Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.876 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.511 |
USD | 41.700 | 42.185 | 41.876 |
EUR | 43.330 | 44.030 | 43.511 |
Руководитель Центра мониторинга рынка труда Алексей Зволинский рассказал ABCnews о перспективах создания индустриальных парков на месте закрытых шахт, а также о препятствиях, с которыми сталкиваются инвесторы, желающие вложить деньги в этот бизнес в Украине.
– Осенью 2015 года был принят законопроект № 2844 (относительно снятия регуляторных барьеров для развития сети индустриальных парков в Украине), но обещанного развития мы так и не увидели. Какие еще законодательные проблемы остались?
– Ревитализацию или реиндустриализацию территорий регулируют два закона: «О приватизации» и «О государственно-частном партнерстве». Новый закон «О приватизации» позволит достаточно легко управлять инвестициями, особенно многоканальным и совместным финансированием при освоении той или иной индустриальной площадки. Также он позволит получить площадку в собственность за разумную цену, которую можно определить на аукционе или редукционе. Сегодня же порядок определения стоимости объекта привязан к его рыночной стоимости, а аренда предусматривает еще и некий коэффициент на вид деятельности арендатора, что само по себе несколько неразумно и, с другой стороны, делает непривлекательными наши территории и промышленные объекты.
– С какими проблемами и препятствиями сегодня сталкиваются потенциальные инвесторы, которые хотят создавать индустриальные парки на месте шахт в Украине?
– На сегодняшний момент все промышленные площадки, которые еще не являются индустриальными парками, но могут таковыми стать, можно разделить на две категории: те, которые являются действующими предприятиями, сохраняющими свою инфраструктуру, либо те, которые этой инфраструктуры лишились. Если смотреть на интересы инвесторов, особенно иностранных, то они предпочитают попадать на наши площадки тогда, когда решены все вопросы с законодательством, имеются специальные порядки их привлечения, а также специальные условия производства, продажи или транспортировки того или иного товара.
Иностранные инвесторы зачастую сравнивают нашу территорию с восточноевропейской. Там решены все земельные вопросы, вопросы передачи собственности, доступа к ресурсам. Им даже готовы предоставлять оборудование, лишь бы они пришли. А в наши игры иностранцы играть не готовы. Для того, чтобы вывести шахту на стадию, когда ее может рассматривать инвестор, необходимо как минимум решить все документальные и технические вопросы. До момента разрешения этих вопросов, грубо говоря, появления технико-экономического основания (ТЭО) на существование индустриального парка, никакой инвестор туда не придет.
Решение земельных и технических вопросов в среднем занимает от трех месяцев до года в зависимости от того, где находится площадка– Сколько времени сейчас занимает решение земельных и технических вопросов?
– В среднем это занимает от трех месяцев до года в зависимости от того, где находится площадка и как обстоят дела с земельным вопросом. Плюс подготовка ТЭО, когда из площадки делается упакованный продукт – готовятся документы, которые предопределяют размер инвестиций, направление инвестиций и позиции основных стейкхолдеров.
Но бизнес на наших территориях ведется, как правило, до момента подготовки ТЭО, а устойчивый инвестор заходит лишь тогда, когда эта стадия уже пройдена. Поэтому, когда у нас говорят, что в стране много промышленных площадок, но нет цельной документации, то соответственно и площадок, как таковых, не существует.
– Кто должен заниматься подготовкой площадки?
– Иногда этим занимается государство, иногда консультанты, иногда малые инвесторы. Если разделить процесс на стадии, то нужно потратить до 500 тыс. долларов на подготовку ТЭО и вложить до 10 млн долларов инвестиций, чтобы промплощадка стала индустриальным парком. Кроме того, чтобы туда завлечь инвестора, провести все необходимые для него процедуры, возможно, оформить лизинг на оборудование, доставить это оборудование, нужно потратить еще энное количество миллионов. Процесс ревитализации занимает много времени и предварительная подготовка существенно сокращает инвестиции оператора в индустриальные парки.
По протоптанной дорожке
– Какие особенности подготовки закрытых шахт к переоборудованию их в индустриальные парки?
– На сегодняшний день шахты управляются Министерством энергетики и угольной промышленности и числятся как здания и сооружения в составе единых имущественных комплексов, которые, в свою очередь, входят в состав государственного предприятия, где таких имущественных комплексов много. У этого госпредприятия есть долги. Кроме того, под всеми шахтами есть земля, которая либо вообще не оформлена, либо оформлена на Минэнергоугля или на местные власти. Речь о различной подчиненности тех объектов инфраструктуры, которые должны передаваться инвестору.
Согласно законодательству после закрытия шахты она подлежит разрушениюЕсть еще один нюанс – согласно законодательству после закрытия шахты она подлежит разрушению. Ее имущество передается на баланс госпредприятия «Укруглереструктуризация», которое должно «разобрать» эту площадку, уничтожить существующую на ней инфраструктуру, вернуть территорию, на которой добывался уголь, в первозданное состояние. Вроде бы неплохая идея, но нужно потрать много денег для того, чтобы разобрать инфраструктуру, стоимостью сотни миллионов долларов.
