Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.289 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 44.968 |
USD | 41.070 | 41.490 | 41.289 |
EUR | 44.750 | 45.430 | 44.968 |
Реформа газового рынка в Украине снова откладывается. 1 июля Кабинет министров во второй раз за последние два месяца продлил действие специальных обязанностей (ПСО) для НАК Нафтогаз Украины.
Это значит, что как минимум до 1 августа, государственная компания продолжит продавать газ для населения по льготной цене.
Почему газовую реформу снова перенесли?
Реформа в два этапа
Идее запустить в Украине свободный рынок газа уже пять лет. Ее реализация началась в октябре 2015 года, когда стартовал первый этап реформы украинского газового рынка. Тогда принятие закона "О рынке природного газа" привело к двум важным следствиям.
Во-первых, государство отказалось от регулирования цен на газ для промышленности, оставив "льготные" цены лишь для населения. Во-вторых, так называемые "облгазы" разделили на две юридических структуры - поставщиков и операторов газопроводов, формально независимых друг от друга, но связанных общим бенефициаром.
С тех пор рынок фактически разделился. Согласно данным Нацкомиссии по тарифам (НКРЭКУ), к 2020 году общее число поставщиков газа для промпотребителей выросло до 249, тогда как для населения - всего до 37.
"Потенциал рынка крупных потребителей [промышленности] исчерпан. Для участников рынка [в том числе для добывающих компаний] было бы неплохо открыть новые сегменты – поставки газа населению и ТКЭ, которые производят тепло и горячую воду. Это увеличит объем рынка и его ликвидность", - говорил президент профильной ассоциации.
Второй этап - как раз об этом. В рамках соглашения о финансовой помощи с МВФ Украина взяла обязательство отказаться с 1 мая 2020 года от регулирования цен на газ для населения (отменить спецобязательства для Нафтогаза продавать газ на нужды населения и теплокоммунэнерго на основе специальной формулы), упростив для домохозяйств процедуру смены газовых поставщиков.
В перспективе этот шаг должен убрать разницу между ценами на газ для промышленности и населения, позволив новым игрокам выходить на рынок поставок для домохозяйств. В числе новых потенциальных поставщиков – компании с большой клиентской базой, к примеру, облэнерго (в частности ДТЭК), Ощадбанк и Укрпочта.
В целом, к ближайшему отопительному сезону за потребителя будет бороться от 5 до 7 поставщиков, включая уже действующих и НАК Нафтогаз.
Похожей логики придерживаются и в Нафтогазе. "Если правильно запустить рынок, на него придет много игроков – и это будет "перемога", так как за счет конкуренции улучшатся цена и качество услуг", - объяснял глава НАКа Андрей Коболев.
Почему газовую реформу снова продлили?
Изначально второй этап реформы должен был состояться 1 мая 2020 года. Но из-за карантина в апреле Кабмин продлил спецобязательства Нафтогаза продавать газ для населения и ТКЭ. В рамках постановления №303 для теплокоммунэнерго (то есть ТЭЦ) ПСО будет действовать, как минимум, до 1 мая 2021 года. Спецобязательство НАК по продаже газа для нужд населения (то есть газсбытам) должно было действовать до 1 июля 2020-го. Именно этот срок опять отодвинули.
В июле Министерство энергетики обещало избрать так называемого Поставщика последней надежды [так называемый ПОН] - своеобразную "подушку безопасности" для потребителей, оказавшихся без поставщика газа после запуска реформы - того же населения. Но не успело. Конкурс на право стать ПОН Минэнерго объявило лишь за несколько часов до решения Кабмина продлить срок действия ПСО для Нафтогаза еще на месяц.
"[Продление ПСО] Это необходимая норма, чтобы все происходило последовательно и было обеспечено гарантированное снабжение газом", - объяснила решение правительства министр энергетики Ольга Буславец 1 июля.
По конкурсным условиям, для участия в тендере потенциальный поставщик должен подпадать под пять обязательных категории. Главные из них - претендент должен либо владеть более 3,5 млрд кубометров газа, либо быть способным купить этот объем.
Победитель должен будет поставлять газ потребителю с наценкой в течение 60 дней - этот срок отводится клиенту на поиски нового поставщика. Но размер наценки еще должен определиться на конкурсе. "Кто даст меньшую наценку, тот и победил", - объяснял логику формирования премии для ПОН Андрей Коболев на брифинге 18 июня.
Теоретически под прописанные условия конкурса потенциально подпадает лишь одна компания - Нафтогаз, считает собеседник в НКРЭКУ. "Нафтогаз вероятно и станет ПОНом", - говорит он. Впервые о планах НАКа стать Поставщиком последней надежды стало известно еще в июне. Тогда "раскрыл карты" Максим Рабинович, глава "Газоснабжающей компании Нафтогаз", созданной специально под запуск рынка.
"В настоящее время в рамках ПСО газсбыты не могут отказать человеку в поставках газа. Но при переходе к рынку поставщики могут не захотеть работать с клиентом, который не оплачивает счета или делает это нерегулярно. Но даже такой клиент не должен остаться без газа, поэтому и появляется ПОН", - сообщил он. - Мы как группа тоже будем участвовать в конкурсе".
Вероятная победа Нафтогаза может усилить ее позиции на газовом рынке. Помимо планов стать Поставщиком последней надежды он также намерен поставлять газ напрямую населению через свою газопоставляющую "дочку", имея в своей структуре компанию Укргаздобыча [УГВ], добывающей более 70% газа в Украине.
Как в таких условиях конкурировать с НАКом?
В профильной ассоциации видят лишь один выход: обязать УГВ продавать свой газ на равных условиях всем участникам рынка либо на биржах, либо через систему ProZorro.
