РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 39.602 EUR: 42.441
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 39.602
EUR 40.000 41.000 42.441
USD 39.450 39.830 39.602
EUR 42.280 42.850 42.441
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

Ценообразования на грузовые перевозки: ждать ли перемен?

В "Укрзализныце" заговорили о переменах, которые коснутся как системы формирования, так и ставок тарифа
3137 19.09.2018 в 07:44



В Укрзализныце заговорили о переменах тарифов

Тарифы на перевозку грузов по железной дороге дают больше преимуществ тем, кто возит сырье, а не готовую продукцию. Это не меняется десятилетиями. В "Укрзализныце" заговорили о переменах, которые коснутся как системы формирования, так и ставок тарифа.

В 2017 году по украинской железной дороге перевезли 339,5 млн тонн грузов. По оценкам экспертов, более 50% грузооборота приходится именно на этот вид транспорта. После усиления контроля за перегрузом на автотранспорте около 70% перевозок зерновых грузов взяла на себя "железка". Большое количество руды и прочего сырья для металлургии также перевозится вагонами. Но тарифы на эти перевозки низки. По последним оценкам УЗ, поднять их необходимо в три раза.

Тариф тарифу рознь

Важным моментом в процессе корректировки тарифов должен стать уход от установленной классности грузов.

"Укрзализныця" предлагает своим клиентам главную дискуссию: сосредоточиться на установлении базового тарифа и индекса к нему на несколько лет вперёд", — отмечает Андрей Рязанцев, директор по экономике и финансам компании.

"Нынешняя система тарифов базируется на принципах времён Петра Столыпина и Сергея Витте, она устарела. Эти принципы формирования тарифов принималась, когда железная дорога была монополистом по перевозке грузов на суше", — поясняет Александр Кава, бывший заместитель министра инфраструктуры Украины.

Особенность системы классности груза заключается в том, что стоимость перевозки определяется не только исходя из объёма и расстояния, но и от характеристик груза. "При существующей тарифной системе перевозка сырья является более дешёвой, чем товаров с добавленной стоимостью. Сегодня стоимость перевозки 1 тонны железой руды может быть в 2,5 раза дешевле, чем 1 тонны железа", — рассказывает Ярослав Пилипчук, эксперт направления "Инфраструктура будущего" Украинского института будущего.

Сегодня грузы делятся на четыре группы. Нулевую группу составляют песок, шлак, зола и соль. К первой группе относится железная и марганцевая руды и уголь, ко второй группе — зерновые, древесина и руды цветных металлов. В третью же группу записаны металлы, нефтепродукты, химикаты, машины и оборудование. Цена по тарифам разных групп соотносится как 1:1,26:1,80:2,76.

Если не повысить

"При сохранении дефицита тяги и вагонов к 2022 году потери экономики достигнут 5–7% ВВП. Это порядка $30–40 млрд"

Поиск компромисса по системе тарификации не отменяет необходимости повышать тарифы. В "Укрзализныце" говорят, что, если этого не сделать, то через 10–15 лет из имеющихся 20 тыс. км железной дороги останется максимум 5 тыс. км. Через пять лет из 1,9 тыс. локомотивов останутся максимум 200.

Александр Кава подчёркивает: в Украине тарифы на грузовые железнодорожные перевозки существенно ниже, чем в европейских странах. "Получается, что наши компании продают продукцию по мировым ценам, а их де-факто субсидирует "Укрзализныця" за счёт искусственно заниженных тарифов, которые устанавливаются не УЗ, а правительством", — считает эксперт.

Ярослав Пилипчук рассказывает, что в предыдущие годы попытки УЗ существенно повысить тарифы не были успешными. Крупные бизнес-группы отстаивали своё право возить грузы относительно недорого. Но сейчас сценарий может быть иным, поскольку элементы железнодорожной инфраструктуры в изношенном состоянии и это может существенно затормозить развитие украинской экономики.

"Есть расчёты, что при сохранении дефицита тяги и вагонов к 2022 году потери экономики достигнут 5–7% ВВП. Это порядка $30–40 млрд", — отмечает эксперт Украинского института будущего, и добавляет, что уже сейчас прямые убытки экспортёров из-за несвоевременных поставок вагонов достигают $500 млн в год.

Дороже и эффективнее?

Проблема с нехваткой вагонов и подвижного состава существует давно. К примеру, чтобы получить желаемое количество вагонов в срок, компании идут двумя путями: или покупают свои вагоны, или дают взятки. "В 2018 году теневой тариф за подачу вагона составлял 1,5 тыс. грн/ед. Эти суммы озвучивает бизнес", — говорит Пилипчук.

Но получить вагоны — это полдела, сегодня есть дефицит локомотивов. Относительно того, исправит ли ситуацию закупка частной тяги, мнения экспертов разделились. Александр Кава уверен, что станет только хуже, поскольку перевозки — это система. Невозможно просто взять вагоны из пункта А и перевезти в пункт Б в другом конце страны. Грузовые вагоны обычно проходят несколько этапов переформирования в различные составы на сортировочных станциях. За это время с ними, как правило, работает более десятка маневровых и магистральных локомотивов. При этом Ярослав Пилипчук уверен, что единственный вариант для бизнеса застраховать свои риски — вложиться в собственные вагоны и локомотивы. Как бы то ни было, бизнес пока не решается отдать несколько миллионов долларов за электровоз.

Эксперты полагают: повышение тарифов даст больше возможностей обновить подвижной состав, но не факт, что сделает работу УЗ эффективнее. "Эффективность работы может повысить изменение операционной модели, оптимизация подходов в распределении парка, планировании деятельности. Без этих мер любые инвестиции будут иметь незначительное влияние", — уверен Павел Руденко, старший аналитик ЦТС-Консалтинг.

Если говорить об объёмах перевозок после повышения "платы за провоз", то в долгосрочной перспективе это может стимулировать развитие других видов перевозок, в частности, речных. Но в ближайшем будущем первенство в доставке грузов по Украине всё равно останется за железной дорогой.

"В краткосрочной перспективе грузоотправители попросту не успеют перестроить свою логистику и будут вынуждены возить грузы на ж/д", — резюмирует Руденко.




Хочете дізнатись більше про проблему підвищення тарифів Укрзалізницею? Читайте новини в спецтемі «Проблема Укрзалізниці. Горяча тема» на Головному будівельному порталі України >>>


Источник: Фокус

 
 
Интересные новости:
19.09.2018
3113
"Укрзализныця" рассматривает повышение тарифов на 12% на 2019 год...
11.09.2018
2740
Сейчас километраж насчитывает около 20 тыс. км железнодорожных путей...
04.09.2018
3203
Державна регуляторна служба відреагувала на наказ Мінінфраструктури про внесення змін до коефіцієнті...
06.11.2023
1898
В ФРТУ наголошують на необхідності прозорого та відкритого обговорення результатів діяльності УЗ за ...
04.09.2023
1845
Ставки плати за використання піввагонів у вересні будуть на найвищому рівні з квітня поточного року...