Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.876 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.511 |
USD | 41.700 | 42.185 | 41.876 |
EUR | 43.330 | 44.030 | 43.511 |
В нынешнем году строительный сектор Украины демонстрирует отчетливые признаки оживления. Однако начатые стройки испытывают острые проблемы с финансированием, а крупные проекты, которые бы «подтянули» строительство, пока не намечаются. Надежды игроки строительного рынка, в том числе, возлагают на обновление давно изношенной транспортной инфраструктуры в стране, а также пытаются пробиться на зарубежные стройплощадки. О барьерах и факторах, тормозящих развитие отечественного строительного рынка, мы поговорили с Юрием Карпенко, Генеральным директором группы компаний ОСНОВА.
Это раньше сталь и бетон были разными направления, а сегодня они объединяются в одну технологию, которая демонстрирует самый лучший результат по удельному весу и прочности.
К примеру, сегодня, глядя на эксплуатируемые объекты, например, мост на проспекте Науки в г. Киев, становится понятно, что применение только одного бетона не самый лучший вариант для мостовых конструкций. Сталь, в эксплуатации мостов показывает себя гораздо лучше. В то же время, объединение этих двух материалов очень интересно дополняет и усиливает друг друга.
Поэтому, сталь и бетон логично связаны в нашей компании.
Какое соотношение этих двух направлений в структуре сбыта компании?
Сегодня нас «кормит» железобетон. А завтра, надеюсь, будут «кормить» стальные конструкции. В условиях украинского рынка стальное строительство значительно упало в объемах, потому что снизилось промышленное производство и нет новых крупных проектов. Малые сооружения реализуются, преимущественно, в железобетоне.
Завод Сталтех
К примеру, недавно мы проводили исследование для одного логистического центра в Киевском регионе, рассчитывали стоимость объекта в металле и бетоне. Чаша весов склонилась в сторону стали, которая показала сумму затрат примерно на 5% меньше по сравнению с бетоном. Но это преимущество остается у стали только при условии, если нет необходимости в дополнительных мероприятиях по пожарной защите, иначе эти 5% съедаются. Получается, что затраты на строительство небольших зданий с применением железобетонных и стальных конструкций практически одинаковы.
Как бы Вы обрисовали текущую ситуацию на рынке стального строительства?
Стальное строительство Украины последние несколько лет показывает динамичное развитие. Если 7-8 лет назад в Киевском регионе было всего два завода, выпускающих металлоконструкции, то сегодня их уже пять, три из которых очень современные.
Есть еще один экономичный нюанс, тормозящий популярность металла по сравнению с бетоном, – цинкование. Нам приходится вывозить конструкции на цинкование в г. Черкассы или г. Броды, что далеко – в первом случае и достаточно дорого – в обоих. Понятно, что для низкой себестоимости и дешевизны этой услуги, необходима непрерывная работа ванны цинкования. А сегодня для этого не хватает потока заказов.
В итоге, мы столкнулись с тем, что зарубежному клиенту выгодно заказывать в Украине металлоконструкции, а их оцинкование производить на местных мощностях. Сегодня цена на украинское цинкование в два раза выше по сравнению с ценой вне Украины.
Планируете ли Вы поставить ванну для оцинкования на своих мощностях?
Когда-нибудь обязательно поставим. Поскольку, горячее оцинкование наиболее хорошая защита для металла. Все будет зависеть от развития рынка.
Когда и почему было принято решение развивать направление металлоконструкций?
Завод Сталтех построен в 2012 году и оснащен современным оборудованием. Решение о его строительстве было принято очень просто. На тот момент в Украине работало несколько предприятий, производящих легкие стальные конструкции, а вот сегмент средних и тяжелых металлоконструкций был практически не заполнен. У Сталтех есть только один конкурент по тяжелым конструкциям – Днепропетровский завод им. И.В. Бабушкина.
Завод Сталтех
Насколько сегодня загружены производственные мощности завода Сталтех?
Загрузка очень низкая, примерено на уровне 10-15% и, к тому, же цикличная (два месяца работает, месяц стоит).
Почему такая низкая загрузка?
Тяжелые конструкции – это строительство объектов тяжелой промышленности, мостов или высотных зданий (выше 150 м). Таких объектов в стране нет.
Есть ли намерения продать Сталтех?
