Уединиться в стеклянной комнате: нетипичный взгляд на приватность от японских архитекторов (фото)

6444 2018-03-01 08:08:00


Когда западному человеку хочется больше уединения, он отгораживается от мира толстыми стенами, высоким забором или уезжает в глухую деревню. Япония – совсем другое дело. 

По меркам европейца, личное пространство в японских домах и вовсе отсутствует. Межкомнатные перегородки можно убрать одним движением руки, а детям зачастую не выделяют отдельных комнат.

Парадокс в том, что японцев никак нельзя назвать нацией экстравертов. Их с детства учат быть незаметными, чтобы не мешать другим. Поэтому японцы говорят тихо, не смотрят друг другу в глаза и избегают касаний – отступление от этих норм может восприниматься как агрессия или непристойное поведение. В Токийском метрополитене на уровне этикета запрещено говорить по телефону и оставлять звонок включенным.

Чтобы понять приватность так, как воспринимают ее японцы, обратимся к современной японской архитектуре.

Кадзуё Сэдзима. Приватность = открытость

Глава архитектурного бюро SANAA Кадзуё Сэдзима специализируется на общественных пространствах: музеях, парках и павильонах. Для того чтобы создать комфортный уровень уединенности, она использует прием, который на первый взгляд выглядит парадоксальным: делает помещения максимально открытыми.

Сэдзима пришла к этому после проекта многофункционального пространства, рассчитанного на 300-400 человек. Чтобы внутренние помещения отвечали любым акустическим требованиям, архитектор вместе с инженерами разработала систему раздвижных звукоизолирующих панелей. С их помощью можно регулировать акустику в зависимости от типа мероприятия.

Сэдзима заметила, что люди предпочитают сидеть в максимально открытом пространстве, несмотря на возможность улучшить звук. При этом они всегда отмечают, что в зале прекрасная акустика. «Для профессионального звукорежиссера параметры звучания в этом здании были далеки от идеала, – считает она, – однако это не мешает остальным посетителям. Открытое пространство улучшает самочувствие человека. Его тело само подстраивается под особенности звука, когда оно расслабленно».





Случай с этим залом – одна из причин, по которой все работы SANAA получаются максимально проницаемыми и минималистичными, но дружелюбными. Они рассчитаны на то, чтобы разные группы людей могли использовать одно и то же пространство, но при этом не мешали друг другу.

Хироши Накамура. Стены из стекла








Как быть, если нужно спроектировать частный дом для оживленного квартала в Хиросиме? Архитектор Накамура решил не отгораживать жильцов от остального мира и придумал фасад из 6000 стеклоблоков.

Можно предположить, что поначалу жилец чувствует себя некомфортно в прозрачных стенах. Однако со временем он привыкает к размытой границе между домом и улицей и начинает воспринимать ее как естественную часть своего жилища. 

Суо Фудзимото. «Прозрачный дом»




Суо Фудзимото вдохновляется органическими формами, стараясь объединить в своих работах природное и рукотворное начала. «Прозрачный дом» в центре Токио он сделал похожим на «дерево, состоящее из ветвей различных масштабов». Каждая из ветвей – стальная, полностью прозрачная конструкция, сквозь которую любой прохожий при желании может понаблюдать за частной жизнью хозяев.

Архитектор признается, что к такому экстремальному проекту его подтолкнули сами заказчики. Они решили избавиться от противопоставления между своим домом и улицей, чтобы чувствовать себя более свободно.

Юсукэ Карасава. Дом японского философа


















Стеклянный особняк S-house площадью 100 квадратных метров находится в северном пригороде Токио. Внешне он кажется полностью проницаемым – некую уединенность внутри создает лишь сложная система лесенок и переходов, которая обосабливает часть пространства.

Примечательно, что заказчиком проекта выступил профессор социологии, который изучает взаимодействие человека и окружающей среды. Он хотел получить не только удобное жилище, но и реализовать в этом здании свои академические взгляды, которые он называет network philosophy – «философия взаимосвязей».

UID Architects. Дом с летающим забором










Вместо того, чтобы окружать комнаты твердыми стенами, архитекторы завернули здание в три прямоугольные структуры, которые в бюро называют «ремнями». Они защищают жильцов дома на уровне глаз, но не отгораживает их от окружающего мира.

Такахару Тезука. Исследование открытых пространств

Из примеров выше видно, что отношения с окружающим пространством – чувствительное место для японских архитекторов. Автор «лучшего детского сада в мире» Такахару Тезука во время работы в бюро Ричарда Роджерса исследовал, что именно влияет на ощущения человека в открытом пространстве на примере площадей в крупных европейских городах.

Тезука обнаружил, что люди чувствуют себя комфортнее, когда они находятся на площади под наклоном – такой, как возле Центра Помпиду в Париже. В случае с прямой поверхностью они теснятся по краю. Это хорошо видно на примере Трафальгарской площади.

Позднее архитектор использовал этот вывод, когда проектировал жилой дом Roof House с эксплуатируемой кровлей. Чтобы жильцам было еще уютнее проводить время на крыше, он сделал ее под небольшим наклоном.






Источник: archspeech.com 

Похожие статьи:
23.02.2018
2065
Архитектора не должны пугать ни сложный климат, ни отсутствие атмосферы. На примере семи объектов по...
09.10.2018
533
Молодая пара добровольно распрощалась со своим жилищем, чтобы сделать себе дом на колесах из старого...
30.10.2018
1469
Римский дизайнер Пьерпаоло Лаццарини во главе собственной студии Lazzarini Design представ...