РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.585 EUR: 48.638
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.585
EUR 40.000 41.000 48.638
USD 41.330 41.831 41.585
EUR 48.300 49.000 48.638
Новость

Инклюзивность как норма: эксперт об инклюзивности в ДБН по благоустройству

Чем продиктована необходимость внесения инклюзивных дополнений к ДБН по благоустройству, какие ключевые правки уже внесены и кто обязан обеспечить их имплементацию - об этом разговор с одним из авторов ДБН
4006
29 октября 2019 г.



Все положения ДБН, включая объекты благоустройства, должны применяться при всех возможных вмешательствах в городскую среду

Введя в действие новые государственные нормы, касающиеся создания безбарьерной среды (ДБН В. 2.2-40:2018 «Будинки і споруди. Інклюзивність будівель і споруд. Основні положення»), в которых появилось около 100 ранее отсутствующих правил, направленных на повышение безопасности и комфорта людей, Министерство регионального развития практически сразу начало разработку изменений и дополнений к правилам благоустройства. И тоже - с фокусом на инклюзивность.

Первое открытое обсуждение поправок и дополнений к ДБН Б. 2.2-5:2011 «Благоустрій територій» состоялось в июле, второе - в августе. Чем продиктована необходимость внесения инклюзивных дополнений к правилам благоустройства, какие ключевые правки уже внесены и кто обязан обеспечить их имплементацию - об этом PRAGMATIKA.MEDIA рассказал заведующий отделом благоустройства и управления отходами Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства Игорь Сатин, который возглавляет команду специалистов, работающих над редакцией норм.

- Некоторые изменения в ДБН о благоустройстве дублируют или дополняют нормы ДБН «Инклюзивность зданий и сооружений», которые действуют с 1 апреля этого года. В чем причина такого перекрестного нормирования?

- У нас появился новый ДБН об инклюзивности и существуют ДБН, которые напрямую связаны с городской средой, затрагивающие процесс перемещения по городу, - с переходами через дороги, прогулками в парках и так далее. И в чем то новый и старые ДБН противоречат друг другу. Нельзя просто сказать: «А вот тут и тут используйте нормы инклюзивности». Надо вносить изменения и дополнения в существующие подзаконные акты. Кстати, кроме новых требований к паркам и скверам мы добавили требования к инклюзивности пляжей. Чтобы обеспечить доступ людям с инвалидностью к воде, чтобы они имели возможность въехать в воду по специальным пандусам, да и просто передвигаться на коляске по пляжу. Возле лавочек в парках теперь мы предусмотрели карманы для кресла-коляски. Прописали, чтобы минимум 50 % скамеек имели спинки. И поручни, которые помогут сесть и подняться. В целом мы учли большинство из пожеланий, которые получили от людей с ограниченной мобильностью, от активистов, волонтеров. Постарались сделать ДБН о благоустройстве максимально инклюзивными.

- Внедрение инклюзивных дополнений обычно если реализуют, то лишь при строительстве новых объектов. Заказчики отказывались выполнять требования инклюзивности, если шла речь о реконструкции или ремонте. Но вроде бы приняты изменения, которые обязывают предусматривать инклюзивные решения и в случае ремонтов? Так ли это?

- Действительно, в самом Законе о благоустройстве, подзаконным актом которого являются, собственно, ДБН, было обозначено, что такое «объект благоустройства», а в другом законе есть определение «объект строительства». И были манипуляции, мол, непонятно: дерево, лавочка, МАФ, тротуар - что же это конкретно? Поэтому мы конкретно прописали, что все положения ДБН, включая объекты благоустройства, должны применяться как при новом строительстве, так и при реконструкции, при капитальном ремонте, реставрации и техническом переоснащении, то есть при всех возможных вмешательствах в городскую среду. Они обязательны.

- Что касается имплементации новых ДБН - кто сегодня должен следить за их исполнением? Ну, кроме проектировщиков, которые обязаны предусматривать это в проектной документации. Как сделать, чтобы все улучшения не оставались только на чертежах?

- Вот этот вопрос очень сложный. Со своей стороны, мы старались прописать максимально широкий круг тех, кто обязан эти нормы применять. Есть понятие авторского надзора - то есть проектировщик заинтересован следить, чтобы его проект выполнялся в точности. Есть процедура принятия объекта в эксплуатацию, и этот момент можно и нужно контролировать. Но я считаю, что Минрегиону нужен курс на ужесточение контроля. Мы как специалисты, работающие над нормами, стараемся выявить и закрыть лакуны, позволяющие уклониться от выполнения. Но физический контроль за исполнением - уже не наша функция.

