уложено несколько слоев стекла высокой прочности. Чтобы избежать повторений неприятных ситуаций, верхнее стекло – жертвенное – мы уберем. Это первоначально учитывалось нашим проектом.

– Что бы вы изменили в процессе реализации проекта?

– Команда от города, работавшая над проектом, хотела закончить мост ко Дню Киева, чтобы сделать подарок киевлянам. И это вполне понятное и объяснимое желание. Поскольку сроки были сжатые – пять месяцев, мы сконцентрировались на безопасности сооружения, укреплении склонов. Привлекли лучших специалистов, работали сутками без перерывов. Честно скажу, сам не верил, что уложимся в сроки. Озеленение оставили на вторую очередь. Возможно стоило подождать и открыть мост с зелеными склонами, чтобы было меньше негатива со стороны политиков.

– Вы были готовы к такой волне критики?

– Критика – штука хорошая, она наталкивает на хорошие мысли. Объективную критику люблю и слушаю внимательно. Но поймите, я с этим проектом моста живу уже почти 10 лет, и это взвешенное решение.

– С вами расплатились за объект?

– Еще нет.

– Сейчас идут проверки НАБУ. Ведомство подозревает растрату бюджетных средств…

– У меня сейчас идет два судебных дела – и НАБУ проверяет, и Хозяйственный суд. Провели выемку документов. Но документы в полном порядке. Таким образом ищут возможность подкопаться под мэра (противостояние между Офисом президента и действующим мэром стало одной из первых громких «кампаний» новой президентской команды, однако 14 августа действующий состав правительства отказался увольнять Виталия Кличко с должности главы КГГА. – Mind) Поймите, архитекторы на таких объектах не зарабатывают. Тем более в нашем случае, когда 90% средств, зашедших на генпроектировщика, ушли на субподрячиков, в частности на инженеров, – объект очень сложный.

Дождь закончился, и мы решили прогуляться по мосту.

– Здесь еще будет канатная дорога

– Да. (Миргородский показывает с моста, вниз на холмы). Но слово «будет» пока еще под вопросом. Это пожелание действующего мэра. Если поменяется мэр, то не факт, что проект канатной дороги будет реализован. Как правило, при смене власти меняются и приоритеты. У Кличко – это парки, городская инфраструктура, амбициозные городские проекты мирового уровня.

– Вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Георгий Духовничий в одном из интервью заявил, что опорой под канатную дорогу будет «семиэтажная этажерка», где разместятся или общепит, или магазинчики.

– В нем говорит обида. Он тут в парке (Миргородский показывает рукой в другую сторону моста) проектировал большое здание, и у него этот проект забрали, вот он и критикует. Но обиженные люди всегда необъективны. Само сооружение станции будет достаточно высоким из-за рельефа, примерно в пять этажей. Но оно очень узенькое, там нет возможности разместить что-то, кроме технических служб и кассового зала.

Да и сама идея устроить здесь торговый центр выглядит странно. Нет возможности ни подъехать, ни загрузить его. Такая мысль может прийти в голову только «заряженным» критикам канатной дороги. Лично я бы не возражал против кафе или общественного туалета там. Вы сами убедились, когда дождь начался, что здесь не хватает места, где можно выпить кофе и переждать непогоду.

– На Трухановом острове что планируется сделать? Туда будет вести канатная дорога.

– На острове разместится промежуточная станция.

– В среде архитекторов говорят, что и там планируется торговый центр.

– Очередная глупость. Ну какой ТРЦ на острове?

О судах и музеях, Почтовой площади и «Гостином дворе»

Мост – не первый резонансный проект Андрея Миргородского. Он так же является автором проекта по реконструкции «Гостиного двора». Напомним, что в 2012 году Киевсовет передал компании «Укрреставрация», аффилированной с Андреем Кравцовым, завхозом экс-президента Украины Виктора Януковича, в аренду на пять лет земельный участок под «Гостиным двором» для проведения реконструкции этого здания под торгово-офисный центр с гостевой стоянкой. Это решение возмутило столичных активистов, начались протесты. В феврале нынешнего года Киевский апелляционный хозяйственный суд вернул «Гостиный двор» в собственность государства. Сейчас идет согласование документов по передачи объекта в коммунальную собственность столицы. Те несколько лет, пока длились судебные тяжбы, здание стояло без консервации и покрылось трещинами.

– Так в «Гостином дворе» предполагалось создать торговый центр?

– Не совсем так. Речь шла о создании публичного пространства с элементами торговли. Первоначальная роль здания «Гостиного двора» такой и была – торговля. Я про прошлые века. Мы предложили ее вернуть, но поднялась волна протеста. Честно говоря, не понимаю причин, кроме политических, почему эту стройку остановили… В чем проблема – у нас все такие сооружения в частных руках, и никто не обсуждал моральный облик их владельцев. «Гостиный двор» – это политика...