"Членам ассоциации неважно кто именно будет продавать природный газ, добываемый в Украине - Нафтогаз или Укргаздобыча, - заявил директор компании-поставщика газа. - Он должен продаваться на рыночных условиях на бирже и быть доступным всем поставщикам в равной степени".
В Нафтогазе уверены: никаких проблем с конкуренцией у подготовленных к запуску рынка игроков не возникнет. В качестве примера там называют ожесточенную борьбу поставщиков за потребителя на рынке поставок газа для промышленности, где НАК конкурирует с другими энерготрейдерами.
Также в Нафтогазе обещают продавать газ абсолютно всем, кто обратится к компании. Единственное условие - газ будут продавать "на коммерческих условиях, а не с отсрочкой на 60 дней и передам ровно столько, сколько соберу", уточнил Максим Рабинович из Нафтогаза.
"Мы видим, сколько собирают сбыты с клиентов (правда не все) и сколько они платят Нафтогазу - и там есть разница. Некоторые на сегодняшний день Нафтогазу недоплачивают, что собрали", - заявил он.
Что еще нужно сделать для запуска рынка газа?
В целом, в профильной ассоциации выделяют девять шагов, которые нужно сделать прежде, чем запускать рынок газа для населения. В этом списке - от доработки формулы цены на газ и справедливых тарифов на транспортировку до перехода на энергетические единицы при расчетах. Но самых главных из них всего несколько.
Во-первых, у поставщиков нет механизма взыскания долгов с потребителей, говорит директор компании-поставщика газа. "Единственное, что на сегодняшний день сделано - это упрощена процедура смены поставщика. Но при смене поставщика, как мы неоднократно говорили, нужно дать ему дополнительный механизм взыскания долгов", - заявил он.
Он отмечает, что на сегодня у потребителей есть возможность не оплачивать поставки газа - это может накрыть рынок долгами, как снежным комом. Среди основных причин он называет пробел в законодательстве, который не дает поставщикам право отключать газ за долги одну или несколько квартир в многоэтажке, не перекрывая "вентиль" для всего дома.
Согласно данным Госстата, на конец мая 2020 года население должно за поставку и распределение газа почти 24 млрд грн. Это на 1,7 млрд грн меньше, чем месяцем ранее.
Проблемы с накопленными долгами в профильной ассоциации предлагают решать радикально. Например, арестовывать деньги на банковских счетах неплательщиков или запрещать выезжать за границу. С этими вариантами согласны далеко не все. По словам собеседника из НКРЭКУ, вводить такие санкции незачем, если облгазсбыты и так могут взыскивать долги через суд или продавать их коллекторам.
Во-вторых, поставщики (те же газсбыты) все еще не хотят делиться личными данными клиентов, которые по какой-то причине перейдут на Поставщика последней надежды, говорит Рабинович из Нафтогаза. Без передачи данных, по его словам, ПОН не сможет выставлять людям счета, которые к нему перешли. А это значит, что через 60 дней ему придется отключить клиентов от газа, хотя они могут даже и не знать, что их перевели на Поставщика последней надежды, добавил он.
"У него будет только EIC код потребителей – ни имен, ни фамилий, ни адресов", - уточнил Рабинович.
В-третьих, РГК предложили параллельно создать Гарантированного поставщика газа, который обеспечит беспрерывную поставку при отмене ПСО. Гарантированный поставщик - это аналог облэнерго на рынке электроэнергии, который является основным поставщиком электричества в регионах страны.
По словам Рабиновича, изначально Минэнерго отказалось от идеи выбирать Гарантированного поставщика, так как в законе "О рынке газа" нет нормы, предполагающей его создание. Но на недавнем совете при министерстве РГК предложила вернуться к этой идее и возложить эту обязанность именно свои облагазсбыты, добавил он.
"Что мы получим в итоге? Гарантированный поставщик - это, по сути, еще большее ПСО. Ресурс под него должен будет давать НАК и опять контролировать через распредсчеты, - убежден представитель Нафтогаза. - Мы получим 40 гарантированных поставщиков, аффилированных с облгазами. О каких переходах клиентов идет речь? Это возврат в газовое рабство".
Когда будет рынок?
По условиям тендера на Поставщика последней надежды, заявки на участие принимаются до 7 июля. Отсутствие ПОН - единственное, что мешает Министерству энергетики открыть рынок газа для населения, считают опрошенные участники рынка.
"Фактически нас отделяет от запуска рынка один шаг: принятие решения о начале конкурса на поставщика "последней надежды", - говорил глава Нафтогаза Андрей Коболев на брифинге 12 июня.
По словам Рабиновича, доработать все нерешенные проблемы можно в течение оставшегося месяца. "Идеально было бы запустить рынок газа в июле, в августе хуже, но тоже хорошо, - считает он. - В сентябре и далее - в начало отопительного сезона запускать сильно хуже, так как цены, в силу сезонности, могут расти, и второе - это вопрос безопасности поставки клиентам.
Что будет с ценами, после запуска?
"На сегодня из-за перенасыщенности украинского рынка газом мы видим, что рыночная цена будет ниже, чем те цены, который определяют государственные чиновники. Это факт и думаю, что этим фактом должны воспользоваться все украинские потребители", - заявил глава Нафтогаза Коболев в эфире одного из телеканалов.
Однако данные Украинской энергетической биржи (УЭБ), говорят, что ожидать в будущем снижения не стоит. Согласно расчетам УЭБ, к третьему кварталу цена на газ в Европе может подорожать до $79 за тысячу кубометров, а к отопительной зиме - почти в два раза больше, до $142.
В перерасчете на гривни по курсу доллара на 2 июля это 3801 грн за тысячу кубов [без НДС и тарифов на транспортировку], что на 44% больше, чем в июне продавал Нафтогаз газсбытам для поставок населению.
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.