Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
На разных скоростях
Протяженность самых главных украинских магистралей составляет 20 тыс. км. Недавно проведенное Всемирным банком их исследование показало, что в 2016 году 16 % этих трасс находились в неудовлетворительном состоянии. Однако их состояние может ухудшиться уже в ближайшие годы. Эксперты ВБ прогнозируют несколько вариантов развития ситуации. В случае самого пессимистического – полное отсутствие денег на ремонт основных дорог – уже в 2019 году в неудовлетворительном состоянии окажутся 45 %, то есть почти половина основных магистралей Украины.
Такой сценарий маловероятен, поскольку парламент ежегодно выделяет финансирование в несколько миллиардов гривен на украинские дороги. По расчетам экспертов ВБ, если ремонт дорог, к примеру, будет финансироваться по 5 млрд гривен в год, то старение украинских автомагистралей замедлится – в течение 2017-2019 годов в неудовлетворительном состоянии окажутся 34 % дорожного полотна.
Во Всемирном банке посчитали, что для того, чтобы привести дороги в порядок, то в течение 2017-2019 годов ежегодно необходимо вкладывать в их ремонт по 32 млрд гривен. В таком случае показатели низкого качества трасс за три года снизятся с 17 до 2 %.
Катастрофическое состояние украинских дорог признают и в Государственном агентстве автомобильных дорог (Укравтодор). «Если в 2005 году в Украине ямочный ремонт необходимо было ликвидировать на 1,8 млн квадратных метров дорог, то уже в 2017 году этот показатель увеличился до 16 млн квадратных метров», – рассказал советник председателя Укравтодора Сергей Хижняк.
При этом, по его словам, с 2013 года из-за нехватки финансирования Укравтодору не удается справиться с полной ликвидацией ям. «Если в 2013 году ведомство не смогло ликвидировать ямы на 0,3 млн квадратных метров, то уже в 2017 году, если не направить дополнительное финансирование, Укравтодор не сможет справиться с 6,6 млн квадратных метров ям», – уверен Хижняк.
Как рассказали в Укравтодоре, сейчас у ведомства есть два плана финансирования дорожных работ в 2017 году – текущий и оптимистический. Согласно первому, Укравтодор получит в этом году из госбюджета около 17 млрд гривен. Из них 7 млрд гривен необходимо будет направить на выплату банковских кредитов, около 1 млрд гривен уйдет подрядчикам за выполненные в предыдущие годы дорожные работы. Из оставшихся 8,8 млрд гривен Укравтодор планирует 2 млрд гривен потратить на ямочный ремонт, а еще 1,5 млрд гривен – на безопасность и эксплуатацию дорог (уборку снега, нанесение разметки и прочее). В итоге, собственно, на реконструкцию дорог останется только 5,3 млрд гривен.
«Этой суммы хватит только на то, чтобы отремонтировать около 700 километров дорог, а остальные дороги поддерживать в проездном состоянии за счет аварийного ямочного ремонта», – говорит Сергей Хижняк.
Директор национального секретариата международной организации по прозрачности строительства CoST Наталия Форсюк говорит, что за 5,3 млрд гривен Укравтодору в лучшем случае в 2017 году удастся отремонтировать примерно 1,8 % от общей протяженности дорог государственного значения. В частности, Укравтодор намерен отремонтировать отдельные участки дорог трасс Житомир – Винница, Тернополь – Дубно, Житомир – Черновцы, Киев – Чернигов, Сумы – Полтава, Харьков – Охтырка и т.д.
Но в Укравтодоре рассчитывают, что им удастся реализовать второй, оптимистический план, который предусматривает дополнительное финансирование дорожного хозяйства в размере 17 млрд гривен. Почти все средства пойдут на текущий средний ремонт дорог. В Укравтодоре пояснили, что эти средства планируется получить за счет реструктуризации обязательств кабмина перед НБУ – всего 15 млрд гривен. Еще 2 млрд гривен Укравтодор планирует получить в рамках реструктуризации облигаций, выкупленных государственными банками. В случае получения этих средств, Укравтодор сможет отремонтировать в этом году почти в три раза больше дорог, чем предусмотрено в планах на этот год – около 2,2 тыс. км.
