Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.253 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.563 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.253 |
EUR | 43.370 | 44.039 | 43.563 |
Народный депутат и советник Кличко рассказал о подробностях борьбы киевской власти с владельцами МАФов
Главной же проблемой, которую пыталась решить местная власть, и которую еще придется решать властям других украинских городов, – это то, как очистить город от уродливых ларьков, но при этом сохранить рабочие места для мелкого бизнеса.
Проблему можно было решить и раньше, если бы город заранее составил план размещения торговых точек, придумал проект эстетически красивых ларьков, а также начал продавать эти места на аукционах. Очевидно одно – сначала нужно было подготовить хорошую альтернативу МАФам, а потом уже проводить «большую чистку».
«НВ Бизнес» поговорил с Дмитрием Белоцерковцем, народным депутатом и советником Киевского городского головы по вопросам благоустройства, о том, как город видит решение ситуации с незаконной торговлей, и почему не все собственники таких сооружений имеют разрешение на легализацию.
Сейчас идет большое сопротивление относительно сноса МАФов. Есть сторонники этого движения, но есть и достаточно много предпринимателей, которые считают, что таким образом местная власть забирает у них бизнес, а работу теряют тысячи граждан. Почему местным властям не удается мирно решить этот вопрос?
Давайте начнем с самого начала. До 2006 года почти всеми МАФами действительно владели предприниматели, которые в них и работали. Это был настоящий маленькой бизнес. Но с 2006 года начали устанавливать новые МАФы депутаты, прокуроры, милиционеры, судьи, работники администрации Черновецкого, Попова и тому подобное. И они просто сдавали в аренду эти МАФы реальном малому и среднему бизнесу, а, по сути, их обкладывали данью. Надо было платить дань, для того чтобы работать в этой постройке. А город ни копейки от этих сооружений в бюджет не получал. На сегодня около 80 % МАФов – это крупные сетевики. Сейчас где-то 20-30 человек контролируют этот рынок. Тогда город принял решение, в котором прописывалось, что легализоваться могут лишь те МАФы, которые стояли до моратория. В конце 2011 года городской совет принял решение о запрете установки новых сооружений. Но этим запретом пренебрегли и продолжали устанавливать новые МАФы.
За ориентир был взят ортофотоплан города. Это карта всего города, своего рода сайт – градостроительный кадастр. Легализоваться могли лишь те МАФы, которые есть на этом плане всего города. Как это делали? На уровне департамента архитектуры и владельцами этих сооружений были достигнуты договоренности. Они заходили в интернет, на карте контуром обозначали себя. После этого по интернету прикладывали документы, получали чек на оплату в бюджет, платили, шли в департамент архитектуры получать информационный талон, который является доказательством того, что они оплатили долевое участие в бюджет города. Такой возможностью воспользовались шесть тысяч предпринимателей, то есть шесть тысяч сооружений легализовались таким образом. Город решил, что все МАФы, которые стояли до апреля 2013 года, ибо они есть на плане, они могли легализоваться с октября 2014 года по февраль 2015 года.
А сколько не легализовалось?
Было демонтировано более 2,5 тыс. конструкций, еще осталось разобрать в городе около 1,1 тыс. Если считать по МАФам, это чуть больше восьми тысяч. Мы должны понимать, почему одни платят в бюджет, а остальные ни копейки не платят в бюджет. Здесь есть также важный фактор неконкурентного использования своего положения. Например, два здания стоят рядом. Один платит в бюджет 40 тыс. грн в год, другой ни копейки не платит. Поэтому у него себестоимость товаров, которые он продает, будет ниже и он будет побеждать.
Почему не договорились с другими предпринимателями?
А как можно договориться с владельцами-сетевиками, которые понимают, что когда они демонтируют свою постройку, они не будут получать деньги? Они получают десятки миллионов гривен, которые должны были бы платить в бюджет. Они не хотят вести никаких переговоров. У городской власти есть только одна позиция – все, что незаконно, должно быть демонтировано. Как можно легализовать то, что является незаконным?
А какую-то альтернативу кроме сноса предлагали?
Когда владелец временного сооружения является сетевиком, у которого 100 таких сооружений, о чем с ним можно говорить? Они ставят ультиматум: мы хотим, чтобы и дальше та постройка стояла. Иного они не видят. Знаете, каким образом город определяет, что нужно демонтировать в первую очередь? Исходя из данных аналитической службы 1551. Есть очень большое количество звонков, где люди требуют, чтобы ту или иную постройку убрали. Это не десятки, не сотни, даже не тысячи. Это десятки тысяч вызовов. Согласно социологическому опросу середины 2016 года, 78 % киевлян поддерживают демонтаж всех незаконных построек.
То есть никакой другой возможности.
Я бы хотел, чтобы вы мне тоже дали ответ. Какую вы видите другую возможность? Дать возможность им там стоять незаконно, дать возможность поставить еще незаконные постройки, чтобы они и дальше стояли. Дело в том, что сетевики как бы легализировались через одну схему, которую бывшие прокуроры всегда использовали. Ты можешь не платить ни копейки в бюджет. Один раз заплатишь нам, мы тебе покажем схему, и будешь легальным на всю жизнь. Что они делали? Они через фиктивное решение суда, например, через решение Житомирского или Херсонского судов решали спор между двумя вроде бы владельцами этого сооружения, которые между собой судились, и один за другим признавали право собственности на недвижимое имущество. И тогда владелец, учитывая решение суда, шел к регистратору и получал выписку на право собственности на недвижимое имущество. И они говорили, что это не МАФ, а это уже дом, капитальная постройка. Эта схема стоила очень большое количество денег. Но после этого они думали, что можно и дальше не платить в бюджет.
