РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 38.800 EUR: 42.245
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 38.800
EUR 40.000 41.000 42.245
USD 38.750 39.050 38.800
EUR 42.200 42.649 42.245
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

"Должны принять их на ментальном уровне": известный архитектор о том, почему постмодернизм ассоциируют с "совком"

Слава Балбек рассказал, чем ему так нравится постмодернизм в архитектуре
5325 12.06.2019 в 08:38




Столичный постмодернизм

Интервью с архитектором Славой Балбеком. Почему модернизм в Киеве это "совок", а в Берлине образец архитектуры, причем здесь хрущевки и как их спасти
Столичные здания советского модернизма, восхищающие именитых европейских архитекторов, недооценены киевлянами. Они ветшают, теряя культурную ценность. Как появился и развивался модернизм, причем здесь хрущевки, чем они отличаются от зарубежных аналогов и какое будущее их ждет?

Об этом рассказалс популярный украинский архитектор, участником движения #SAVEKYIVMODERNISM, которое борется за сохранение модернистских зданий столицы, автором альтернативного проекта реставрации "Летающей тарелки" Славой Балбеком.

- Откуда ваш интерес к советскому модернизму?

- Это профессиональная история. Я учился на архитектуре эпохи модернизма. Она же - тема моих учебных проектов. Модернизм – это переходный период в мировой архитектуре, с 20-30-х по 70-е [годы ХХ века] художники по всему миру отказывались от декора, лепнины, балюстрады в пользу красивой лаконичной масштабной архитектуры. Течение модернизма до нас дошло в начале 60-х и задержалось вплоть до 90-х. Новое мышление тогда пришло на смену сталинскому неоклассицизму. Нам как студентам нравился такой минимализм – это было что-то новое.

- Интерес к модернизму был во многом киевоцентричнен?

- Да, авторские здания в стиле модернизма строились преимущественно в Киеве. Это было модно, и у столицы было некое преимущество в этом смысле. Тем не менее, в Киеве этот стиль остался незавершенным. Ни один проект не был реализован в том виде, в котором изначально задумывался автором. Идеи архитекторов рано или поздно разбивались об политику. Например, Флориан Юрьев сначала проектировал "Тарелку" как светомузыкальный театр с акустическим залом.

- Каким в итоге стал советский модернизм в Украине. Это необычные авторские здания или сотни безликих микрорайонов по всей стране?

- Для меня это авторские здания, наследие, замороженное в нашей истории. Для большинства украинцев – совок. Равно как и хрущевки, которые возводились в то же время, или сталинки, здания конструктивизма, потому что все они продукты Советского Союза.

- Отношение к советскому модернизму прохладное, потому что с ним связывают угрюмые хрущевки. Но в том же Берлине хрущевки – это образец архитектуры. Что особенного в наших домах?

- Советские хрущевки – это функционализм, в них все заточено под функцию. В 60-80-х нужно было поселить столько-то людей на такой-то площади при такой-то этажности. Никаких лишних форм, декора, ни один сантиметр не потратили зря. Дома строились по стандартам полезности - из расчета площади на одну семью. Хрущевка - как оружие в котором нет ничего лишнего.

Функционал может быть некрасивым, но на 100% полезным. Нельзя сказать, что хрущевки уродские. Уродскими их сделали, когда застеклили балконы, налепили кондиционеры. В том же Берлине они выглядят отлично. Разница не в том, как строились, а в том, как сохранялись.

- Как приблизить хрущевки к берлинскому образцу?

- Практически невозможно, уж слишком негативная репутация у них сложилась в Украине. Сколько бы мы не говорили, что это круто - никто не поверит. Большинство предложит разломать и построить новое красивое здание. Хрущевки – потерянная история. Авторские здания советского модернизма еще можно спасти. Save Kyiv Modernism - инициативная группа архитекторов, дизайнеров и активистов - создала реестр киевских памятников модернизма, с него вошли около 70 уникальных объектов по всей Украине, начиная с Летающей тарелки, Салюта, Крематория.

