РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.043 EUR: 44.686
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.043
EUR 40.000 41.000 44.686
USD 40.740 41.140 41.043
EUR 44.230 44.831 44.686
Новость

Антикризисное дорожное строительство. Украинский сценарий роста экономики

Ремонт и строительство дорог дают не только очевидные выгоды для автомобилистов, но и - мультплицирующий эффект для других отраслей экономики.
2720
04 мая 2020 г.



Антивирусная поддержка ВВП: масштабное строительство дорог


Неожиданно обрушившийся на человечество "коронакризис" нарушил привычный уклад вещей и уже грозит суровыми последствиями для экономик многих стран, а особенно - экономик нестабильных. На этом фоне дорожная отрасль едва ли не единственная в Украине, где процессы не только не остановились, но и набирают обороты. Оправданы ли столь широкомасштабные ремонтные работы, когда деньги можно направить, например, на социальные нужды? Мировой опыт дает утвердительный ответ - условный доллар, вложенный в дорожное строительство, - это несколько долларов, которые получают другие отрасли экономики уже на горизонте 1-2 лет, и долгосрочные конкурентные преимущества национальной экономики за счет оптимизации логистики компаний-производителей.
 

Мультипликатор один к двадцати

В прошлом столетии ряд государств обозначили строительство автомобильных дорог как приоритет развития национальных экономик. И - не прогадали. Сегодня все эти страны находятся в топе мировых экономик.

Наиболее хрестоматийным является пример Соединенных Штатов. Хотя часто эту идею приписывают президенту Рузвельту, но еще его предшественник Герберт Гувер начал ряд крупных строек и организовал масштабные общественные работы, направленные на строительство инфраструктурных объектов. При нем было начато возведение моста Золотые ворота и плотины на реке Колорадо. Рузвельту же удалось поддержать эти процессы, реализовав национальную программу строительства дорог.

Идея последовательно реализовалась и в дальнейшем. Запущенная президентом Эйзенхауэром в 1956 году программа создания федеральной системы скоростных автомагистралей Interstate Highway System считается фактором, который оказал наибольшее влияние на экономику и образ жизни американцев за последнее столетие. По подсчетам экономистов, с 1950 по 1989 год уровень производительности в США за счет инвестиций в строительство автодорог вырос на 25%.



Согласно исследованиям, на каждый доллар, вложенный в дороги, американская экономика получила от 16 до 19 долларов роста ВВП. Общие экономические выгоды составили порядка 2,5 триллионов при вложениях около 120 миллиардов.

Другой пример успешной реализации дорожных проектов - Китай. В 1949 году общая протяженность пригодных для движения транспорта автодорог по всей стране составляла каких-то 81 тыс. км. В 1950-х годах, исходя из нужд экономического развития и освоения приграничных районов, в Китае началась масштабная прокладка дорог в приграничные и горные районы страны, а затем - покрытие сетью дорог высокого класса всей территории страны. Китайская модель интересна тем, что она предполагает строительство не только скоростных автомагистралей, но и примыкающих к ним местных автодорог. Таким образом, достигается высокая нагрузка транспортной сети и ее повышенная окупаемость. Более того, выяснилось, что влияние строительства сельских дорог в Китае на ВВП страны оказалось в четыре раза выше, чем строительство дорог общенационального масштаба.

Есть и более близкие примеры. В 1990-е годы по размеру ВВП Турция, Польша и Украина находились на одном уровне. Однако, с тех пор Турция и Польша сконцентрировались, среди прочего, на строительстве дорог, что оказало благоприятное влияние на экономику этих стран. Так, протяженность автомагистралей в Турции с 2003 по 2019 год увеличилась почти вдвое, что способствовало развитию внешней торговли и внутреннего рынка. В Польше в 2005 году был принят закон об инвестициях в инфраструктуру внутреннего транспорта, что позволило за несколько лет до вступления в ЕС нарастить темпы строительства дорог, открыть первые платные дороги. После вступления в ЕС в Польше существенно увеличилось количество объездных дорог и шоссе, соединяющих крупные города.

