Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.253 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 43.563 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.253 |
EUR | 43.370 | 44.039 | 43.563 |
Тарифы украинских железных дорог на грузовые перевозки – сложная сфера.
Самое подходящее определение тарифов можно найти в Техническом железнодорожном словаре от 1941 года, где указано, что ж/д тариф — плата и дополнительные сборы, взыскиваемые за перевозки, а также правила исчисления и применения этих плат и сборов.
Для того, чтобы вычислить плату за перевозку груза по Сборнику тарифов, нужно, согласно Сборнику тарифов, пройти несколько кругов ада и знать такие вещи, как:
Стоит сказать, что это — очень упрощенная схема для определения стоимости перевозки.
Помимо всего, в Сборнике описаны дополнительные услуги, по которым есть свои ставки. Например, ставки сборов за подачу или уборку вагона на подъездных путях, сбор за выкатку вагонов с парома, дополнительные операции на границе и т.д.
В Укрзализныце (УЗ) основной проблемой называют коррупционные риски — попробуй разберись, сколько стоит отправить желдорогой тот или иной груз.
Важно понимать, что повышение тарифа на грузоперевозки — это повышение коэффициентов. Условно: в Сборнике тарифов вычислены базовый тариф, к которому применяются коэффициенты.
Когда УЗ объявляет о повышении, то отдельным приказом Мининфраструктуры (МИУ) устанавливает новые, повышенные коэффициенты.
Решение о повышении тарифов принимает МИУ по обращению УЗ. Помимо двух ведомств, решение о повішении тарифов согласуют Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), а также Государственная регуляторная служба (бывшая Госслужба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства).
Классы грузов
Схематично — в зависимости от класса грузов (существуют I, II, III и внеклассные грузы) тариф умножается на коэффициент, который соответствует грузу.
Есть схематическая таблица, похожая на эту, которая, в общем, показывает, какие грузы принадлежат какому классу.
Суть классификации в том, что более тяжелые, массовые и критически необходимые для народного хозяйства грузы перевозятся дешевле, а более компактные легки и не критичные – дороже.
Если ранжировать от дешевых в перевозке к дорогим, сначала идут внеклассные грузы, потому грузы, относящиеся к I-му тарифному классу, потому – ко II-му, потом – к III-му.
Отдельную стоимость перевозки имеют грузы, к которым не применяется классификация.
Иногда логику классификации понять сложно. Например, уголь обычный — груз первого класса, а уголь древесный — второго. Строительный кирпич — это груз первого класса, а кирпич огнеупорный — уже второго.
Если говорить о свежих овощах и фруктах, то это второй класс, а орехи — третий. Нефть, добытая в Украине — это второй класс, а вот бензин и дизтопливо — третий. Железобетонные конструкции — второй класс, металлические — третий и т.д.
Впечатляет количество грузов, которые может перевозить железная дорога в своих вагонах — от пчел и спичек до деревянных домов (без фундамента, хотя можно и с фундаментом, но тогда классы грузов будут разные).
Сложная, как принято в УЗ, таблица с разделением грузов по классам и соответствующие коэффициенты выглядят так:
Кроме того, есть еще коэффициенты порожнего пробега. Об этом ниже.
Классовая проблема перевозок
Такая неразбериха в классах пришла в Украину еще с СССР.
"Дело в том, что никто не хочет сесть и написать новый Сборник тарифов. В тарифном руководстве СССР, когда были плановые перевозки, наиболее массовые грузы выделили в первый (самый дешевый) класс, чуть менее популярные грузы — во второй класс, а самые непопулярные грузы были в третьем классе — самом дорогом. Есть также грузы социального назначения — внеклассные грузы. Старое разделение попросту переписалось в Сборник тарифов УЗ", — рассказал участник рынка ж/д перевозок.
Мечта "Укрзализныци" и первый шаг, который в железнодорожном ведомстве хотят осуществить — унифицировать возврат порожнего пробега
Для понимания: коэффициент пробега порожнего вагона также зависит от класса грузов (чем выше класс, тем дешевле коэффициент).
Условно, возврат порожнего вагона из-под щебня или металлической руды обойдется в два раза дешевле, чем из-под цветных металлов.
Также в планах УЗ — полностью убрать классовость грузов и сделать единый тариф для всех видов грузов.
"Это должен быть не просто единый тариф для всех. Его нужно разделить на две составляющие — инфраструктурную и локомотивную, которые на сегодня объединены. Ведь один из факторов запуска частной тяги — будущие владельцы локомотивов должны знать, во сколько обойдется перевозка грузов своим локомотивом. На сегодня подсчитать экономику нельзя", — уточняет один из участников рынка железнодорожных перевозок.
Ликвидация внеклассных грузов
Начать в УЗ планируют с внеклассных грузов — их хотят перенести в первый или второй класс.
Как рассказал на одной из встреч глава правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов, перевозка внеклассных грузов убыточна для УЗ.
"Основной вопрос, который мы первым будем поднимать, — это вопрос внеклассных грузов. Например, у нас сохраняется… негативная тенденция того, что щебневую продукцию, как самую большую часть внеклассных грузов (самый дешевый класс грузов) у нас перевозят на 500-900 км из-за дешевизны перевозки. Мы выступаем за то, чтобы внеклассные грузы были исключены как класс, мы не видим причин субсидировать неэффективные использование карьеров", - сообщил Кравцов.
Впрочем, в УЗ говорят, что не только внеклассные грузы убыточны.
"Внеклассная группа и грузы I-го тарифного класса — убыточные, грузы III-го тарифного класса — рентабельные. Например, предлагаем отнести грузы внеклассной группы, тарифы на перевозку которых являются убыточными, к грузам I -го тарифного класса. Также хотим отнести некоторые грузы I-го тарифного класса к грузам II-го тарифного класса", — пояснял ранее Кравцов.
По его словам, такая перестановка позволит увеличить объемы ремонта подвижного состава и инфраструктуры, выполнить план капитальных инвестиций в объеме 24,5 млрд грн и реструктурировать долговые обязательства компании
Порочные планы
На самом деле планы Укрзализныцы вполне логичны. Как видно из статистики перевозок по железной дороге в разрезе грузов, две самые крупные категориии грузов в Украине – железная руда и каменный уголь.
Обе эти категории грузов относятся к первому тарифному классу. А значит, тарифы на их перевозку самые низкие.
На третьем месте минеральные строительные материалы. Большую долю в объеме этой категории занимают щебень и строительный песок. Они относятся к внеклассным грузам, которые перевозятся по самым низким тарифам.
По большому счету, усовершенствовать или, скажем, написать новое тарифное руководство и унифицировать тариф, в УЗ могут за год.
Однако пока такая работа только в планах. Может быть, потому, что разобраться, что к чему и какой должен быть унифицированный тариф, сложно. Или же потому, что при одном унифицированном тарифе считать, во сколько обойдется перевозка груза, в разы проще.
Так или иначе, пока работа над ликвидацией классов грузов только на бумаге.
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.