РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.253 EUR: 43.563
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.253
EUR 40.000 41.000 43.563
USD 41.150 41.649 41.253
EUR 43.370 44.039 43.563
Новость

Где в Украине появятся платные дороги?

Для инвесторов выгодно строительство концессионных дорог, если в сутки поток будет составлять не менее 18 тысяч автомобилей
4376
14 ноября 2016 г.



В Украине не впервые говорят о строительстве платных дорог. Самые масштабные проекты были разработаны к Евро-2012, но за все время они так и  не появились. О намерении со следующего года строить в стране платные дороги заявил недавно министр инфраструктуры Владимир Омелян в эфире «5 канала». Есть ли перспективы для платных дорог в Украине, узнавал сайт «Сегодня.ua».

Зачем украинцам платные дороги?

«Если была бы альтернатива существующим дорогам, даже платным, я бы пользовался такой возможностью и сэкономил бы на ремонте машины, на времени и сохранил бы свои нервы», – говорит киевлянин Андрей Молочинский.

Платные трассы во всем мире строятся для сокращения и выпрямления маршрута в обход населенных пунктов. Такая дорога обычно соединяет два населенных пункта напрямую, сокращая путь на 50-100 км, позволяя сэкономить топливо и время, но за определенную сумму. В Украине качественные платные дороги могли бы стать альтернативой нынешним разбитым трассам. Эта идея для страны не новая, ее обсуждают с 1999 года, но с того момента ни одной платной дороги так и не появилось. Пилотным проектом еще 16 лет назад должна была стать дорога к польской границе Львов – Краковец. В мае 2015 года «Укравтодор» объявил конкурс на строительство первой в Украине концессионной дороги Львов – Краковец. Но уже в сентябре 2015-го стало известно, что конкурсные заявки двух претендентов отклонили из-за несоответствия критериям.

«Платные или концессионные дороги – это дороги более высокого качества, которые соответствуют высоким стандартам, поскольку главным для пользователей таких дорог будет качество и скорость передвижения. Но реализация таких проектов может быть только при наличии альтернативной бесплатной дороги. Она может быть худшего качества и длиннее, но в любом случае, пассажир должен иметь возможность бесплатно проехать в пункт назначения», – отмечает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Платные дороги длиной обычно от 25 до 60 км, поэтому надеяться, что появятся дороги из Киева в Одессу, не стоит. Обычно такие дороги строят инвесторы за собственный счет и возмещают расходы на протяжении 10-30 лет со сбора платы за проезд – за доступ и эксплуатацию объектов дорожного сервиса, придорожной инфраструктуры, размещения рекламы, логистических центров и современных линий связи вдоль дороги.

По словам Сергея Вовка, строительство платных дорог позитивно повлияет на экономику страны. «Главное преимущество в том, что государство получает позитивный экономический эффект от инвестиций в инфраструктуру. В данном случае инвестиции работают на то, чтобы поднять в целом экономику страны. Один доллар, вложенный в  инфраструктуру, как правило, возвращается в экономику в виде 3-5 долларов», – говорит эксперт.

Как работают платные дороги?

Наиболее распространенный в мире вариант строительства платных автомагистралей – передача дорог инвестору или их строительство на условиях концессии. Инвестор должен содержать и строить дороги за свой счет, взамен он может взимать деньги за проезд по этой дороге с автомобилистов. Во многих странах Европы передвижение по скоростным автобанам уже давно платное. Но стоимость проезда по таким дорогам и система оплаты разные. Подтверждением оплаты служат наклейки на лобовом стекле, которые считывают специальные рамки, установленные вдоль дороги. Такие наклейки продаются обычно на заправках и называются стикерами либо виньетами. Они могут быть как на время проезда, так и на километраж. Также подтверждением проезда является квитанция, которую можно оплатить при въезде или выезде с платной дороги.

«Есть абсолютно разные системы, начиная от того, что оплачивается определенный период. Есть модели, которые приняты в Германии и Беларуси, – за проезд платят только грузовые автомобили», – говорит Сергей Вовк.

В Польше, например, стоимость километра проезда по платной дороге составляет три евроцента с ограничением скорости до 130 км. В Италии – от семи евроцентов за километр. В некоторых странах проезд по платным дорогам оплачивается за определенный период, например, в Словении за семь дней нужно заплатить 15 евро, в Австрии 10 дней – восемь евро, в Венгрии 10 дней – 13 евро.

Почему концессионные дороги могут быть невыгодны в Украине

Из-за того, что в Украине относительно небольшая интенсивность движения на автомобильных дорогах, у нас в стране не будет массового строительства платных дорог, уверен бывший заместитель министра инфраструктуры и советник главы «Укравтодора» Александр Кава. «Большого количества концессионных дорог в наших условиях быть не может. Но это могут быть небольшие проекты с протяженностью 25-60 км. Каких-то масштабных проектов, например, автобанов через всю страну на условиях концессии, у нас частные инвесторы строить не будут. И причины здесь довольно объективные: низкая плотность населения страны и низкая покупательная способность», – говорит он.

