РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 39.637 EUR: 42.299
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 39.637
EUR 40.000 41.000 42.299
USD 39.450 39.830 39.637
EUR 42.250 42.730 42.299
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

Почему УЗ хочет ликвидировать тарифные классы грузов

Одна из составляющей тарифа — коэффициент класса грузов, который Украине достался в наследие от СССР
4888 13.06.2019 в 08:26



Тарифные классы



Одна из составляющей тарифа — коэффициент класса грузов, который Украине достался в наследие от СССР. Из-за этого перевозка схожей продукции стоит по-разному, несмотря на одинаковый вес и объем. Почему для железной дороги важно ликвидировать тарифную классификацию грузов?
Почему Укрзализныця хочет ликвидировать тарифные классы грузов 01.

Тарифы украинских железных дорог на грузовые перевозки – сложная сфера.

Самое подходящее определение тарифов можно найти в Техническом железнодорожном словаре от 1941 года, где указано, что ж/д тариф — плата и дополнительные сборы, взыскиваемые за перевозки, а также правила исчисления и применения этих плат и сборов.

Для того, чтобы вычислить плату за перевозку груза по Сборнику тарифов, нужно, согласно Сборнику тарифов, пройти несколько кругов ада и знать такие вещи, как:

  • расстояние перевозки;
  • характерные особенности перевозки груза (скоропортящийся, наливной, опасный, негабаритный и т.д.);
  • какая отправка — внутренняя или международная. В этот же пункт входит ряд факторов, таких как вид отправки (повагонная, сборная вагонная, контрейлерная или контейнерная), вид вагона для использования и т.д.
  • расчетную массу вагонной отправки;
  • определить принадлежность вагона или контейнера (подвижной состав перевозчика, собственника или арендованный);
  • если груз предполагает сопровождение охраной, вычислить плату;
  • определить, к какому виду тарифного класса отнесен груз.

Стоит сказать, что это — очень упрощенная схема для определения стоимости перевозки.

Помимо всего, в Сборнике описаны дополнительные услуги, по которым есть свои ставки. Например, ставки сборов за подачу или уборку вагона на подъездных путях, сбор за выкатку вагонов с парома, дополнительные операции на границе и т.д.

В Укрзализныце (УЗ) основной проблемой называют коррупционные риски — попробуй разберись, сколько стоит отправить желдорогой тот или иной груз.

Важно понимать, что повышение тарифа на грузоперевозки — это повышение коэффициентов. Условно: в Сборнике тарифов вычислены базовый тариф, к которому применяются коэффициенты.

Когда УЗ объявляет о повышении, то отдельным приказом Мининфраструктуры (МИУ) устанавливает новые, повышенные коэффициенты.

Решение о повышении тарифов принимает МИУ по обращению УЗ. Помимо двух ведомств, решение о повішении тарифов согласуют Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), а также Государственная регуляторная служба (бывшая Госслужба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства).

Классы грузов

Схематично — в зависимости от класса грузов (существуют I, II, III и внеклассные грузы) тариф умножается на коэффициент, который соответствует грузу.

Есть схематическая таблица, похожая на эту, которая, в общем, показывает, какие грузы принадлежат какому классу.




Суть классификации в том, что более тяжелые, массовые и критически необходимые для народного хозяйства грузы перевозятся дешевле, а более компактные легки и не критичные – дороже.

Если ранжировать от дешевых в перевозке к дорогим, сначала идут внеклассные грузы, потому грузы, относящиеся к I-му тарифному классу, потому – ко II-му, потом – к III-му.

Отдельную стоимость перевозки имеют грузы, к которым не применяется классификация.

Иногда логику классификации понять сложно. Например, уголь обычный — груз первого класса, а уголь древесный — второго. Строительный кирпич — это груз первого класса, а кирпич огнеупорный — уже второго.

Если говорить о свежих овощах и фруктах, то это второй класс, а орехи — третий. Нефть, добытая в Украине — это второй класс, а вот бензин и дизтопливо — третий. Железобетонные конструкции — второй класс, металлические — третий и т.д.

Впечатляет количество грузов, которые может перевозить железная дорога в своих вагонах — от пчел и спичек до деревянных домов (без фундамента, хотя можно и с фундаментом, но тогда классы грузов будут разные).

Сложная, как принято в УЗ, таблица с разделением грузов по классам и соответствующие коэффициенты выглядят так: 


Это далеко не все коэффициенты, которые существуют в УЗ. Так, к продуктам питания, которые не классифицированы, применяется коэффициент 1,945, для энергетических газов, которые тоже вынесены отдельно, применяется коэффициент 2,599, для домашних вещей — 0,756. 



