Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.253 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.563 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.253 |
EUR | 43.370 | 44.039 | 43.563 |
В Киеве на сегодняшний день строится более 300 жилых новостроек, несколько крупных торговых центров, объекты инфраструктуры и пр. Каждая строительная площадка – это десятки и сотни тонн строительного мусора. Property Times решил разобраться, кто и куда вывозит строительные отходы, куда будут вывозить стройотходы, если существующий мусорный полигон закроется, и как решается этот вопрос в европейских странах.
Кто вывозит?
«Мусорная» тема – из разряда тех, о которых все хотят почитать, но никто не хочет рассказать. В этом Property Times убедился в процессе подготовки материала. Опрошенные застройщики, а их около 10, предпочли отмолчаться, сослаться на занятость или отсутствие экспертов в данном вопросе. Компании, которые занимаются вывозом строймусора, отвечали коротко – «мы ничего не комментируем». На контакт пошли единицы. Как объяснил нашему изданию один из экспертов рынка (не под запись), «отказ комментировать эту тему может объясняться рисками обратить на себя внимание проверяющих органов, которые после заявлений застройщика могут нагрянуть к нему на стройку с проверкой – не в качестве заботы о соблюдении норм строительства, а в качестве "карательной меры"».
Что же не так со строительным мусором? На первый взгляд, никаких проблем нет, все четко и просто. Как сообщили в Команде поддержки реформ при Министерстве экологии и природных ресурсов Украины, вывоз строительных отходов обязателен как для застройщика, так и для частников, которые проводят капитальные ремонты, а вот его утилизация (переработка, рециклинг) осуществляется по желанию.
То есть для застройщика достаточно просто заключить договор с компанией, которая предоставляет соответствующую услугу и спать спокойно. Как рассказал нам Николай Глущенко, начальник коммерческого отдела ООО «Евротрансгрупп», никаких специальных тендеров для этого не проводят, застройщики путем мониторинга услуг и цен выбирают подрядчика по вывозу строймусора. Стоимость услуги по утилизации строймусора – от 71 до 93 грн за один куб. м, стоимость перевозки строймусора может колебаться в зависимости от вида, объема отходов и частоты вывоза.
Специальных лицензий или других документов на вывоз стройотходов не требуется.
«Ранее Киевгорадминистрация выдавала разрешения и лимиты, в которых определялись объемы, но в 2014 году все разрешительные документы для перевозчиков отменили, – комментирует Николай Глущенко. – Застройщики могут попросить товаротранспортные накладные, подтверждающие, что полигон принял на утилизацию такой-то объем». Эксперт утверждает, что все крупные застройщики четко соблюдают процедуры вывоза строительных отходов, как и компании, которые предоставляют такие услуги. А вот несанкционированным сбросом в зеленых зонах и пр. грешат разве что частники или какие-то мелкие компании.
«Среди незаконных попыток застройщика сбросить строительные отходы в зеленых зонах можно вспомнить случай, когда в сентябре 2017 года самосвалы одного из столичных застройщиков свезли большие объемы строительного мусора (камни) на береговую линию ставков по ул. Радченко, 27», – говорится в официальном письме от КП «Київблагоустрий».
Напомним, тогда разразился скандал, поскольку берег Совских прудов засыпали тоннами битого кирпича.
«Київблагоустрий» тогда оперативно провел выездное совещание, в ходе которого были заслушаны местные жители, соответствующие представители контролирующих структур Соломенского района и балансодержателя ставков – КП «Плесо». «Было назначено служебное расследование, правонарушение было внесено в соответствующий Госреестр, – комментирует Андрей Андреев, и.о. директора КП «Київблагоустрий». – Застройщик докладывал на уровне руководства КГГА, после чего полностью забрал и вывез со ставков свой мусор». На данный момент несанкционированных свалок строительных отходов в Киеве нет, заверили нас в коммунальном предприятии.
Куда везут?
Схема вывоза мусора, как мы выяснили, предельно проста: девелопер заключил договор на вывоз, компания, предоставляющая такие услуги, забрала отходы, вывезла в специально отведенное место, отчиталась перед своим клиентом. И вот тут начинается самое интересное – куда же вывозят эти сотни тонн строительных отходов? Абсолютно весь столичный строительный мусор свозится на полигон хранения крупногабаритного и строительного мусора №6, который находится в зеленой зоне Голосеевского района, недалеко от парка и музея «Пирогово».
