Почему УЗ хочет ликвидировать тарифные классы грузов

Одна из составляющей тарифа — коэффициент класса грузов, который Украине достался в наследие от СССР
1937 13.06.2019 в 08:26



Тарифные классы



Одна из составляющей тарифа — коэффициент класса грузов, который Украине достался в наследие от СССР. Из-за этого перевозка схожей продукции стоит по-разному, несмотря на одинаковый вес и объем. Почему для железной дороги важно ликвидировать тарифную классификацию грузов?
Почему Укрзализныця хочет ликвидировать тарифные классы грузов 01.

Тарифы украинских железных дорог на грузовые перевозки – сложная сфера.

Самое подходящее определение тарифов можно найти в Техническом железнодорожном словаре от 1941 года, где указано, что ж/д тариф — плата и дополнительные сборы, взыскиваемые за перевозки, а также правила исчисления и применения этих плат и сборов.

Для того, чтобы вычислить плату за перевозку груза по Сборнику тарифов, нужно, согласно Сборнику тарифов, пройти несколько кругов ада и знать такие вещи, как:

  • расстояние перевозки;
  • характерные особенности перевозки груза (скоропортящийся, наливной, опасный, негабаритный и т.д.);
  • какая отправка — внутренняя или международная. В этот же пункт входит ряд факторов, таких как вид отправки (повагонная, сборная вагонная, контрейлерная или контейнерная), вид вагона для использования и т.д.
  • расчетную массу вагонной отправки;
  • определить принадлежность вагона или контейнера (подвижной состав перевозчика, собственника или арендованный);
  • если груз предполагает сопровождение охраной, вычислить плату;
  • определить, к какому виду тарифного класса отнесен груз.

Стоит сказать, что это — очень упрощенная схема для определения стоимости перевозки.

Помимо всего, в Сборнике описаны дополнительные услуги, по которым есть свои ставки. Например, ставки сборов за подачу или уборку вагона на подъездных путях, сбор за выкатку вагонов с парома, дополнительные операции на границе и т.д.

В Укрзализныце (УЗ) основной проблемой называют коррупционные риски — попробуй разберись, сколько стоит отправить желдорогой тот или иной груз.

Важно понимать, что повышение тарифа на грузоперевозки — это повышение коэффициентов. Условно: в Сборнике тарифов вычислены базовый тариф, к которому применяются коэффициенты.

Когда УЗ объявляет о повышении, то отдельным приказом Мининфраструктуры (МИУ) устанавливает новые, повышенные коэффициенты.

Решение о повышении тарифов принимает МИУ по обращению УЗ. Помимо двух ведомств, решение о повішении тарифов согласуют Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), а также Государственная регуляторная служба (бывшая Госслужба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства).

Классы грузов

Схематично — в зависимости от класса грузов (существуют I, II, III и внеклассные грузы) тариф умножается на коэффициент, который соответствует грузу.

Есть схематическая таблица, похожая на эту, которая, в общем, показывает, какие грузы принадлежат какому классу.




Суть классификации в том, что более тяжелые, массовые и критически необходимые для народного хозяйства грузы перевозятся дешевле, а более компактные легки и не критичные – дороже.

Если ранжировать от дешевых в перевозке к дорогим, сначала идут внеклассные грузы, потому грузы, относящиеся к I-му тарифному классу, потому – ко II-му, потом – к III-му.

Отдельную стоимость перевозки имеют грузы, к которым не применяется классификация.

Иногда логику классификации понять сложно. Например, уголь обычный — груз первого класса, а уголь древесный — второго. Строительный кирпич — это груз первого класса, а кирпич огнеупорный — уже второго.

Если говорить о свежих овощах и фруктах, то это второй класс, а орехи — третий. Нефть, добытая в Украине — это второй класс, а вот бензин и дизтопливо — третий. Железобетонные конструкции — второй класс, металлические — третий и т.д.

Впечатляет количество грузов, которые может перевозить железная дорога в своих вагонах — от пчел и спичек до деревянных домов (без фундамента, хотя можно и с фундаментом, но тогда классы грузов будут разные).

Сложная, как принято в УЗ, таблица с разделением грузов по классам и соответствующие коэффициенты выглядят так: 


Это далеко не все коэффициенты, которые существуют в УЗ. Так, к продуктам питания, которые не классифицированы, применяется коэффициент 1,945, для энергетических газов, которые тоже вынесены отдельно, применяется коэффициент 2,599, для домашних вещей — 0,756. 



Кроме того, есть еще коэффициенты порожнего пробега. Об этом ниже.