Для инвесторов выгодно строительство концессионных дорог, если в сутки поток будет составлять не менее 18 тыс. автомобилей. По словам Александра Кавы, такой показатель достигается только на отдельных подъездах к городам-миллионникам. В общем, в Украине в среднесрочной перспективе можно построить не более пяти концессионных дорог, которые могут окупаться и быть интересными для частных инвесторов.

«Это было бы выгодней для граждан Украины тем, что было бы больше дорог в отличном состоянии. Но перспектив массового строительства концессионных дорог нет. Это могут быть небольшие проекты, например, новая скоростная автомагистраль по европейскому коридору Е95 в обход всех населенных пунктов от Белой Церкви до Киева и новая скоростная дорога на восточном подходе ко Львову по трассе коридора Е40. Максимум по стране сейчас можно сформировать портфель из пяти реальных проектов не более», – говорит Александр Кава.

Для сравнения: в Стамбуле через пролив Босфор недавно построили платный тоннель, где среднесуточный поток автомобилей составляет 100 тыс., такого показателя нет ни на одной дороге даже Киева. А в Украине не построили ни одной дороги за 15 лет из-за того, что все эти годы к инвесторам относились как благотворителям, не учитывая критериев, которым должна отвечать дорога.

«Инвесторы интересуются строительством дорог в Украине, но у них есть критерии, которым не соответствует большинство отечественных проектов. Среди этих критериев ключевой – интенсивность движения. Неоднократно инвесторам предлагалась дорога на границе с Польшей: от Львова до Краковца. Но интенсивность этой дороги гораздо меньше, чем необходимый минимальный уровень в 18 тыс. авто в сутки. Раньше чиновники почему-то полагали, что инвесторы – благотворительные фонды, которые будут финансировать все те проекты, на которые в государственном бюджете нет денег. Это неправильный подход. Проекты должны быть интересны инвесторам, окупать вложенные ими инвестиции и приносить прибыль», – отмечает Кава.

По словам экс-замминистра, одним из выгодных проектов концессионных дорог может быть дорога из Киева в Белую Церковь с ограничением скорости движения до 150 км/ч, которая позволит доезжать из города в столицу за полчаса.

Стоимость проезда по платной дороге будет зависеть от многих факторов: от габаритов автомобиля, длины самой дороги и других показателей. Как отмечает Александр Кава, в европейских городах плата за проезд концессионной дорогой составляет 15-20 евроцентов за километр или 4,34-5,78 грн/км.

Стоит отметить, что «Укравтодор» рассматривает введение платного проезда для грузовиков. Сейчас в Украине грузовики платят только в случае перевеса допустимых норм – 40 тонн на общих дорогах и 25 тонн на местных. Рассматривается два варианта: либо все грузовые машины будут платить, либо только иностранные, которые пересекают Украину транзитом.

Источник: segodnya.ua 
Фото: tengrinews.kz

14 ноября 2016 г.
2081
В 2015 году выпуск труб сократился на 39 % до 852 тыс. тонн, за 9 мес. 2016 года производство у...
11 ноября 2016 г.
1678
Это поможет государству диверсифицировать поставки ядерного топлива и удовлетворить потребности укра...
10 ноября 2016 г.
2118
Под давлением столичного мэра документ был принят с четырьмя правками...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
20 ноября 2024 г.
3616
Верховна Рада України на засіданні 19 листопада ухвалила у другому читанні проєкт закону про державн...
19 ноября 2024 г.
3601
На 2025 рік Уряд виділяє на виплату компенсацій лише 4 млрд гривень – щонайменше вдвічі меншу ...
12 ноября 2024 г.
3894
В той же час Україна потребує 5 мільярдів доларів для термінового відновлення інфраструктури...
Сегодня
4323
Особлива увага приділялася середньовічним технікам, зокрема, відновленню даху, відомого як «лі...
Сегодня
7502
Хмарочос Puzzle Tirana стане сучасним символом Тирани, поєднавши елементи сільської архітектури з жи...
20 ноября 2024 г.
1381
Що включає повний покрівельний комплект Ruukki, та чому його варто обрати...
Сегодня
494
26 листопада 2024 року в Києві відбудеться конференція-діалог "Забезпечення доступу до фінансування ...
11 ноября 2024 г.
1346
18 грудня 2024 року відбудеться UKRAINIAN SPECIAL BUILDING AWARDS IBUILD 2024, де будуть відзна...
11 ноября 2024 г.
1266
29 листопада відбудеться семінар та вебінар ФІНАНСУВАННЯ БУДІВНИЦТВА - 2024/2025! Житло (квартири, п...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
389
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3728
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!