Свалка была открыта еще в 80-е годы в отработанном глиняном карьере. Кто же тогда предполагал, что Киев будет застраиваться такими колоссальными темпами. Карьер заполнился достаточно быстро, и свалка начала расти вверх. Сегодня огромная гора мусора с достаточно крутыми склонами достигает в высоту несколько десятков метров. Экологи и активисты бьют тревогу, пишут петиции и обращения, проводят акции, цель которых – закрытие полигона. Но пока нет альтернативы, и строительный мусор продолжается свозиться сюда, а его объемы с каждым годом увеличиваются.
«При возведении 100-квартирного дома образуется в среднем 15-20 тонн твердых отходов, основную массу которых составляет битый кирпич, остатки затвердевшего бетона и строительного раствора, остатки стеновых блоков из керамзитобетона, ячеистых бетонов, гипсокартона, пенопласта, минеральной ваты и др., – комментирует Анатолий Куцевол, директор Команды поддержки реформ при Министерстве экологии и природных ресурсов Украины. – А от одной устаревшей пятиэтажки образуется в среднем 3000 куб. метров отходов строительно-ремонтных работ».
Сейчас в активной разработке находится концепция реновации устаревшего жилого фонда, которой предусмотрена не только модернизация старых зданий, но и полный снос. Можно предположить, что со стартом программы реновации количество строительных отходов возрастет в разы, и тогда без реальной альтернативы существующему полигону может наступить мусорный коллапс.
Рециклинг вместо свалок
Эксперты уверены, что выход нужно искать не в увеличении количества и площади свалок, а в переработке мусора. Украина в «мусорном вопросе» на официальном уровне взяла курс на Европу, где давно поняли, что переработка мусора – это не только правильно с точки зрения экологии, но и выгодно финансово. У нас уже есть законодательная база, регламентирующая переработку мусора, но она требует существенных реформ.
Сегодня переработчики строительных отходов в своей работе руководствуются двумя документами – Приказом об утверждении Методических рекомендаций по организации сбора, перевозки, переработки и утилизации бытовых отходов и разрешительным документом, который выдает исполнительный орган власти.
«Однако, эта отрасль активно реформируется и для того, чтобы понять очертания будущего законодательства, следует ознакомиться с Национальной стратегией по управлению отходами в Украине до 2030 года, которая была принята на уровне Кабмина еще в ноябре 2017 года. В июне этого года на основе Стратегии был представлен проект рамочного закона «Об отходах» и 4 секторальные законы к нему. Новое законодательство будет регулировать и вопросы управления отходов строительства и сноса», – говорит Анатолий Куцевол.
Если вывоз стройотходов – обязательное условие для всех, то его утилизация (переработка, рециклинг) дело сугубо добровольное. И пока особого энтузиазма в этом вопросе в Украине не наблюдается.
«У нас нет точной статистики по переработке отходов строительства в Украине, но около 94% всех твердых бытовых отходов (ТБО) оказываются на свалке, поэтому эти цифры могут быть соразмерными. При этом в Нидерландах более 90% всех отходов строительства перерабатываются на вторсырье – и это самый высокий показатель среди стран Европы», – сообщили нашему изданию в Команде поддержки реформ при Министерстве экологии и природных ресурсов Украины.
Анатолий Куцевол, директор Команды поддержки реформ при Министерстве экологии и природных ресурсов Украины:
В отличие от других отходов, например, электрического оборудования, батареек, переработка строительного мусора не требует высоких технологий, порой достаточно пары установок для сепарации и дробления. Увеличение количества компаний, которые занимаются переработкой в этой области, за последние годы свидетельствует, что бизнес видит экономическую целесообразность этой деятельности. В среднем стоимость переработки 1 тонны мусора – до 70 грн или около 2000 грн за час работы дробильной установки (это если само вторсырье остается в собственности заказчика).
Самый простой и дешевый способ переработки — сепарация и дробление. Однако, переработка отдельных отходов, как, например, линолеума или мягких кровель, сопровождается выделением значительного количества токсичных газов требует устройства сложных очистных сооружений. Поэтому целесообразно их измельчения и сжигания в цементных печах, где при высоких температурах (1300 ... 1450 градусов С) происходит их полный распад на нетоксичные составляющие и сгорание с выделением дополнительного тепла. Стекло и его отходы могут быть без особых затрат переработаны на стеклопроизводящих производствах.
Еще один пример – при добыче природного щебня расходуется энергии в 8 раз больше, чем при получении его из дробленого старого бетона, а себестоимость бетона, полученного из вторичного щебня, на 25% ниже бетона на основе природного щебня.
Что в Европе?
