Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.750 | 45.430 | 44.968 |
Сейчас нет эффективного механизма контроля над тем, как принимаются решения о назначении социальных выплат
Процесс верификации социальных выплат получил свое продолжение. На последнем заседании кабмин одобрил законопроект «Об обеспечении госконтроля при предоставлении социальной помощи», которым дал добро на создание отдельного ведомства – социальной инспекции. Идеолог и разработчик документа – министерство социальной политики, пишет «Экономическая правда».
Смысл работы инспекции – свести к минимуму возможности для мошенников получать социальную помощь от государства.
Появление нового органа – следующий этап верификации социальных выплат, которая стартовала при министре финансов Наталье Яресько. В 2016 году этот процесс запомнился жестким противостоянием минфина и минсоцполитики. У каждого ведомства было свое мнение по поводу того, как он должен проходить. Однако после скандала с телефонной верификацией активность минфина по части ревизии социальных расходов стихла.
Сейчас же инициативу перебрало на себя минсоцполитики. Ведомство планирует замкнуть госконтроль в своих стенах и не допускать к процессу своих коллег.
Новый этап растянут во времени. Госинспекция должна появиться 1 января 2018 года. К выполнению своих функций в отношении социальных услуг она приступит не раньше января 2019 года, пенсий – с января 2020 года.
Задумка в том, чтобы в первую очередь в поле зрения оказались уже назначенные выплаты – субсидии и различные виды социальной помощи.
Минсоц играет на перспективу
Как объяснил министр социальной политики Андрей Рева, мотивация проста: сейчас нет эффективного механизма контроля над тем, как принимаются решения о назначении социальных выплат.
«Если мы говорим территориальным управлениям, что по данным минфина у вас возможны такие-то нарушения, то угадайте, что они отвечают. Вариант первый: «Да, мы виноваты». Вариант второй: «Нет. У нас все хорошо». Конечно же, второй», – объясняет Рева. С появлением же инспекции появится инструмент контроля.
Сам по себе институт социального инспектората не нов. Положение о социальном инспекторе действует с 2004 года. В него не раз вносились правки. Социальные инспекторы имеют много полномочий, но эффективность их работы крайне низкая. Причины прописаны в пояснительной записке к законопроекту.
Из нее следует, что социальные инспекторы подчиняются начальникам местных структурних подразделений, которые и назначают социальную помощь. Получается, что они должны контролировать работу своих начальников. К тому же, инспекторы загружены несвойственными им функциями.
Задумка в том, что после создания инспекции социальные инспекторы будут выполнять только контролирующие функции в обособленном ведомстве. Планируется, что в штате нового органа будет 550 социальных инспекторов. Кадры планируется изыскать в органах минсоцполитики. Главу инспекции будет назначать и увольнять министр социальной политики.
По расчетам минсоцполитики на инспекцию нужно 50 млн грн в год, но тратить бюджетные средства на начальных этапах необязательно. Можно взять их не из бюджета, а из 20 млн долл. Международного банка реконструкции и развития, которые кредитор выделит на модернизацию систем социальной защиты.
Сколько будет стоить Украине социальная инспекция?
Если в 2016 году за счет верификации выплат планировалось сэкономить 5 млрд грн, то сейчас правительство осторожничает с расчетами. Работа инспекции сэкономит в бюджете больше, чем бюджет потратит на ее содержание, говорится в сопроводительных документах к законопроекту. Точных цифр нет.
Конфликт настиг интересы
В прошлом на пике споров о способе верификации с минсоцполитики минфин говорил: главное, чтобы не стал реальностью принцип «сам себе ревизор», то есть когда ведомство проверяет само себя. Возник этот вопрос и сейчас.
Как следует из сопроводительных документов к проекту, замечания минфина сводились к тому, что органы, которые назначают и выплачивают соцпомощь, и органы, которые их контролируют, должны подчиняться разным ведомствам.
«Замечания минфина касались того, чтобы новая структура подчинялась кабмину. Мы же видим ее в структуре минсоцполитики как нашу внутреннюю аудиторскую службу. Для чего создавать отдельную службу, если у кабмина есть государственная аудиторская служба?» – спрашивает Рева.
Эксперты выказывают опасения, что вывод социальных инспекторов из-под руководства местных управлений с дальнейшим их подчинением минсоцполитики просто поднимает коррупционные риски подхода «сам себе ревизор» на более высокий уровень.
«Сочетание функции распоряжения средствами и контроля над распоряжением в рамках одного министерства создает основания для конфликта интересов. Маловероятно, что такой контроль будет эффективным», – считает заместитель исполнительного директора Центра экономических стратегий Мария Репко.
По ее прогнозам, если инициатива будет поддержана, вероятны рост мелкой коррупции и злоупотреблений со стороны проверяющих, общественное сопротивление и удар по имиджу правительства, доверие к которому и так падает.
Идея минфина о верификации выплат путем сравнения данных разных ведомств и создания скоринговой системы, по мнению Репко, более целесообразна.
Есть вопросы и к полномочиям инспекторов. В отдельных случаях они расширяются. Сейчас инспектор вправе проверить быт – наведаться домой, чтобы выяснить уровень нуждаемости в помощи, определить возможности дополнительного дохода, проверить состав семи – только по согласию получателя. По законопроекту минсоцполитики такое согласие не обязательно.
Ревизия социальных выплат – это не только изменение правил работ социальных ревизоров, это целый комплекс мер.
«Идея усилить институт социального инспектора имеет право на жизнь, но если мы говорим о качественном контроле как следующем этапе верификации социальный выплат, то создание единого централизованного реестра получателей социальных выплат – обязательное условие», – сказал замглавы стратегической группы советников при кабмине Павел Кухта.
По мнению эксперта, то, как выдаются деньги, должно контролировать не только министерство, на базе которого создан реестр, но и кто-то внешний.
«Изначально планировалось, что это будет минфин. При этом контроль должен осуществляться из центра. Если социальный инспектор из какого-то населенного будет контролировать социального работника из этого же населенного пункта, то кто узнает, насколько эффективен этот контроль?» – задается вопросом эксперт.
МВФ как кнут
Верификация социальных выплат – требование МВФ. Создание единого реестра получателей социальных выплат – давно обсуждаемая в стенах кабмина идея и тоже пункт нового проекта меморандума с МВФ.
До сих пор выполнение этих планов стопорилось – сказывались разность подходов и межведомственная борьба. Не исключено, что, чувствуя за своими плечами политическую поддержку премьер-министра, Андрей Рева будет более успешен в продвижении своих инициатив в правительстве.
Последнее слово в таком случае останется за парламентом.
Источник: epravda.com.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.