Кроме того, есть еще коэффициенты порожнего пробега. Об этом ниже.

Классовая проблема перевозок

Такая неразбериха в классах пришла в Украину еще с СССР.

"Дело в том, что никто не хочет сесть и написать новый Сборник тарифов. В тарифном руководстве СССР, когда были плановые перевозки, наиболее массовые грузы выделили в первый (самый дешевый) класс, чуть менее популярные грузы — во второй класс, а самые непопулярные грузы были в третьем классе — самом дорогом. Есть также грузы социального назначения — внеклассные грузы. Старое разделение попросту переписалось в Сборник тарифов УЗ", — рассказал участник рынка ж/д перевозок.

Мечта "Укрзализныци" и первый шаг, который в железнодорожном ведомстве хотят осуществить — унифицировать возврат порожнего пробега

Для понимания: коэффициент пробега порожнего вагона также зависит от класса грузов (чем выше класс, тем дешевле коэффициент).

Условно, возврат порожнего вагона из-под щебня или металлической руды обойдется в два раза дешевле, чем из-под цветных металлов.

Также в планах УЗ — полностью убрать классовость грузов и сделать единый тариф для всех видов грузов.

"Это должен быть не просто единый тариф для всех. Его нужно разделить на две составляющие — инфраструктурную и локомотивную, которые на сегодня объединены. Ведь один из факторов запуска частной тяги — будущие владельцы локомотивов должны знать, во сколько обойдется перевозка грузов своим локомотивом. На сегодня подсчитать экономику нельзя", — уточняет один из участников рынка железнодорожных перевозок.

Ликвидация внеклассных грузов

Начать в УЗ планируют с внеклассных грузов — их хотят перенести в первый или второй класс.

Как рассказал на одной из встреч глава правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов, перевозка внеклассных грузов убыточна для УЗ.

"Основной вопрос, который мы первым будем поднимать, — это вопрос внеклассных грузов. Например, у нас сохраняется… негативная тенденция того, что щебневую продукцию, как самую большую часть внеклассных грузов (самый дешевый класс грузов) у нас перевозят на 500-900 км из-за дешевизны перевозки. Мы выступаем за то, чтобы внеклассные грузы были исключены как класс, мы не видим причин субсидировать неэффективные использование карьеров", - сообщил Кравцов.

Впрочем, в УЗ говорят, что не только внеклассные грузы убыточны.

"Внеклассная группа и грузы I-го тарифного класса — убыточные, грузы III-го тарифного класса — рентабельные. Например, предлагаем отнести грузы внеклассной группы, тарифы на перевозку которых являются убыточными, к грузам I -го тарифного класса. Также хотим отнести некоторые грузы I-го тарифного класса к грузам II-го тарифного класса", — пояснял ранее Кравцов.

По его словам, такая перестановка позволит увеличить объемы ремонта подвижного состава и инфраструктуры, выполнить план капитальных инвестиций в объеме 24,5 млрд грн и реструктурировать долговые обязательства компании

Порочные планы

На самом деле планы Укрзализныцы вполне логичны. Как видно из статистики перевозок по железной дороге в разрезе грузов, две самые крупные категориии грузов в Украине – железная руда и каменный уголь.

Обе эти категории грузов относятся к первому тарифному классу. А значит, тарифы на их перевозку самые низкие.

На третьем месте минеральные строительные материалы. Большую долю в объеме этой категории занимают щебень и строительный песок. Они относятся к внеклассным грузам, которые перевозятся по самым низким тарифам.





По большому счету, усовершенствовать или, скажем, написать новое тарифное руководство и унифицировать тариф, в УЗ могут за год.

Однако пока такая работа только в планах. Может быть, потому, что разобраться, что к чему и какой должен быть унифицированный тариф, сложно. Или же потому, что при одном унифицированном тарифе считать, во сколько обойдется перевозка груза, в разы проще.

Так или иначе, пока работа над ликвидацией классов грузов только на бумаге.

Источник: biz
 
 
Интересные новости:
24.03.2019
10041
З 4 по 9 березня ми публікуємо ряд матеріалів щодо проблематики сучасного будівництва з бетону, його...
15.02.2019
3207
Кто должен контролировать эту сферу и нужен ли контроль вообще...
05.04.2024
5501
Відновлення зруйнованих об’єктів в Україні потребуватиме будівельних матеріалів та обладнання ...
28.03.2024
4526
За одними даними, у нас по країні близько 200 недобудов, за іншими – тільки у Києві понад 100...
14.03.2024
4436
Після завершення війни в Україні бракуватиме людей для відновлення країни. Що для розв&rsq...