Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.630 | 45.230 | 44.968 |
21 марта Кабинет министров утвердил государственную целевую экономическую программу развития автомобильных дорог общего пользования государственного значения на 2018-2022 годы. За пять лет из разных источников на дороги планируется направить около 300 млрд грн. Уже в этом году направят как минимум 50 млрд грн – рекордную сумму за все годы независимости. В МИУ убеждены: через пять-семь лет в Украине значительно улучшится качество дорог.
Откуда деньги? Большую часть денег по госпрограмме дороги получат из Государственного дорожного фонда (ГДФ), который начал работать с 1 января 2018 года. Планируется, что в этом году в него поступит 50 % от оплаты акцизного сбора на топливо, платы за проезд по дорогам крупногабаритных авто, параметры которых превышают нормы, акцизный налог с ввезенного в Украину транспорта. В следующем году этот показатель вырастет до 75 %, а с 2020 года – до 100 %.
По подсчетам «Укравтодора», в этом году в бюджет ГДФ поступит около 32-33 млрд грн, в 2019-м – 51 млрд грн, в 2020 году – 69,8 млрд грн. Также отдельно в этом году государство профинансирует несколько проектов в дорожной сфере на сумму 11,4 млрд грн.
Продолжат и так называемый таможенный эксперимент: с 2015 года сверхнормативные поступления таможни ГФС направляют на строительство и ремонт дорог в своем регионе. В прошлом году такой эксперимент принес дорогам более 12,3 млрд грн. Ожидается, что в этом году таможенные сборы дадут дорогам дополнительные 6-7 млрд грн.
Как потратят? На дороги государственного значения пойдет 60 % бюджета ГДФ, на дороги местного значения 35 %, еще 5 % направят на обеспечение безопасности на дорогах. То есть в этом году дороги государственного значения из фонда получат почти 20 млрд грн, 11,5 млрд грн достанутся дорогам местного значения, еще 1,6 млрд направят на обеспечение безопасности на дорогах.
Но есть нюанс: в законе, которым инициировали создание Дорожного фонда, предусмотрены выплаты по кредитам, которые ранее брал «Укравтодор». В этом году по внешним долговым обязательствам «Укравтодору» нужно отдать около 6 млрд грн. Общий же кредитный портфель госагентства составляет около 40 млрд грн.
Что отремонтируют? В «Укравтодоре» делают акцент на так называемый маршрутный принцип ремонта дорог. «Смысл маршрутного принципа в том, чтобы не ремонтировать участки разных дорог. А брать в работу участки одной дороги. В первую очередь ремонтировать будут дороги, которые являются частью международных транспортных коридоров – на них наиболее интенсивное движение», – говорит Артем Безуглый, и. о. директора ГП «Государственный дорожный НИИ им. Н. П. Шульгина». Такой подход, по его словам, позволит уже через пять лет связать качественными дорогами почти все областные центры Украины. Примерами таких работ в этом году станут GoHighway (цель проекта – объединить порты Балтийского моря с портами Одессы, Херсона и Николаева), трасса М-03 Киев – Харьков – Довжанский и пр.
Всего в этом году в «Укравтодоре» планируют отремонтировать 23 объекта. Среди них Тернополь – Хмельницкий – Винница – Умань трассы М-12, участок Белая Церковь – Умань – Одесса трассы М-05, Обухов – Знаменка трассы Н-01, участок Запорожье – Мариуполь (Н-08) и т. д. По протяженности это примерно столько же, сколько отремонтировали за два предыдущих года. «В 2016 году мы отремонтировали около
Что это значит? Дорожное строительство снова становится привлекательным бизнесом. «В связи с увеличением финансирования рынок дорожного строительства будет расти. Есть перспективы», – говорят в «Укравтодоре». И это как минимум хороший сигнал для европейских компаний, которым собственный рынок уже давно мал.
Точечные примеры уже есть. Например, в Украине строит ОАО «Дорожно-строительный трест №
В феврале этого года о выходе на наш рынок заявила польская Mirbud S.A. «Мы видим здесь очень большой потенциал для нашей деятельности в сфере инженерно-дорожного строительства», – комментировал выход на украинский рынок президент и мажоритарный акционер Mirbud SA Ежи Миргос.
