Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.331 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.691 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.331 |
EUR | 43.370 | 44.039 | 43.691 |
Команда Главного строительного портала Украины неустанно следит за важными для строительной отрасли событиями. В этот раз мы посетили первый международный инфраструктурный форум и обратилась к экспертам с просьбой прокомментировать несколько актуальных вопросов.
На вопросы Build Portal отвечает Глава Федерации работников транспорта Украины Орест Климпуш.
Build Portal: На открытии форума ,было отмечено, что нынешнее правительство стремится сделать инфраструктурную отрасль более открытой для инвесторов. Как вы оцениваете данное стремление правительства? Насколько реальна возможность привлечь инвесторов в отрасль на сегодняшний день?
Орест Климпуш: Будем откровенны, на сегодняшний день привлечь инвесторов нечем. И нынешнее правительство не изменит ничего, если громко заявит о своем намерении быть более открытым. Это всего лишь слова. Вот если они вместо того, что хотят быть более открытыми, скажут, что готовы внести изменения в налоговое законодательство, чтобы тот, кто будет инвестировать, был освобожден на три-пять лет от налогов. Что они готовы сделать для потенциального инвестора привлекательным то-то и то-то, и назвать эти привлекательные условия, которые бы инвестора заинтересовали. Вот тогда уже можно говорить о перспективах инвестирования в отрасль. Сейчас же они только делают громкие заявления. Ну так и я могу громко позаявлять. Это ничего не изменит. Поэтому пока разговоры об инвестировании в отрасль не имеют смысла.
Build Portal: Новоназначенный министр инфраструктуры заявил о том, что он является приверженцем идеи концессий. Как вы относитесь к этой идее?
Орест Климпуш: Пусть эти концессии будут там, где они уместны. Я противник транспортных концессий и считаю, что на концессию на дорогах не стоит рассчитывать. В других отраслях вполне возможно, но не на дорогах.
Build Portal: А, к примеру, железная дорога?
Орест Климпуш: Смотря что подразумевать под железной дорогой. Что можно отдать в концессию? Разве что вокзал, а железнодорожные пути и электросети нельзя.
Build Portal: В своем выступлении вы коснулись темы создания дорожного фонда. Как вы оцениваете перспективы его деятельности?
Орест Климпуш: Относительно дорожного фонда есть проект закона, который уже дважды не прошел Верховную Раду, потому что люди недостаточно понимают необходимость его принятия. Или очень хорошо понимают, но не желают менять текущей ситуации в данном вопросе. А перспективы таковы, что те, 40 млрд гривен, которые сегодня собираются выделить транспортной отрасли, необходимо взять под контроль и делить целевым методом. Это первая задача для фонда. Вторая – способствовать прочим поступлениям, которые уже реализуются за счет пошлин, и применять различные инструменты привлечения средств в отрасль. Дорожный фонд, каким я его вижу, это независимая финансовая структура, привлекающая инвестиции в отрасль, строго контролирующая поступающие инвестиции, а также определяющая первоочередность и целесообразность выделения привлеченных средств на решение возникающих в отрасли проблем. Сегодня никто не знает куда уйдут эти обещанные 40 миллиардов. В прошлом году выделяли 20 миллиардов гривен, так 19 миллиардов ушли на погашение предыдущего кредита. Я считаю, что кто-то должен следить за распределением выделяемых средств, чтобы деньги не перекладывались из одной «кубышки» в другую, а и приносили видимый результат.
Build Portal: Можете прокомментировать нашумевший проект транспортировки груза из Китая в Европу. Как вы оцениваете перспективы нового «шелкового пути»?
Орест Климпуш: Это не проект, а идея, которую обязательно надо реализовать. Во-первых, найти тех, кто может быть потенциальным клиентом. Найти на западе тех, кто хочет перевезти в Китай. Во-вторых, найти в Китае тех, кто нуждается в перевозке в Европу огромных массивов груза, массивов, которые нельзя перевезти автомобилем. После того, как клиенты будут найдены, им необходимо предоставить все преимущества транспортировки через Украину. Поэтому, на мой взгляд, для реализации этой идеи потребуется некоторое время. Но ее обязательно надо реализовать, россияне должны знать, что у нас есть возможность их обойти. Это тот проект, над которым Украине надо думать и прикладывать усилия, чтобы его реализовать.
Build Portal: В последнее время в новостях часто поднимается тема обновления подвижного состава «Укрзализныци». Что вы можете сказать по этому поводу?
Орест Климпуш: Украина выпускает замечательные вагоны, но вы слышали в новостях, что нет зерновозов? Вот пусть наши зернотрейдеры закупят зерновозы у нас. И это будет работа и для металлургов, и для промышленных машиностроителей. Это будет зарплата украинским рабочим, это будут налоги в украинский бюджет.
Build Portal: То есть, вы считаете, что обновлять подвижной состав «Укрзализныци» необходимо своими силами, не привлекая иностранных инвесторов?
Орест Климпуш: Исключительно своими силами, но с использованием привлеченных инвестиционных средств. Нужно организовать отечественное производство. Это должно быть национальным делом. Но мы не потянем это без инвестиций, без современных технологий, которые должны быть вовлечены. Примером решения подобных задач может быть Япония. Как японцы сделали? Они сначала посмотрели, какие в мире существуют прогрессивные технологии, изучили их, закупили необходимое оборудование и организовали свое производство. Так и нам надо делать.
Build Portal: У нас очень много говорят о европейских стандартах, но в транспортной отрасли они не настолько активно внедряются. Как вы считаете, сможем ли мы транспортную отрасль перевести на европейский уровень?
Орест Климпуш: Мы обязаны это сделать. Надо делать все, чтобы перейти на этот уровень. Желать стать частью Европы и ждать, что они уступят нам и позволят оставить все как есть, глупо. Поэтому надо делать так, как положено. Однозначно.
Build Portal: Прокомментируйте еще, пожалуйста, ситуацию с повышением железнодорожных тарифов. Каковы ваши прогнозы?
Орест Климпуш: С прогнозами трудно. Я считаю, что тарифы должны быть реальные, осмысленные. И надо снять с железной дороги все те нагрузки, которых не должно быть, но которые сегодня так или иначе задействуются. Следует отказаться от перекрестного финансирования: за счет грузовых перевозок финансировать пассажирские перевозки. Вплоть до того, что если надо пассажирским перевозкам предоставлять льготы, то пусть государство выделит определенное количество миллиардов на поддержку своего пассажира. Но нельзя это делать за счет «Укрзализныци». Это надо разделить. И этот тариф, который уже будет доказан, его должны понимать и те, и другие.
Build Portal: Недавно главой «Укрзализныци» назначили поляка. Как вы оцениваете роль иностранца на такой должности?
Орест Климпуш: Для меня не имеет значения иностранец человек или нет, если он профессионал в своем деле. Но я считаю, что это очень перспективное назначение, потому что привлеченный со стороны профессионал свободен от тех коррупционных связей, которыми так или иначе связан сегодня любой наш соотечественник. Ведь что такое железная дорога? По большому счету это государство в государстве, со своей историей, своим хозяйством. От этого надо отойти. И помочь что-то изменить в этом как раз и может человек со стороны. Тем более, что у пана Бальчуна есть опыт преобразования убыточной польской железной дороги в прибыльную.
Build Portal: благодарим Вас за интересную беседу!
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.