РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.043 EUR: 44.686
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.043
EUR 40.000 41.000 44.686
USD 40.740 41.140 41.043
EUR 44.230 44.831 44.686
Новость

Ценообразования на грузовые перевозки: ждать ли перемен?

В "Укрзализныце" заговорили о переменах, которые коснутся как системы формирования, так и ставок тарифа
3149
19 сентября 2018 г.



В Укрзализныце заговорили о переменах тарифов

Тарифы на перевозку грузов по железной дороге дают больше преимуществ тем, кто возит сырье, а не готовую продукцию. Это не меняется десятилетиями. В "Укрзализныце" заговорили о переменах, которые коснутся как системы формирования, так и ставок тарифа.

В 2017 году по украинской железной дороге перевезли 339,5 млн тонн грузов. По оценкам экспертов, более 50% грузооборота приходится именно на этот вид транспорта. После усиления контроля за перегрузом на автотранспорте около 70% перевозок зерновых грузов взяла на себя "железка". Большое количество руды и прочего сырья для металлургии также перевозится вагонами. Но тарифы на эти перевозки низки. По последним оценкам УЗ, поднять их необходимо в три раза.

Тариф тарифу рознь

Важным моментом в процессе корректировки тарифов должен стать уход от установленной классности грузов.

"Укрзализныця" предлагает своим клиентам главную дискуссию: сосредоточиться на установлении базового тарифа и индекса к нему на несколько лет вперёд", — отмечает Андрей Рязанцев, директор по экономике и финансам компании.

"Нынешняя система тарифов базируется на принципах времён Петра Столыпина и Сергея Витте, она устарела. Эти принципы формирования тарифов принималась, когда железная дорога была монополистом по перевозке грузов на суше", — поясняет Александр Кава, бывший заместитель министра инфраструктуры Украины.

Особенность системы классности груза заключается в том, что стоимость перевозки определяется не только исходя из объёма и расстояния, но и от характеристик груза. "При существующей тарифной системе перевозка сырья является более дешёвой, чем товаров с добавленной стоимостью. Сегодня стоимость перевозки 1 тонны железой руды может быть в 2,5 раза дешевле, чем 1 тонны железа", — рассказывает Ярослав Пилипчук, эксперт направления "Инфраструктура будущего" Украинского института будущего.

Сегодня грузы делятся на четыре группы. Нулевую группу составляют песок, шлак, зола и соль. К первой группе относится железная и марганцевая руды и уголь, ко второй группе — зерновые, древесина и руды цветных металлов. В третью же группу записаны металлы, нефтепродукты, химикаты, машины и оборудование. Цена по тарифам разных групп соотносится как 1:1,26:1,80:2,76.

Если не повысить

"При сохранении дефицита тяги и вагонов к 2022 году потери экономики достигнут 5–7% ВВП. Это порядка $30–40 млрд"

Поиск компромисса по системе тарификации не отменяет необходимости повышать тарифы. В "Укрзализныце" говорят, что, если этого не сделать, то через 10–15 лет из имеющихся 20 тыс. км железной дороги останется максимум 5 тыс. км. Через пять лет из 1,9 тыс. локомотивов останутся максимум 200.

Александр Кава подчёркивает: в Украине тарифы на грузовые железнодорожные перевозки существенно ниже, чем в европейских странах. "Получается, что наши компании продают продукцию по мировым ценам, а их де-факто субсидирует "Укрзализныця" за счёт искусственно заниженных тарифов, которые устанавливаются не УЗ, а правительством", — считает эксперт.

Ярослав Пилипчук рассказывает, что в предыдущие годы попытки УЗ существенно повысить тарифы не были успешными. Крупные бизнес-группы отстаивали своё право возить грузы относительно недорого. Но сейчас сценарий может быть иным, поскольку элементы железнодорожной инфраструктуры в изношенном состоянии и это может существенно затормозить развитие украинской экономики.

"Есть расчёты, что при сохранении дефицита тяги и вагонов к 2022 году потери экономики достигнут 5–7% ВВП. Это порядка $30–40 млрд", — отмечает эксперт Украинского института будущего, и добавляет, что уже сейчас прямые убытки экспортёров из-за несвоевременных поставок вагонов достигают $500 млн в год.

