Почему провалилась инициатива по отмене паевого взноса

1182 2017-03-22 07:18:00


В конце прошлой недели парламентарии наотрез отказались отменять паевое участие застройщиков в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта – в первом чтении за соответствующий законопроект под № 3610 проголосовали 138 народных депутатов при 226 минимально необходимых. Депутаты также не захотели отправлять законопроект на повторное первое чтение либо на доработку.

Таким образом, всем тем, кто рассчитывал на то, что паевое участие вот-вот будет отменено, придется снова ждать. По крайней мере, до того времени пока будет разработан новый законопроект, учитывающий все те нюансы, которые по словам противников законопроекта, не были учтены, пишет СтройОбзор.

Тому, что законопроект № 3610 не был поддержан депутатами Верховной Рады, очень радовался депутат от фракции «Батьківщина» Вадим Ивченко. Об этом он написал сразу же после голосования на своей странице в Facebook.

«Законопроектом «О регулировании градостроительной деятельности» (относительно отмены долевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта) № 3610, отменяющим долевое участие, облегчается жизнь исключительно застройщикам. Его принятие также значительно уменьшит поступления в местные бюджеты. Только недавно местные бюджеты начали немного наполняться... Очень рад, что депутаты его не поддержали…», – написал нардеп.

Кстати, согласно данным минрегиона, исходя из объема построенной жилой и коммерческой недвижимости в 2016 году в местные бюджеты должно было поступить около 3 млрд грн паевого взноса на развитие инфраструктуры, но фактически поступления составили 1,35 млрд грн.

Таким образом, можно предположить, что коррупционная составляющая в паевом участие, о которой так много говорили те, кто выступал за его отмену, действительно имеет место.

Не отрицают этого и сами застройщики.

«При определенном подходе чиновники нередко закрывали глаза на то, что уплата взноса фактически не проводилась», – сообщил руководитель отдела продаж ЖК Park Stone Дмитрий Шостя.

Тем временем, сами представители местных властей всячески отстаивали паи.

Так, еще накануне голосования законопроекта первый заместитель председателя КГГА Геннадий Плис заявил, что существование паевого участия ближайшие два-три года просто необходимо.

«Мы сегодня не можем себе позволить за счет бюджета даже отремонтировать имеющиеся тепловые сети к дому, где живет около трех тысяч человек. Именно поэтому долевое участие сегодня еще необходимо», – подчеркнул он.

В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Верховной Рады Украины Дмитрий Андриевский считает, что эти потери могли иметь свою компенсационную составляющую.

«Наполняемость местных бюджетов значительно выросла благодаря проведенной децентрализации и потеря средств от долевого участия не могла быть для них критичной», – добавил Андриевский.

По мнению же Вадима Ивченко, дополнительные средства от паевого участия местным громадам и при таких раскладах очень нужны. «Давайте дадим громадам отстроиться... Давайте думать о развитии. И только после того, как громады отстроят себе дороги, улучшат инфраструктуру, только тогда будем возвращаться к таким вещам», – написал он в соцсети.  

О том, что решение отменить паевые взносы могло быть преждевременным, говорят и в ХК «Киевгорстрой», хоть и не отрицают, что паевое участие – это огромная финансовая нагрузка на застройщика и покупателя жилья.

«Отменить паевое участие при текущих условиях как таковое нельзя: город должен иметь возможность финансировать строительство инженерных сетей и коммуникаций. Во всем мире как происходит: застройщик получает земельный участок с уже подведенными коммуникациями, но у нас в городских бюджетах часто-густо нет денег на такие работы. Поэтому застройщики строят инженерные сети, затем передают их городу в счет паевого участия», – рассказали в Киевгорстрое.

В строительной компании также говорят, что отмена паевого взноса могла создать ситуацию, в которой застройщик за свой счет строил бы инженерные сети, а затраты ему никто бы не компенсировал.

С другой стороны, в пресс-службе Киевгорстроя видят и позитивные стороны, которые могла принести с собой отмена паевого участия.

«Отмена уплаты паевого взноса застройщикам могла отразиться на стоимости квартир – цена могла уменьшиться, – отметили в строительной компании, но тут же добавили ложку дегтя. – Но только для тех инвесторов, которые приобрели бы недвижимость, строящуюся в центре города, или на участке с уже построенными инженерными сетями. В других случаях предложенная в сегодняшнем виде реформа могла даже привести к увеличению стоимости квадратного метра на окраинах, если необходимо было бы строить сети». 

В Киевгорстрое также говорят, что пока нет реально работающей схемы, которая сможет заменить внесение пая в местные бюджеты, дабы иметь возможность строить и развивать инженерно-транспортную и социальную инфраструктуры. 

Напомним, с ноября 2016 года процент паевого взноса снижен до 2 % от сметной стоимости для всех видов недвижимости (раньше было 4 % для жилой недвижимости и 10 % для коммерческой). Проще стал и механизм его начисления, что, по мнению аналитиков отрасли, позволяет минимизировать коррупционные риски. 

Тем временем, принятие законопроекта № 3610, по оценке замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Льва Парцхаладзе могло бы существенно улучшить позиции Украины в общем рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business, позволив нам подняться со 140-й позиции на 20-ю по строительному показателю и с 80-го места на 70-ое в общем рейтинге.

Стоит отметить, что аналогичной украинской практики в виде паевого взноса нет ни в одной из европейских стран.

Источник: stroyobzor.ua

Интересные новости:
22.03.2017
1078
Арендаторов в Киеве стало больше, они стали разнообразней, привнеся на рынок неожиданные тенден...
15.03.2017
1883
Поскольку доходы у населения не растут, а государство не предлагает строительные программы – б...
13.03.2017
787
Почти половина украинских дорог рискуют стать непроездными в ближайшие два года...
16.11.2017
1923
Уже через полтора месяца в стране отменят обязательную сертификацию...
18.10.2017
625
Работы в одесском порту начали ещё в апреле...
17.10.2017
691
Кодекс должен контролировать всю градостроительную отрасль...