Классовая проблема перевозок

Такая неразбериха в классах пришла в Украину еще с СССР.

"Дело в том, что никто не хочет сесть и написать новый Сборник тарифов. В тарифном руководстве СССР, когда были плановые перевозки, наиболее массовые грузы выделили в первый (самый дешевый) класс, чуть менее популярные грузы — во второй класс, а самые непопулярные грузы были в третьем классе — самом дорогом. Есть также грузы социального назначения — внеклассные грузы. Старое разделение попросту переписалось в Сборник тарифов УЗ", — рассказал участник рынка ж/д перевозок.

Мечта "Укрзализныци" и первый шаг, который в железнодорожном ведомстве хотят осуществить — унифицировать возврат порожнего пробега

Для понимания: коэффициент пробега порожнего вагона также зависит от класса грузов (чем выше класс, тем дешевле коэффициент).

Условно, возврат порожнего вагона из-под щебня или металлической руды обойдется в два раза дешевле, чем из-под цветных металлов.

Также в планах УЗ — полностью убрать классовость грузов и сделать единый тариф для всех видов грузов.

"Это должен быть не просто единый тариф для всех. Его нужно разделить на две составляющие — инфраструктурную и локомотивную, которые на сегодня объединены. Ведь один из факторов запуска частной тяги — будущие владельцы локомотивов должны знать, во сколько обойдется перевозка грузов своим локомотивом. На сегодня подсчитать экономику нельзя", — уточняет один из участников рынка железнодорожных перевозок.

Ликвидация внеклассных грузов

Начать в УЗ планируют с внеклассных грузов — их хотят перенести в первый или второй класс.

Как рассказал на одной из встреч глава правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов, перевозка внеклассных грузов убыточна для УЗ.

"Основной вопрос, который мы первым будем поднимать, — это вопрос внеклассных грузов. Например, у нас сохраняется… негативная тенденция того, что щебневую продукцию, как самую большую часть внеклассных грузов (самый дешевый класс грузов) у нас перевозят на 500-900 км из-за дешевизны перевозки. Мы выступаем за то, чтобы внеклассные грузы были исключены как класс, мы не видим причин субсидировать неэффективные использование карьеров", - сообщил Кравцов.

Впрочем, в УЗ говорят, что не только внеклассные грузы убыточны.

"Внеклассная группа и грузы I-го тарифного класса — убыточные, грузы III-го тарифного класса — рентабельные. Например, предлагаем отнести грузы внеклассной группы, тарифы на перевозку которых являются убыточными, к грузам I -го тарифного класса. Также хотим отнести некоторые грузы I-го тарифного класса к грузам II-го тарифного класса", — пояснял ранее Кравцов.

По его словам, такая перестановка позволит увеличить объемы ремонта подвижного состава и инфраструктуры, выполнить план капитальных инвестиций в объеме 24,5 млрд грн и реструктурировать долговые обязательства компании

Порочные планы

На самом деле планы Укрзализныцы вполне логичны. Как видно из статистики перевозок по железной дороге в разрезе грузов, две самые крупные категориии грузов в Украине – железная руда и каменный уголь.

Обе эти категории грузов относятся к первому тарифному классу. А значит, тарифы на их перевозку самые низкие.

На третьем месте минеральные строительные материалы. Большую долю в объеме этой категории занимают щебень и строительный песок. Они относятся к внеклассным грузам, которые перевозятся по самым низким тарифам.





По большому счету, усовершенствовать или, скажем, написать новое тарифное руководство и унифицировать тариф, в УЗ могут за год.

Однако пока такая работа только в планах. Может быть, потому, что разобраться, что к чему и какой должен быть унифицированный тариф, сложно. Или же потому, что при одном унифицированном тарифе считать, во сколько обойдется перевозка груза, в разы проще.

Так или иначе, пока работа над ликвидацией классов грузов только на бумаге.

Источник: biz
Интересные новости:
24.03.2019
7507
З 4 по 9 березня ми публікуємо ряд матеріалів щодо проблематики сучасного будівництва з бетону, його...
15.02.2019
797
Кто должен контролировать эту сферу и нужен ли контроль вообще...
08.08.2019
742
Исполнительный директор Конфедерации строителей Украины Олег Ярошенко рассказал о реформировании и д...
06.08.2019
6018
У вітчизняному нормативному полі, дотичному до будівництва та архітектури, досі зберігається безліч ...
08.08.2019
1087
Система «Прозорро» мала б покласти край дискримінації учасників і зробити проведення пуб...