- Как выстраивать приоритеты в благоустройстве объектов? Очевидно, что в бюджетах нет средств на то, чтобы модернизировать сразу все. Существует что то вроде установки - «сначала мы приводим в порядок вокзалы, затем среду вокруг госучреждений, а потом парки»?

- Сразу можно выделить два момента. Если строится новый объект или комплекс объектов, к примеру, новый торговый центр или жилой дом, то в этом случае очевидно, что придется придерживаться новых норм. Когда речь идет о вмешательстве в уже существующую застройку, то здесь сложнее - необходимо или ждать момента капремонта, или реконструкции, или отдельно искать средства на то, чтобы построить, к примеру, пандус. И не просто построить, а сделать еще так, чтобы к нему была возможность безбарьерного подъезда. Сложность еще и в том, что объект - тот же вокзал - это зона ответственности одного балансодержателя, а дороги - уже другого. Это требует комплексных решений. Но я вижу позитив в том, что политика министерства теперь стала человекоцентричной. Ведь в первую очередь государственные строительные нормы ориентированы на комфорт и безопасность людей - и теперь на это обратили внимание. Инклюзивность и доступность стали одним из приоритетов. Дело за исполнителями, за органами местного самоуправления, за балансодержателями.

- Сколько лет уже этой политике, когда именно были пересмотрены приоритеты? И что стало катализатором?

- Этой тенденции уже два с половиной года. Теперь уже экс-замминистра Лев Парцхаладзе ориентирован на то, чтобы слушать людей. И к нам поступало очень много обращений. В том числе даже люди с ограниченными возможностями приезжали из другой области. К тому же есть понимание, что мы, к сожалению, воюющая страна. У нас появилось очень много молодых ветеранов-инвалидов. Если мы не хотим, чтобы они чувствовали себя отрезанными от общества, то обязаны трансформировать наши города.

- Даже обновленные ДБН вряд ли устроят всех. Наверняка вы услышите много критических замечаний о несовершенстве документа. А когда планируете обновить или переработать его следующий раз?

- Нормы должны обновляться каждые пять лет. Мир стремительно развивается, появляются новые технологии, новые подходы. Поэтому нам каждые пять лет будет что добавить, что убрать за ненадобностью. Или, получив обратную связь, что то подкорректировать.

Интервью брала Ирина Исаченко

Рубрика:
Читайте все статьи рубрики
Общестроительные новости
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
29 октября 2019 г.
1999
У 2020 році у Києві планують почати будівництво комплексу з переробки опалого листя, скошеної трави ...
29 октября 2019 г.
2105
Прем’єр-міністр Олексій Гончарук заявив, що Уряд планує залучити більше 611 млн грн на реконст...
28 октября 2019 г.
2098
Архитектор Жан Нувель подал иск против Парижской филармонии в связи со штрафом, который ему предъяви...
16 июня 2025 г.
2766
«Київміськбуд» планує реструктурувати боргові зобов’язання...
16 июня 2025 г.
2549
Партнери підтвердили подальшу підтримку України у впровадженні ключових реформ та надали оцінку прог...
26 мая 2025 г.
3005
Фонд вкладатиме кошти, внесені США та Україною, у проєкти з видобутку природних ресурсів, нафту та г...
Сегодня
6964
Корпус судна оздоблений металізованим монограмним візерунком Louis Vuitton, а з носа «корабля&...
25 июня 2025 г.
8783
Було реконструйовано мозаїки з понад 85 тисяч фрагментів плитки Nolla, вазони ручної роботи, перголи...
24 июня 2025 г.
4466
Проєкт показує, як можна використовувати залишки будматеріалів у просторі для міста. Він став т...
19 июня 2025 г.
2851
18-19 червня 2025 року у м.Києві відбудеться виставка-форум у сфері інноваційних рішень для теплової...
17 июня 2025 г.
452
Запрошуємо на Business Day КБУ, який відбудеться вже завтра - 18 червня 2025 року. Другий блок буде ...
17 июня 2025 г.
3065
Під час заходу будівельна спільнота та представники влади разом з міжнародними партнерами об'єднають...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Юрій Обух, директор Рууккі Україна розповів про незмінний курс компанії до інновацій і без...
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!