РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.043 EUR: 44.686
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.043
EUR 40.000 41.000 44.686
USD 40.740 41.140 41.043
EUR 44.230 44.831 44.686
Новость

Почему в Украине не хотят строить бетонные дороги

Если вы сегодня хотите сделать дороги в Украине реальностью, то у вас есть две альтернативы: внедрять технологии, которые увеличат гарантийный срок эксплуатации дорог, или увеличивать финансирование Дорожного фонда как минимум вдвое
6683
23 февраля 2018 г.


Глава ассоциации «Укрцемент» Павел Качур – о самой большой беде украинских дорог.

В Украине около 1,4 % всех дорог – цементобетонные (ЦБД), тогда как в странах Евросоюза этот процент достигает 30 %.

Такие дороги имеют больший срок службы, а технологии позволяют их строить и при этом не перекрывать дорогу полностью. Но вместе с тем в стране основная масса работ, которые выполняются – 95 % – работы по поточному среднему ремонту дорог.

Цементные компании Украины готовы инвестировать дополнительные средства в развитие производственных мощностей под Государственную программу развития автомобильных дорог, которая бы содержала четкое определение потребностей в цементной продукции для дорожного строительства в Украине на 2018-2022 гг.

Если вы сегодня хотите сделать дороги в Украине реальностью, то у вас есть две альтернативы: внедрять технологии, которые увеличат гарантийный срок эксплуатации дорог, или увеличивать финансирование Дорожного фонда как минимум вдвое. Внедрение ЦБД увеличивает гарантийный срок и позволит решить задачу ремонта дорог в пределах существующего на сегодня финансирования.

Преимущества бетонных дорог

На конкретных типах дорог мы делали сравнение асфальтобетонных и цементобетонных дорог и показали преимущества ЦБД. Как пример, мы сравнили расходы на строительство и обеспечение функционирования участка дороги Куровичи – Рогатин с асфальтобетонным и цементобетонным покрытиями. На сегодня стоимость строительства и асфальтобетонного, и цементобетонного участка покрытия дороги, исходя из текущих цен, примерно одинакова: АБД – 268,4 тыс. грн, ЦБД – 266,58 тыс. грн. Но через 6 лет на АБД необходимо делать ремонт, после 12 лет эксплуатации – капремонт. Исходя из того, что ее часто нужно ремонтировать, экономическая стоимость дороги в течение времени растет, и на 20-ом году эксплуатации стоимость АБД составляет 507,63 тыс. грн, тогда как на ЦБД первый ремонт происходит через 18 лет эксплуатации и к 20-му году экономическая стоимость ЦБД составляет 350,73 тыс. грн.

И асфальтобетонные дороги, и цементобетонные дороги имеют на 99 % одинаковые требования к основе. Вся разница – в верхнем слое дороги. При фактически одинаковой цене на рынке или 1 куб. м бетона (1,8 тыс. грн), или 1 т асфальта (1,7 тыс. грн) при стандарте нагрузки в 6,5 т можно покрыть бетоном 3,45 кв. м, а асфальтом – 1,76 кв. м.

Кроме того, ЦБД прочнее и долговечнее, дешевле, как уже сказано выше, в эксплуатации, строительстве и ремонте, практически на строительство ЦБД используется 100 % местное сырье. Кроме того, на таких дорогах отсутствует келейность, они имеют светлый цвет и меньший тормозной путь, а также ЦБД не требуют ограничений  движения в жаркий период.

В одной тонне асфальта 56 % – стоимость битума. По структуре он занимает 8 %, а в цене – 56 %.

Почему асфальт в приоритете?

Почему в Украине при выборе между ЦБД, которые дешевле и долговечнее, и АБД, которые дороже и дают краткосрочный эффект, государственный менеджмент выбирает второе? Какой интерес?

Ответ – поточный средний ремонт.

Это украинское ноухау. Дело в том, что поточный средний ремонт предусматривает упрощенное проектирование, отсутствие экспертизы, запрещает менять вид конструкции. И самое интересное: средства на такой ремонт тратятся как на капитальный ремонт, а ответственность за такой ремонт, как за поточный.

В 2017 году 80 % договоров на проведение ремонтных работ по поточному среднему ремонту подписаны с гарантийным сроком в 3 года. Это значит, что сразу после выборов придет время финансировать ремонт дорог. Есть гарантии до 10 лет – одна компания, давшая гарантию на поточный средний ремонт на такой срок.