Интересовалась украинским рынком израильская дорожно-строительная компания Shapir Group. Несколько лет назад на украинский рынок вернулась турецкая компания Onur. Турки уже успели хорошо освоиться на нашем рынке: с 2016 года, по данным аналитической системы YouControl, они выиграли государственные тендеры на сумму 6 млрд грн.
Может вернуться в Украину австрийский концерн Strabag. В 2000-х австрийцы уже пытались вести здесь бизнес, но в дорожную отрасль попасть так и не сумели – занимались строительством недвижимости. «Приход ведущих иностранных дорожно-строительных компаний в Украину означает высокое качество, новые технологии и нулевую толерантность к коррупции и злоупотреблениям», – считает Владимир Омелян.
Топ-5 победителей тендеров по ремонту дорог в 2017 году
По данным официального портала обнародования информации о публичных закупках Украины Prozorro
Какой рынок? Пару лет после кризиса 2014 года большую часть ремонтных работ выполняли структурные подразделения «Укравтодора»: в 2015 году на них приходилось до 80 % рынка в денежном выражении. Тогда государство задолжало подрядчикам, и частный бизнес потерял интерес к ремонту. Так, по итогам первого полугодия 2015 года дорожники выполнили работы на сумму 1,2 млн грн, но государство оплатило только 70 % от этой суммы.
Ситуация начала меняться с 2016-го, когда объемы выплат по долговым обязательствам «Укравтодора» снизились. Например, в 2015 году бюджет «Укравтодора» составлял 24 млрд грн, из которых более 17,5 млрд ушло кредиторам. В 2016 году «Укравтодор» получил около 10 млрд грн, а в 2017-м уже 20 млрд грн, но на погашение кредитов ушло уже около 60 % общего бюджета госагенства в 2016 году и менее 40 % в 2017-м. В этом году на расчеты с кредиторами «Укравтодор» потратит менее 15 % от той суммы, которую получат дороги.
Кто подрядчик? Сейчас самые крупные подрядчики в дорожном строительстве – компания «Автомагистраль-Пивдень», «ПБС», «Альтком», «Автострада» и «Славдорстрой». По данным аналитической системы YouControl, в прошлом году «Автомагистраль-Пивдень» выиграла государственные тендеры на общую сумму почти 11 млрд грн, ПБС – на 3,7 млрд грн, «Автострада» – на 320 млн грн, «Славдорстрой» – на 640 млн грн. Компания «Альтком» донецкого бизнесмена Александра Тисленко незначительно утратила свои позиции после 2014 года. По данным Youcontrol, «Шляхове будівництво «Альтком» выиграло в 2016 году гостендеры на сумму 176 млн грн, в 2017-м – на 2,4 млрд грн.
Примечательно, что в упомянутом списке только «Альтком» и «Автомагистраль-Пивдень» известны рынку: у них есть опыт и длинный послужной список. Но вот «Автостраде», «Славдорстрою» – от силы два с половиной года, большинству название этих компаний незнакомо. Компания «ПБС» тоже до конца 2015 года была незаметным игроком на рынке строительства. Ситуация изменилась в 2016-м, когда фирму приобрели структуры, подконтрольные группе «Приват». В частности, одним из собственников данной компании называют Александра Шевченко, совладельца ГК «Буковель».
Каковы перспективы? Рынок дорожного строительства по-прежнему сложный и непонятный. Собеседники издания говорят, что тендеры стали прозрачнее, а вот к качеству работ большие претензии. Так, в «Укравтодоре» признали некачественными свыше 80 % ремонтных работ, которые были выполнены на дорогах в 2016 году.
«Контроль качества работ не стал ни прозрачнее, ни лучше. 87 % ремонтов 2017 года – это текущий средний ремонт, на который не распространяется контроль государства в лице Ахрстройинспекции», – говорит Наталья Форсюк, директор Национального секретариата CoST Ukraine.
Это значит, что почти 90 % выполненных работ контролировал ГП «Дорцентр», входящий в структуру «Укравтодора», – то есть по сути качество выполненных работ контролировал сам заказчик.
Источник: Mind.ua
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.