В пресс-службе НБУ подтвердили, что сейчас ведутся переговоры между Нацбанком и минфином о реструктуризации облигаций внутреннего госзайма, которые находятся в портфеле центробанка. При этом в НБУ уточнили, что они не определяют расходы, которые могут быть профинансированы за счет высвобожденных средств.
Советник председателя Укравтодора Александр Кава отмечает, что для начала ремонта дорог достаточно уже заложенных средств в госбюджете. «Для того чтобы эффективно использовать деньги НБУ, решение о выделении этих средств необходимо получить в течение месяца-полутора. В противном случае мы не сможем их полностью потратить, поскольку сезон ремонтных дорог в Украине очень короткий – до середины осени», – говорит он.
Но существует серьезный риск, что в последний момент правительство изменит назначение реструктуризированных денег. «Если эта сумма для дорог не прописана в общем фонде госбюджета, то правительство, как показывает практика предыдущих лет, может в последний момент направить данные деньги на другие, более срочные цели», – считает эксперт транспортного рынка Олег Островерхий.
Эти деньги, если и появятся у Укравтодора, то не раньше середины года. «Сначала должно появиться распоряжение правительства с расписанием этих денег по статьям и объектам. Кроме того, необходимо согласовать данный перечень с комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета. Потом у Укравтодора некоторое время займет оформление бюджетных паспортов и проведение подготовительных работ, – говорит эксперт. – Единственный плюс в том, что Укравтодор уже начал проводить тендеры по работам за счет реструктуризированных средств. Но все равно, начало работ придется на осень. А осенью и зимой выполнить работ в 1,5-2 раза больше, чем выполняется в течение целого строительного сезона в последние годы на 6-8 млрд гривен, нереально», – объясняет он.
От Ковеля до Ягодина, и далее везде
Александр Кава говорит, что при составлении оптимистического плана по ремонту трасс Укравтодор заложил новый принцип модернизации дорог – не отдельных участков, а целых направлений, которые можно было бы отремонтировать за несколько лет. «Новый подход подразумевает под собой системность в ремонтах – мы хотим связать между собой областные центры и выходы на международные направления», – говорит он.
Примером такого подхода в Укравтодоре называют трассу Львов – Луцк, ремонт которой планируется завершить в этом году. Также в ведомстве предлагают провести модернизацию дороги Луцк – Владимир-Волынский, которая предполагает выход на контрольно-пропускной пункт Устийлуг. При этом работы на участке дороги от Владимир-Волынского до КПП будет осуществляться за счет кредита, предоставленного польским правительством.
«Мы планируем улучшить качество дороги на участке от Ковеля до Ягодина там же в Ровенской области, – рассказывает Александр Кава. – Ягодин – это крупнейший контрольно-пропускной пункт в стране, который ежегодно обслуживает полтора миллиона автомобилей, из которых более 100 тысяч – это фуры. Также планируем ремонт дороги М-06 в районе юга Львовской области и севера Закарпатской области, дорог Ивано-Франковск – Черновцы, Ровно – Тернополь».
Укравтодор обещает заниматься ремонтом дорог и в других регионах страны. Так, в ведомстве намерены отремонтировать дорогу Житомир – Винница – Могилев-Подольский. «Сейчас из Киева основной транспортной поток на запад идет по трассе М-06. В Житомире одна часть потока делится и идет на Ровно – Луцк – Львов, вторая – на Винницу и дальше на Молдову и Румынию. Третья – на Хмельницкий и Черновцы. Поэтому мы решили ремонтировать эту дорогу», – продолжает Александр Кава.