Дороже и эффективнее?

Проблема с нехваткой вагонов и подвижного состава существует давно. К примеру, чтобы получить желаемое количество вагонов в срок, компании идут двумя путями: или покупают свои вагоны, или дают взятки. "В 2018 году теневой тариф за подачу вагона составлял 1,5 тыс. грн/ед. Эти суммы озвучивает бизнес", — говорит Пилипчук.

Но получить вагоны — это полдела, сегодня есть дефицит локомотивов. Относительно того, исправит ли ситуацию закупка частной тяги, мнения экспертов разделились. Александр Кава уверен, что станет только хуже, поскольку перевозки — это система. Невозможно просто взять вагоны из пункта А и перевезти в пункт Б в другом конце страны. Грузовые вагоны обычно проходят несколько этапов переформирования в различные составы на сортировочных станциях. За это время с ними, как правило, работает более десятка маневровых и магистральных локомотивов. При этом Ярослав Пилипчук уверен, что единственный вариант для бизнеса застраховать свои риски — вложиться в собственные вагоны и локомотивы. Как бы то ни было, бизнес пока не решается отдать несколько миллионов долларов за электровоз.

Эксперты полагают: повышение тарифов даст больше возможностей обновить подвижной состав, но не факт, что сделает работу УЗ эффективнее. "Эффективность работы может повысить изменение операционной модели, оптимизация подходов в распределении парка, планировании деятельности. Без этих мер любые инвестиции будут иметь незначительное влияние", — уверен Павел Руденко, старший аналитик ЦТС-Консалтинг.

Если говорить об объёмах перевозок после повышения "платы за провоз", то в долгосрочной перспективе это может стимулировать развитие других видов перевозок, в частности, речных. Но в ближайшем будущем первенство в доставке грузов по Украине всё равно останется за железной дорогой.

"В краткосрочной перспективе грузоотправители попросту не успеют перестроить свою логистику и будут вынуждены возить грузы на ж/д", — резюмирует Руденко.




Хочете дізнатись більше про проблему підвищення тарифів Укрзалізницею? Читайте новини в спецтемі «Проблема Укрзалізниці. Горяча тема» на Головному будівельному порталі України >>>


Источник: Фокус

19 сентября 2018 г.
3128
"Укрзализныця" рассматривает повышение тарифов на 12% на 2019 год...
11 сентября 2018 г.
2756
Сейчас километраж насчитывает около 20 тыс. км железнодорожных путей...
04 сентября 2018 г.
3223
Державна регуляторна служба відреагувала на наказ Мінінфраструктури про внесення змін до коефіцієнті...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
12 июля 2024 г.
3094
З появою ЄДЕССБ усі процеси відбуваються в онлайн-форматі, кожен крок  фіксується, а будь-які с...
11 июля 2024 г.
3620
Дефіцит робочої сили, який оцінюють у 20-50%, впливає на всі процеси будівництва. Як він загрожує ри...
10 июля 2024 г.
3994
З житлового фонду соціального призначення можна буде орендувати житло у кількох форматах...
Сегодня
4667
Новий міст спроєктований не як інфраструктурний об’єкт, а як новий громадський простір...
11 июля 2024 г.
9707
Новий простір діє одночасно як міський парк і меморіал...
11 июля 2024 г.
1122
Вітчизняний виробник будматеріалів SWEETONDALE вивів на ринок екструдований пінополістирол XPS ...
12 июля 2024 г.
1291
23 липня 2024 року відбудеться ексклюзивна панель КБУ на тему «АНАЛІТИКА УКРАЇНСЬКОГО РИНКУ НЕ...
11 июля 2024 г.
1082
31 липня у КВЦ «Парковий» в Києві пройде Конгрес - INVEST IN UKRAINE, в рамках якого від...
28 июня 2024 г.
1623
Захід стане майданчиком для конструктивного діалогу, висловлювання та обговорення різноманітних думо...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
158
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3476
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!