В нынешних условиях это практически не реально. Мы хотели привлечь инвестиции, в том числе, зарубежного партнера, но учитывая нынешнее состояние рынка, отложили эти планы. Нам остается ждать восстановления рынка.
Как долго придется ждать?
Думаю, не меньше двух лет. А потом пойдет динамичное развитие Украины и начнется оно со строительства. В стране имеется огромнейший строительный потенциал. Судите сами, колоссальное количество мостов (80-90%) самортизированы. Многие объекты, построенные за последние 25 лет, нуждаются в реконструкции. Их фасады сегодня в ужасном состоянии, так как строители увлеклись «не теми технологиями». Да и качество стройматериалов оставляет желать лучшего.
Завод Подольский цемент, CRH, г. Каменец-Подольский. Объект из портфолио ОСНОВА
Ваша компания ощутила тенденцию оживления строительного рынка в 2016 году?
Да, такая тенденция наблюдается. Если в 2014-2015 годах строительный рынок умирал, было очень мало заказов, то в 2016 году отрасль перешла в режим «оживления». Наши продажи практически удвоились по сравнению с прошлым годом. Хотя новые заказы испытывают проблемы с финансированием и не понятно, будут ли они закончены.
2017 год покажет динамику роста по сравнению с 2016 годом?
Если политическая ситуация в стране будет стабильной, то строительный рынок в следующем году продемонстрирует те же темпы роста.
Что же касается потребления стали в строительстве, оно будет расти за счет инфраструктурных объектов. Не думаю, что в стране появятся крупные промышленные стройки, которое смогли бы резко увеличить спрос на сталь.
В 2017 году будут продолжать строить торговые здания и мелкие объекты для развития сельского хозяйства – логистические склады, мощности по переработке агропродукции, портовые терминалы.
А если удастся освободить восточный регион страны, тогда появится большое количество восстановительных работ.
Как планируете далее развивать направление металлоконструкций?
Осваиваем экспортное направление. Сегодня мы развиваем сеть за рубежом, ищем партнеров и поставщиков.
Со временем Украина будет загружать заказами мощности Сталтех. Планируется строительство мостов и, я надеюсь, что эти заказы не будут размещаться в России, как это было ранее. Все инфраструктурные государственные проекты сегодня подвергаются тщательным проверкам и большой критике. А металлоконструкции, заказанные за рубежом, трудно проверить на адекватность их стоимости.
На каких рынках компания уже присутствует? Удалось выйти на европейский рынок?
На рынок Евросоюза пока не вышли. Европе очень интересна наша компания, им нравятся цены, вполне удовлетворяет качество, но нас туда пока не пускают. Больше заказов идет в страны Африки и Ближнего Востока. Пока объемы экспорта небольшие, потому что у компании нет дилеров и хороших устойчивых коммерческих связей, но, мы над этим работаем.
С какой продукцией выходите на эти рынки, готовые металлоконструкции или проектные услуги?
И с тем и с другим. Проектирование больше востребовано на рынках стран СНГ, потому что мы работаем практически в одинаковых нормах и в привычных технологиях. А изделия из стали не имеют границ для сбыта. Если удается договориться, то их можно поставлять практически в любую страну.
Какой объем экспорта металлоконструкций заводом ожидается по результатам 2016 года?
Трудно сказать. Очень большой объем заказов сейчас «висит» в предконтрактной проработке. В основном, это заказы промышленного сегмента – оборудование, воздуховоды большого диаметра, емкости, балки и специальные изделия.
Завод Сталтех
С какими трудностями Вы сталкиваетесь при выходе на европейский рынок?
Расскажу на примере польского рыка, где мы недавно участвовали в выставке. Там работает много заводов, но цены на металлоконструкции остаются достаточно высокими. Украинцев поляки воспринимают как потенциальных конкурентов и не пускают на рынок под разными предлогами. Для того чтобы успешно сбывать свою продукцию в Польше, необходимо иметь внутренний сертификат, а вот получить его не просто. Получение этого документа лежит в компетенции торговой палаты и общественных организаций Польши.
Лучше всего развиваться в своей стране. Нельзя на украинском рынке иметь вакуум, а за рубежом – преимущество и хорошие заказы.
Но, во многих вопросах Украина значительно отстает от развитого мира. Производственники сейчас нацелены на освоение экспорта, а в стране даже не налажены логистические связи. К примеру, мы недавно столкнулись с невозможностью транспортировать негабаритные металлоизделия в порт Хайфа, Израиль. Оказывается, что судов на Хайфу нет, а чартер обойдется очень дорого.