Есть письмо, которое подписано главой «Укравтодора», где утверждена гарантия в 10 лет на «основу», 8 лет – на верхний слой, но это не решает проблему. У нас дороги будут требовать денег быстрее, чем будут выделяться средства на них. А как работает гарантия? Если подрядчик имеет еще договоры с заказчиком, то он готов исправлять какие-либо дефекты. Но если договоров нет, то подрядчик может сказать, что дефект – это не его вина, и он возник при неправильной эксплуатации. Тогда идет суд, который назначает экспертизу. Экспертиза еще год работает над вопросом. Нет ни одного судового спора, по которому заработал бы гарантийный срок. Потому должны быть обеспечены гарантии.

Денег на улучшение дорог достаточно, чтобы поделить их между теми, кто в доле. Превосходящее большинство задействованных в поточном среднем ремонте дорог компаний имеют привязки к конкретным фамилиям в группах влияния. Кроме того, система внешнего контроля при поточном среднем ремонте фактически отсутствует, а доказать ценовую фальсификацию после завершения работ сложно, да и никто это делать не желает.

Интересные моменты

При создании Дорожного фонда предусматривалось, что с 1 января 2018 года должен заработать новый классификатор (правила строительства, ремонта и содержания дорог, на сленге – классификатор), который ликвидирует понятие «поточный средний ремонт». В декабре 2017 года «Укравтодор» утверждает новый классификатор, который заработает с 2020 года. Почему перенесли? Поговаривают, что такое решение приняли, потому как в 2019 году выборы, и что будет в 2020 – неизвестно.

Что можно сделать

Мы сделали все, чтобы информировать о той угрозе, которая есть сегодня. Что можно сделать?

Отменить приказ, который вводит классификатор с 2020 года и ввести его с 2019 года. Это нужно, чтобы дать возможность и год времени спроектировать дороги. Мы не за то, что все дороги в Украине должны быть бетонные, а за экономически обоснованный выбор строительства дорог.

Объявления открытых конкурсов на проектирование дорог. Политика «Укравтодора» по дорогам госзначения и облавтодоров по дорогам регионального значения – все деньги проектирования оставить в пределах своих структур. А там некому проектировать бетонные дороги.

Внедрить обязательный и системный контроль битума. В этом вопросе вся опасность коррупции, потому как битум декларируется одного качества и, следовательно, продается по соответствующей цене, а фактически он этому качеству не соответствует. Нет системного контроля за качеством битума. Более того, если Государственный дорожный научно-исследовательский институт имени М. П. Шульгина обращается в компанию с соответствующим письмом, компании его просто игнорируют.

Внедрить механизм обеспечения гарантийных обязательств на выполненные работы. Если посмотреть, как эта гарантия обеспечивается в Украине, это расплывчатые характеристики и такие же судовые решения.

Начать подготовку проекта сметной документации. Нужно уже сегодня начать проектировать, чтобы в конце года не возникло ситуации, что проектов нет, и мы пойдем опять по пути поточного среднего ремонта.

Внедрить внешний контроль за качеством выполнения работ.

Дороги при поточном среднем ремонте новее не станут. Нужно смотреть в сторону новых технологий, а не фокусироваться на проверенных вариантах.


Источник: Delo.ua
Фото: Пресс-служба Главного строительного портала Украины Build Portal

21 февраля 2018 г.
3908
Дорога будет с цементобетонным покрытием...
14 февраля 2018 г.
4152
В министерстве изучают лучшие европейские и американские практики по проектированию и строительству ...
07 февраля 2018 г.
5907
Такие дороги более устойчивы к износу, не деформируются при жаркой погоде и под воздействием тяжелог...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
12 июля 2024 г.
3089
З появою ЄДЕССБ усі процеси відбуваються в онлайн-форматі, кожен крок  фіксується, а будь-які с...
11 июля 2024 г.
3617
Дефіцит робочої сили, який оцінюють у 20-50%, впливає на всі процеси будівництва. Як він загрожує ри...
10 июля 2024 г.
3994
З житлового фонду соціального призначення можна буде орендувати житло у кількох форматах...
Сегодня
4659
Новий міст спроєктований не як інфраструктурний об’єкт, а як новий громадський простір...
11 июля 2024 г.
9704
Новий простір діє одночасно як міський парк і меморіал...
11 июля 2024 г.
1118
Вітчизняний виробник будматеріалів SWEETONDALE вивів на ринок екструдований пінополістирол XPS ...
12 июля 2024 г.
1287
23 липня 2024 року відбудеться ексклюзивна панель КБУ на тему «АНАЛІТИКА УКРАЇНСЬКОГО РИНКУ НЕ...
11 июля 2024 г.
1080
31 липня у КВЦ «Парковий» в Києві пройде Конгрес - INVEST IN UKRAINE, в рамках якого від...
28 июня 2024 г.
1623
Захід стане майданчиком для конструктивного діалогу, висловлювання та обговорення різноманітних думо...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
158
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3476
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!