На севере страны Укравтодор отремонтирует трассу, которая из Чернигова ведет на восток и юг страны. Это дорога, по которой идут экспортно-импортные перевозки из Беларуси в направлении востока Украины через КПП «Нови Ярыловычи» и «Три сестры». Дороги сходятся в Чернигове, а потом идут на Полтаву, Днепропетровск, Запорожье. «В центре и на юге планируем отремонтировать многострадальную дорогу Днепропетровск – Кривой Рог – Николаев, а также Кировоград – Николаев. Также будем заканчивать ремонт трассы Одесса – Рени. Кроме того, за счет отдельной бюджетной программы будем ремонтировать дорогу Решетиловка – Днепропетровск», – говорит Александр Кава.
В юго-восточном регионе Укравтодор планирует направить 150 млн гривен на ремонт дороги Запорожье – Мариуполь. Раньше сообщение Украины с Мариуполем осуществлялось по трассе, проходившей через Донецк. Но после оккупации города, в Укравтодоре решили наладить сообщение с Мариуполем через Запорожье. После ремонта ей будет присвоен статус национальной автомагистрали.
Кроме того, в восточном регионе будет осуществляться ремонт трассы Харьков – Сумы, где помимо самой дороги будут отремонтированы и несколько мостов. Однако ремонт дорог будет осуществляться не только за счет госсредств, но и денег МФО. «В 2017 году будет продолжаться ремонт трассы Киев – Обухов, Киев – Белая Церковь. Также начались работы по строительству трех объездов вокруг населенных пунктов в Полтавской области. Кроме того, начнутся новые проекты с МФО – расширение обходной дороги вокруг Житомира, подготовка проекта по строительству 24-километрового северного обхода Львова, – говорит Александр Кава. – Вместе с тем нам придется заново проводить тендер для ремонта дороги Киев – Чернигов. Победитель предыдущего тендера не смог предоставить нам банковскую гарантию, которая является обязательным условием для начала ремонта дороги».
Впрочем, эксперты транспортного рынка сомневаются в том, что оптимистический план будет эффективным. Так, экс-директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок министерства инфраструктуры Роман Хмиль считает, что направив на дороги 17 млрд гривен, их качество не улучшится. «Из-за отсутствия полноценного весового контроля проезжающих по дорогам фур, низких штрафов за подобные нарушения, а также отсутствия ответственности отправителей за перегруз фур, даже отремонтированные дороги за год-два будут разбиты. Пока в стране не будет введен жесткий весовой контроль, все ремонты будут фикцией. Причем чем больше денег выделят, тем больше можно будет украсть и сказать, что фуры все убили. Поэтому и невозможно требовать от подрядчика ремонта дороги гарантию в 5-10 лет», – отмечает Роман Хмиль.
Но министр инфраструктуры Владимир Омелян заверил, что его ведомство усиливает работу по весовому контролю. «Ведем работу с областями, чтобы они закупали стационарные автоматические весы. Такие комплексы будут обязательно на всех новых дорогах. Кроме этого, 6 марта Государственная служба по безопасности на транспорте объявила тендер на закупку 78 мобильных габаритно-весовых комплексов через систему ProZorro», – рассказ он.
Кроме того, у экспертов вызывает сомнения необходимость направить все деньги именно на средний, а не капитальный ремонт. «Текущий средний ремонт не решит проблему нынешнего состояния дорог. Ведь мало выровнять покрытие, которое предполагает средний ремонт. Дороги Украины нуждаются в капитальном ремонте, цель которого не только сделать ровной дорогу, но и усилить саму ее конструкцию, и соответственно заложить более долгий срок эксплуатации автодорог», – рассказывает Наталия Форсюк.
По ее словам, автомобильная дорога – сложное инженерное сооружение, которое требует определенного комплекса мер для поддержания в работоспособном состоянии в течение всего жизненного (межремонтного) цикла. «И если какое-то из этих мероприятий пропустить или затянуть с его выполнением, то получим лавинообразное нарастание дефектов и разрушений. То есть, если вовремя не залатать злополучную выбоину за условную тысячу гривен, то через полгода-год на ремонт может не хватить и миллиона», – заключает Наталия Форсюк.
Источник: daily.rbc.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.