Выдерживает ли украинский металл конкуренцию по качеству на зарубежных рынках?
Высокопрочные марки стали, выпускаемые компанией Метинвест вполне качественные. Мы довольно успешно опробовали их уже в нескольких заказах. К сожалению, в Украине использование металлоконструкций из высокопрочных сталей пробуксовывает. Дело в том, что со стандартной и дешевой сталью на плотном рынке работать могут все. А заказчик, пытаясь сэкономить, не всегда в состоянии оценить преимущества высокопрочных сталей, которые в тоннах стоят дороже, но они легче, а значит, их надо меньше в конструкциях. Все обращают внимание на стоимость единицы, забывая о стоимости проекта в целом.
Зарубежный заказчик это очень хорошо понимает, поэтому, хочет работать только с высокопрочной сталью. Во-первых, такие конструкции уменьшают затраты на фундамент и транспортировку, а, во-вторых, они дают высокую коррозионную стойкость даже без покрытия.
За рубежом отсутствует понимание простых марок стали, например, как сталь-3. Они ее просто не используют. Уверен, пройдет 5-6 лет и высокопрочные марки стали будут повсеместно применяться на украинских стройплощадках. Стоит сделать один-два успешных проекта, как игроки начинают присматриваться, пробовать и оценивать.
Строительство офисно-жилого центра, Киев. Объект из портфолио ОСНОВА
Ваша компания уже ощущает дефицит кадров?
Ощущает и очень сильно. Если раньше мы были разбалованы в этом вопросе, то сегодня подбор высококвалифицированный работников – большая проблема.
Сегодня Израиль приготовил не очень приятный сюрприз для украинского рынка. Правительство Израиля разрешило беспрепятственную рабочую миграцию для строителей из Украины. Так, что в ближайшее время стоит ожидать очередной отток квалифицированных специалистов зарубеж. Недавно мы наблюдали выезд строителей в Польшу, перед этим – в Россию, а завтра – в Израиль.
Теперь мы будем конкурировать с Израилем за собственных рабочих?
Украина не может конкурировать ни с кем по одной простой причине: в нашем Правительстве нет людей, которые видят экономику собственной страны. Уже давно лучшие кадры из страны «выкачивает» та же Европа или Россия. Мы неоднократно доносили информацию об острой необходимости увеличения базовой заработной платы в Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ Украины, однако пока это только декларируется.
До недавнего времени рекомендованная заработная плата для квалифицированных работников строительной отрасли, которую определяет профильное Министерство, была на уровне 3,4 тыс. грн. в месяц. Сейчас Минрегион Украины декларируют зарплату в 5,1 тыс. грн. в месяц, но, этот уровень был приемлем в прошлом году. Условия нынешнего года требуют базовую зарплату для квалифицированных работников на уровне 8-8,5 тыс. грн. в месяц.
Что еще препятствует развитию строительной отрасли Украины?
Мешает отсутствие финансовых услуг. Строительные компании не успевают заработать, как у них уже сформированы налоговые обязательства авансом. При этом банковские кредиты, на уровне 22% годовых, непосильны. Как можно выдержать кредитные 22%, если норма прибыли (плановых накоплений) на уровне 6-8%? Для этого надо лимитировать банки, хотя бы на кредитование оборотных средств, на уровне 2-3% годовых. Необходимо запускать госпрограммы по реализации инфраструктурных проектов.
Существуют ли сегодня нормативные барьеры, препятствующие развитию строительной отрасли?
Прежде всего, нужно упразднить госрегулирование средних зарплат и сметных норм. Они всегда отстают от рынка, а значит, тормозят его развитие. Функция государства должна состоять в ценовом мониторинге, цель которого – понимать рыночный уровень цен для объективной оценки стоимость предложения на тендере.
И главное, еще в конце 90-х годов постановлением Кабмина Украины было принято решение, перейти на европейские нормы. Вместо этого, государство пытается как-то приспособить и адаптировать эти европейские нормы к украинским реалиям. Зачем? Украина уже давно работает в европейском рынке в контексте использования ценовых механизмов, применения технологий, а сегодня мы как-то медленно и неуверенно движемся направлении внедрения европейских строительных норм в практику.
Источник и фото: Укринский Центр Стального Строительства
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.