Они захватывали земельные участки. Потому что после выписки на право собственности ты можешь получить декларацию на реконструкцию и вместо МАФа строить 10, 20, 30-этажные дома или торговый центр. Ты не идешь через аукцион при продаже земельного участка, у тебя нет никакого права на использование земельного участка и тому подобное. И тогда мы сели и рассуждали, что делать. Мы сделали выводы всех ответственных органов города, которые делали официальный вывод через экспертизу. Приходили ответы, что почтового адреса нет, также нет земельного участка в использовании, что это временная постройка. Тогда мы начали демонтировать такие МАФы. Город сделал так же, как делают в западных странах, в других городах Европы и мира. Наняли субподрядчика, дали ему перечень незаконных построек и требовали их демонтажа. Также мы сделали самый трудный шаг – мы опубликовали список всех незаконных сооружений города Киева в сети на сайте Киевблагоустройство. Поэтому каждый может увидеть незаконные постройки с фотографиями.
Почему не было какого-то переходного периода?
Переходный период был и есть. Начиная с февраля 2015 года, каждые полгода предоставляется предписание на самостоятельный демонтаж незаконной постройки. Насколько мне известно, коммунальные службы районной администрации уже в начале января этого года опять начали выдавать предписания на все незаконные постройки. Но, к сожалению, никто не захотел сам демонтировать свою постройку. И здесь больше всего страдает арендатор. Почему? Потому что собственник отказывается самостоятельно демонтировать это сооружение. Он нанимает охранные фирмы, которые не дают возможности демонтировать, которые препятствуют.
Вы говорите, что демонтируете только незаконные постройки, но есть информация, что страдают и абсолютно честные предприниматели, которые легально устанавливали МАФы.
Действительно, такой случай был в начале 2015 года. Два здания стояли в разных кварталах. Они одинаково выглядели. Одно было незаконное, другое – законное. Тогда просто перепутали. Тогда даже не демонтировали, а пробовали демонтировать. Сейчас такого нет, ни один из законных владельцев этих сооружений не обращался из-за того, что его демонтировали.
Вы говорите, что действует мораторий на установку новых временных сооружений с 2011 года. Как тогда объяснить масштабное появление МАФов Roshen после 2011 года? Почему перед МАФом Roshen сносят сооружения, а его никто не трогает?
Если есть незаконная постройка, даже если это Roshen, то она будет демонтирована. И такой пример город показал. Я могу напомнить, что возле метро Святошин был демонтирован МАФ Roshen. И когда мы демонтировали там незаконную постройку, мы также демонтировали и этот МАФ. Вот и все. Надо понимать, что есть несколько случаев, где просто логотип Roshen, а корпорация Roshen никоим образом не имеет к этому отношения. Есть также такие незаконные постройки. И мы их демонтировали и не раз.
Часто сносят МАФы, где много товара, при этом страдает арендатор, а не владелец.
Если город будет предупреждать за сутки, что он будет демонтировать ту или иную постройку, что мы увидим на следующий день? Будут стоять десятки ребят спортивной внешности, которые не дадут возможности демонтировать это сооружение. Мы должны понимать, что здесь очень большая ответственность у владельцев и очень большая просьба есть к арендаторам. Пожалуйста, никогда не арендуйте незаконные постройки. Есть официальный портал градостроительного кадастра, на котором можно посмотреть, какие сооружения законные, и их можно тогда арендовать.
Какие-то альтернативы вы предлагаете предпринимателям, чтобы они имели возможность торговать в легальных местах?
Первая альтернатива, которую предложил город, – это облегченная процедура перевода первых этажей с жилой в нежилую недвижимость. В течение двух последних лет более 500 помещений были переквалифицированы с жилого в нежилой фонд на первых этажах. Очень большое количество мест, которые не сданы в аренду на коммунальных рынках, поэтому город начал предлагать места на рынках на льготных условиях. Кроме этого, город в этом году предоставляет возможность получения на средний или малый бизнес льготных условий на получение кредитов. То есть город будет из своего бюджета частично компенсировать для реальных предпринимателей, если они будут брать кредиты. Сейчас по этой программе в бюджете города предусмотрено 20 млн грн. Это небольшая сумма, но как для старта, тоже не плохо. Еще одна альтернатива – передвижная торговля. Потому что она может поехать, можно изменить локацию, она никогда не обрастет кирпичом и не станет капитальным сооружением. И здесь наиболее важно, чтобы все малые предприниматели действительно понимали, что они могут легализоваться только через аукционные торги. Не нужно использовать каких-то людей, чтобы они вместо них это делали. Все очень просто: иди и участвуй в официальных конкурсах.
Насколько эти альтернативы соизмеримы?
Все, что законно, оно приблизительно одинаковое. Вы знаете, сколько помещений на первых этажах сейчас пустые? Очень большое количество пустующих помещений. Почему? Некоторые предприниматели решили, зачем мне брать в аренду, если могу арендовать этот незаконный МАФ и стоять себе.
Возможно, они с точки зрения локации не такие интересные?
Нет. Вы можете пойти на Крещатик и посмотреть, сколько есть свободных первых этажей.
Тогда, наверное, они лучшие по цене.
Потому что они ни копейки не платят в бюджет. Если ты берешь в аренду незаконную постройку, значит, ты понимаешь, есть риск, что могут приехать и демонтировать. Это твой риск и ты сам на это идешь, если арендуешь незаконную постройку. Задача города – ежегодно не менее чем два раза выдавать предписания на самостоятельный демонтаж этих сооружений. Для того чтобы арендатор, который снимает это сооружение, понимал, что это сооружение могут демонтировать.
Источник: biz.nv.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.