– Звучали предложения создать музей…

– По поводу музеев… Вы же знаете об идее создать музей в нынешней Администрации президента? Давайте считать: в здании АП примерно 80 000 кв. м, в «Гостином дворе» еще 25 000 кв. м, на Почтовой площади – 15 000 кв. м и в «Мистецьком Арсенале» еще 60 000–80 000 кв. м экспозиционных площадей. Итого, более 200 00 кв. м. Чем их заполнять?

Я не противник музеев – я их сторонник! И охотно работаю с подобными проектами. Это редкое счастье для архитектора. Например, сейчас уже строю вторую очередь музея «Мемориал жертв Голодомора», долгие годы занимался похороненным сегодня проектом «Мистецького Арсенала»...

Музейное дело, создание и содержание музеев – это очень тонко. Когда я работал над проектом реконструкции «Мистецького Арсенала», то посетил почти все крупнейшие европейские и американские музеи, побывал в их подсобных и технических помещениях. Даже был в Лувре на потолке над Джакондой, где стоит невероятное оборудование. А в Украине, к сожалению, нет ни норм для музейного дела, ни специалистов, да и экспонатов не хватит на все заявленные музеи. Возьмем, к примеру, Почтовую площадь, где при строительстве торгового центра нашли остатки улицы, времен Киевской Руси. Прозвучали пожелания создать музей. Но музей чего, что там выставлять? Копии артефактов, которые нашли, или сами артефакты, музей Киева, старого Подола или что-то еще?

– Сами артефакты.

– Для хранения артефактов нужно специальное оборудование и огромные деньги. Если хранить старое дерево не в специальных камерах, то оно начнет разрушаться от взаимодействия с воздухом. А кто это оборудование будет покупать? Кто оплатит строительство музея, его содержание? Эти вопросы надо решать... Тем более что все музеи в мире убыточны... А тут сплошная «говорильня».

– С момента находки прошло несколько лет, и последние съемки показывают, что процесс разрушения уже начался.

– Вот именно. Ситуацию довели до тупика. Все самые интересные находки исчезли...Три года собираются разные общественные организации, но до сих пор нет никакой программы по музею. Проводятся какие-то странные конкурсы на объект, находящийся в стадии строительства со всеми разрешительными документами. Я – за музей, только не музей разговоров и политической активности, а за музей Старого Подола! И с «Гостиным двором» такая же ситуация. На протестной волне пять человек стали народными депутатами, а объекты стоят заброшенными. При этом Почтовая площадь открыта для прохода, хотя она – на временных технологических колонах, которые не рассчитаны на толпу. Она не введена в эксплуатацию! И там не завершена гидроизоляция, поэтому вода проходит как везде, где нет гидроизоляции, а не из-за нашего моста. И какие-то люди внизу без касок и допуска. Это абсурд...

Уверен, что в ближайшем будущем и «Гостиный двор», и Почтовая площадь начнут достраиваться. Инвесторы не против музеев, но надо сначала определить, что там выставлять и найти баланс между интересом бизнеса и общины.

– Почему вы говорите, что у нас нечего выставлять? Есть же запасники.

– Когда я был членом Музейного совета при [экс-президенте Украины Викторе] Ющенко, то присутствовал при встречах директоров почти всех украинских музеев. Ющенко распорядился передать из запасников все арт-объекты в коллекцию «Мистецького Арсенала», но ни один из музеев ничего не дал. И не даст. Они держатся за эти коллекции, потому что периодически их выставляют, возят за границу и тем самым зарабатывают на содержание музеев. Нужно искать новые формы работы с музеями, и скорее всего это будут выставки. Такой формат наиболее реализуем в наших условиях сегодня. Плюс – привлекать частные коллекции.

О переезде АП

– Вы затронули тему переезда администрации президента в «Украинский дом». Знаю, что скептически относитесь к этой идее.

– Такого «развода» чиновников высшего уровня я давно не видел.

– Зачем «разводят»?

– Как зачем? Они анонсировали стоимость переезда в 300 млн грн. Это фикция. Как человек, знающий расценки на рынке строительства, могу сказать, что проект обойдется в 1,5–2 млрд грн. Тот, кто будет заниматься переездом, обеспечит себе подряд на несколько лет.

Уверен, что переезда не будет. Потому что, когда дойдет до реальных согласований, все «присядут». И потом это точно не первоочередная задача.

– Вы бы какое здание рекомендовали Зеленскому?

– Моя давнишняя мечта – построить административный центр на Теличке. Там нужно перенести [в другое место] промышленные здания. Но это программа долгосрочная, а президентство длится только пять лет, и поэтому она не заинтересует президента-«временщика»... Вот и проверим, кем окажется Зеленский.

Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA
Автор: Дарья Кутецкая


СПЕЦТЕМА: Мост на Владимирской горке
Источник: mind
Интересные новости:
26.07.2019
3464
Пешеходный мост вновь перекрыт. Мер сообщил, когда будет закончен очередной ремонт...
17.07.2019
1860
В КМДА розповіли про результати обстеження пішохідно-велосипедного мосту...
17.09.2019
1037
Мэр Киева Виталий Кличко поделился видео на своей странице в Facebook. С моста убраны временные огра...