Таким образом, сейчас есть целый ряд юридических моментов, которые затрудняют процесс перевода инфраструктуры, остающейся после закрытия шахт, в дальнейшее использование, потому что у нас даже нет соответствующих процедур, позволяющих это сделать.
– Каким образом эти процессы налажены в развитых странах и какой опыт нам нужно перенять?
– Например, в США вопросы передачи имущества решаются с помощью Industrial Development Authorities. Это квазигосударственная организация, которая принимает себе на баланс объекты, которыми государство не может, не хочет или не должно управлять. В нее входят представители центральных и местных органов власти и представители бизнеса. Вместе они решают, как будут использовать это имущество. У нас же этой формы даже приблизительно не существует.
Перспектива есть
– Исходя из тех проблем, которые Вы описали, что нужно сделать, чтобы в Украине можно было начать переоборудование шахт в индустриальные парки?
– Для того, чтобы шахта стала индустриальной площадкой, которую можно превратить в индустриальный парк, нужно преодолеть серьезный путь, который заключается в трех направлениях.
Первое – нужна специальная регуляция внутри Минэнерго, которая позволит не разбирать шахты, а использовать их в качестве индустриальных площадок. При этом должно быть предопределено, кто станет балансодержателем того или иного объекта.
Второе – необходимо решить социальные вопросы горняков и их семей, проживающих на этих территориях – принять программу мероприятий и концепцию реструктуризации человеческого капитала.
Третье – местные власти вместе с местными бизнес-сообществами должны определить, как и каким образом они хотят участвовать в развитии той или иной площадки. Потому что, если начать заводить инвестора не вовлекая местных, то они начнут оказывать сопротивление, аргументируя тем, что в первую очередь в инвестирование нужно вовлекать локальный бизнес.
Если разделить процесс на стадии, то нужно потратить до 500 тыс. долларов на подготовку ТЭО и вложить до 10 млн долларов инвестиций, чтобы промплощадка стала индустриальным парком
– Сколько в Украине насчитывается готовых площадок со всей документацией?
– Таковых сейчас нет.
– А потенциальных?
– Потенциальных 12. Если же говорить о шахтах, то в этом году могут быть запущены две: одна на Волыни, вторая в Луганской области.
Например шахта на Волыни («Шахта «Нововолынская 1») остановила добычу чуть более месяца назад. У нее есть все необходимые атрибуты: порядка 30 га территории, подстанция, железнодорожная ветка, узел перегрузки, вода в неисчерпаемых количествах.
– Какие отрасли перспективно развивать на месте шахт на западной Украине и на Донбассе?
– Все зависит от региона, но есть три типа индустриальных парков, которые могут быть наложены прямо на одну шахту. Энергетический парк может стать основой и ничто не мешает на этом же месте открыть агропарк (если вокруг есть земля). Ни первый, ни второй не мешают создать логистический узел.
Вообще индустриализация предопределена качествами людей, которые находятся на тех или иных территориях. Если на Волыни есть много сельского хозяйства, есть лесные территории, там можно создавать агрокластеры. В Луганской и Донецкой областях люди привыкли к индустриальному производству, к материальным вещам, туда нужно заводить новые зеленые производства.
– В каком сейчас состоянии закрытые шахты на Западной Украине и на Донбассе? Что там можно предложить потенциальному инвестору?
– Если взять общий объем и выразить его в цифрах, то это порядка 400 тыс. кв. м производственных сооружений из которых часть (около 15-20 процентов) – это административные здания, часть склады, еще часть это теплые помещения, в которых находился персонал. Кроме того, на территории каждой шахты находится большая подстанция (32 МВт), которая может работать как на подачу энергии, так и на выдачу. Есть условная стоимость 1МВт – это 1 млн долларов. Соответственно, если рассчитывать конкретное ТЭО на объект, и рассчитывать его под энергопарк, то это минус 32 млн долларов в смете, что в общем-то немало.
Кроме того, на территории шахт есть помещения, здания, сооружения, уже готовые к использованию. Например, склад для хранения взрывчатки может быть легко использован для хранения семечек и зерновых, прочие складские помещения могут быть переоборудованы в холодные склады для овощей.
– Ведется ли сейчас процесс привлечения инвесторов и насколько активно?
– Пока нет. Мы сделали первичные пробные шаги для того, чтобы пощупать, что действительно важно инвестору. Мы нашли инвестора, у которого уже есть производство на Волыни и он хотел бы его расширить, а с использованием шахт он может увеличить его примерно в десять раз. Остальные инвесторы в общем-то готовы услышать про новые условия. Мы сейчас ведем переговоры с Министерством экономики о том, чтобы начать совместную программу по привлечению инвестора на эти площадки. Также ведутся переговоры с Минагрополитики, чтобы на тех площадках, где рядом расположены земли, можно было рассматривать создание агрокластеров. И, конечно же, для инвестора важно, чтобы были определены вопросы, связанные с защитой его денег – если этого не будет, то никто сюда не придет.
Источник: ABCnews
Автор: Анастасия Шевченко
Фото: urbankiev.com
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.