- Расскажите об объединении Save Kyiv Modernism? Сколько людей состоят в движении?

Идея создать группу по защите зданий модернизма возникла у киевских архитекторов после лекции Флориана Юрьева (автор "Летающей тарелки" возле станции метро Лыбедская, борется за сохранение ее первозданного вида после реконструкции. - Ред.). Ребята сначала консолидировались в Facebook, мы к ним примкнули позже. Сейчас в группе в соцсети порядка 2000 человек, они коммуницируют между собой. Но активное ядро - только 5-6 человек.

- Что уже успели сделать?

Один из первых акций – защита декоративных элементов фасада здания Министерства социальной политики на Эспланадной. К сожалению, протесты не подействовали, не было явной силовой группы, и в итоге декоративные перегородки демонтировали. Недавно издательство "Основы" выпустило книгу Soviet Modernism. Brutalism. Post-Modernism о послевоенном модернизме. Над ней работали ребята из Save Kyiv Modernism, архитекторы Алексей Быков и Женя Губкина. В прошлом году участники проекта создали короткометражный фильм о "летающей тарелке" (фильм Алексея Радинского рассказывает о борьбе Юрьева со столичными застройщиками. - Ред.). Мы (balbek bureau. - Ред.), со своей стороны, помогли разработать проект по реконструкции "тарелки".

- Какая вероятность, что проект возьмут в работу? Арендатор "тарелки" девелопер Вагиф Алиев пока оставляет его без внимания.

Вероятность высока. Информация о проекте разлетелась, общественность оценила, следовательно, рано или поздно должна поступить какая-то реакция и со стороны Вагифа Алиева. Но этого мало. Нужно, чтобы люди, которые принимают решения, у которых есть деньги, захотели этот проект. Мы как архитекторы – выполнили свою профессиональную задачу.

Он разрабатывался на протяжении полугода по наставлениям Флориана Юрьева. Как сложится дальнейшая история - неизвестно. Найдется ли спонсор, который вложит в реставрацию (стоимость проекта оценивается в 836 000 долл. - Ред.), будет ли он опираться на наш проект, позовет ли нас в дальнейшую разработку - не знаем. Знаем, что мы точно готовы и дальше участвовать в разработке проекта, если у инвестора будут новые идеи, подсказывать. Наша цель - не заработать, а добиться реставрации.

И "Тарелка" - не единственное уникальное архитектурное здание, которому сейчас требуется профессиональное вмешательство.

- Планируете разрабатывать другие проекты для зданий советского модернизма?

- Пока нет, не хотели бы распылять внимание. Если так произойдет, что проект запустят в работу, мы должны бросать все силы на его реализацию.

- Как сделать здания советского модернизма частью современной культуры?

Должны принять их на ментальном уровне. Уникальные объекты модернизма большинство воспринимает не иначе, как совок. Люди готовы их снести и вместо него возвести современное здание со светодиодной рекламой. Восстанавливать всегда сложнее, чем перестраивать. Это требует больше инвестиций. Восстановление - меценатский проект, он тебе не вернет вложенных денег. Найти человека, который бы инвестировал в неприбыльные проекты, – сложная задача.

"Тарелка" в этом смысле – уникальный проект. Мы делали анализ по концертным площадкам, по свободной планировке - это многофункциональный объект, коммерчески прибыльный. Таких помещений в Украине единицы.

Источник: biz
 
 
Интересные новости:
13.05.2019
4608
Владимир Омелян рассказал журналистам, что ждет от нового Президента, какими будут дороги и где нужн...
15.02.2019
3660
Подходы к развитию пространства должны трансформироваться, считает почетный президент KAN Developmen...
29.10.2018
4533
Як буде працювати майбутній сміттєпереробний завод...
26.06.2023
70
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
11.03.2024
2643
Микита Гайдамаха, керівник проєкту Temsa, компанія “АВТО-РЕГІОН” розповів про важливість...
05.10.2023
5165
В листопаді на території Ірпінської громади відкриється Центр соціалізації для ВПО з комфортними сма...