В Европе уже давно делают бизнес на мусоре, в том числе и на строительном. Чтобы обмениваться опытом по демонтажу зданий и утилизации стройотходов была создана Ассоциация по сносу здания (European Demolition Association), в которую входят 79 компаний со всей Европы, в том числе и несколько представителей восточно-европейских стран. Цель Ассоциации – не только обмен опытом в вопросах сноса и утилизации, но и популяризация этого направления во всем мире, информирование общественности и правительства о необходимости переработки строительных отходов.
По данным Евростата, строительные отходы составляют около трети отходов в странах Европейского Союза. В большинстве своем это грунт, бетон, кирпич, стекло, дерево, гипсокартон, асбест, металлы и пластмассы. Показатели переработки в странах ЕС значительно отличаются – от 10 до 90%. Рассмотрим детальнее опыт разных стран.
Австрия
В Австрии перерабатывается около 87% отходов строительства и сноса (CDW – Construction and demolition waste). Сбор отходов обычно выполняется непосредственно на месте через контейнеры, эту работу выполняют операторы по утилизации и сносу. Небольшой процент отходов собирается в муниципальных пунктах сбора. Чтобы гарантировать соответствующую переработку отходов, осуществляется раздельный сбор в соответствии с «Постановлением об отделении отходов, образованных при строительстве» (Федеральный бюллетень № 259/1991 – Ordinance on the Separation of Waste Generated during Construction, Federal Law. Gazette No 259/1991).
Около 54% компаний, входящих в состав Австрийской ассоциации по переработке строительных материалов (всего 108 компаний-участников), работают как мобильные устройства и 46% – как стационарные сооружения. Мобильные устройства, как правило, используют дробилки и экраны, стационарные устройства имеют несколько модулей, которые могут быть скомпонованы последовательно в любом необходимом порядке.
Стимулирует переработку CDW Закон по устранению загрязненных участков, который взымает 9,20 евро за каждую тонну невозобновленных отходов.
Германия
В Германии строительная промышленность сама взяла на себя инициативу – на добровольных обязательствах сократить вдвое объемы выброшенных CDW (70% отходов перерабатывается и возобновляется). Строительная отрасль контролирует отходы своих предприятий и отчитывается перед властью о достижении целей.
Испания
Испания разработала свой первый национальный план по отходам CDW в 2001 году (Plan Nacional de Residuos de Construccion y Demolicion (I PNRCD). Из-за отсутствия нормативно-правовых актов и сопроводительного регулирования, первый план не был успешным. Второй PNRCD был разработан на 2007-2015 годы. Основные его цели направлены на предотвращение, повторное использование, рециркуляцию и восстановление CDW.
Страны Бенилюкса
Наиболее радикальные меры по борьбе с захоронением строительных отходов были приняты во Фландрии, где действуют прямые запреты на свалки для вторичной переработки фракций строительных отходов. Целесообразность таких мер объясняется высокой плотностью населения Фландрии и дефицитом имеющихся на полигонах участков.
Еще один действенный инструмент – высокие налоги на полигоны, которые действуют в Нидерландах.
Кроме того, в Нидерландах уже около 10 лет действует закон, который запрещает свозить на полигоны строительные отходы, которые можно переработать. В некоторых других странах при приеме отходов на полигон требуются официальные доказательства того, что эти отходы не поддаются переработке.
Великобритания
В Великобритании с целью сохранения природных ресурсов и стимулирования повторной переработки введен налог на использование каждой тонны природного заполнителя (первичного сырья) в размере 1,6 фунта стерлингов.
Внедрить европейский опыт
В некоторых странах свалки строительного мусора полностью запрещены, а, к примеру, в США И Канаде складирование CDW на пригородных свалках стоит довольно дорого, поэтому отходы дешевле перерабатывать, чем вывозить.
«В зависимости от страны, вида отходов и месторасположения свалки вывоз 1 тонны строительного мусора обходится вот 4 до 150 евро. Поэтому застройщикам выгоднее тратить средства, время и усилия на переработку и утилизацию строительных отходов, – поясняет Анатолий Куцевол. – В большинстве стран Европы уровень переработки строительных отходов превышает в среднем 90%. Так, в Нидерландах в повторное использование идет порядка 90% CDW, в Бельгии – 87% в Дании – 81%, в Великобритании – 45%, в Финляндии – 43%, в Австрии – 41%».
По мнению экспертов Команды поддержки реформ при Министерстве экологии и природных ресурсов Украины, для внедрения европейского опыта управления CDW в Украине необходимо:
Пока же остается надеяться на ответственность застройщиков и верить, что все эти инструменты все же создадут предпосылки для того, чтобы Украина переняла опыт европейских стран вопросах переработки строительных отходов. И чем раньше, тем лучше.
Источник: propertytimes
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.