В целом анализ данных по 60 странам мира с 1980 по 2010 годы показал, что рост протяженности дорог на душу населения положительно влияет и на экономический рост. Причем, впечатляющие цифры демонстрируют не только развитые страны. Инвестиции в асфальтированные дороги в странах с нехваткой дорожной инфраструктуры, порой обеспечивают даже большую отдачу для экономики. Например, на Шри-Ланке инвестиции в дорожную инфраструктуру привели к увеличению промышленного производства более чем на 60%, а также сказались на развитии туризма. Высокие показатели влияния дорожного строительства на экономику демонстрируют Колумбия, Боливия, Филиппины, Аргентина, Чили.

Как у них это получилось? И возможно ли это в Украине? Попробуем разобраться на примере амбициозного плана "Большого строительства", который предстоит реализовать "Укравтодору".

Читайте:


Что касается безопасности, то в в "Укравтодоре" считают, что благодаря улучшению дорог количество ДТП в Украине можно снизить в два раза. В прошлом году на дорогах страны произошло почти 161 тыс. ДТП, в которых погибли 3,4 тыс., человек. Треть от общего числа - это происшествия с участием пешеходов, которые также можно минимизировать путем грамотного обустройства пешеходной части дорожной инфраструктуры.

Еще одним важным моментом, напрямую влияющим на экономическую ситуацию в стране, является вопрос трудоустройства. Согласно планам "Укравтодора", в 2020 году в сфере дорожного строительства будет обеспечено 38 тыс. рабочих мест с общим фондом заработной платы 400 млн грн.

"Прежде всего, привлечение украинских работников естественно влечет за собой налоговые платежи: с 1 гривны зарплаты украинскому работнику в бюджет дополнительно поступает порядка 49 копеек. Также это возможность привлечения к работе наших граждан у нас в стране, а не где-то на заработках за границей. К тому же, привлекая рабочую силу в Украине и на наших стройках, мы стимулируем формирование потребительского спроса на товары, которые будут покупать эти люди", - говорит директор научно-исследовательского института Артем Безуглый.

Налоги заплатят и юридические лица - компании, осуществляющие ремонт дорог. Из тех работ, которые финансируются за счет средств Дорожного фонда, поступления в Государственный бюджет составят 7,3 млрд грн. Местные бюджеты получат порядка 700 млн грн, подсчитали в "Укравтодоре".

Среди непрямых эффектов развития дорожной отрасли - рост потребления в смежных отраслях. Это и заправки, и кафе, и магазины, и станции техосблуживания, которым дорога обеспечивает существование.

"Сегодня реализация дорожных проектов рассматривается как способ найти новые ниши для развития. Бизнес хочет рассматривать это как определенную возможность для развития сопутствующих сервисов - тех, которые направлены на повышение безопасности движения, обеспечения базовыми сервисами, авторемонтов и т. д.", - отмечает эксперт Сергей Вовк.

Читайте:

Далекоидущие макроэкономические последствия куда более масштабны.

"Капиталовложения в дорожную отрасль - это проверенный мировым опытом драйвер экономического развития регионов и государств. Повышение качества автодорог способствует появлению новых маршрутов, оптимальному размещению производственных мощностей, эффективному использованию природных и географических ресурсов страны. Транспортная отрасль помогает снизить или вовсе ликвидировать экономические диспропорции в масштабах страны. Как результат - национальные производители получают ряд конкурентных преимуществ не только на внутреннем, но и на внешнем рынках", - отмечает Елена Криворучко.

"В условиях "коронакризиса" такие преимущества были бы как нельзя кстати: украинская экономика является экспортно-ориентированной, поэтому турбулентность, образовавшаяся на внешних экспортных рынках, безусловно, ударит по бизнесу внутри страны", - говорит Сергей Вовк.

"Масштабные инфраструктурные проекты, которые сегодня реализуются, рассматриваются компаниями с точки зрения возможностей для развития ВВП и собственного бизнеса. В первую очередь это касается создания новых рабочих мест. Второе - это обеспечение использования локальных материалов при дорожном строительстве - отечественного бетона, шлаков и зольных материалов. Это то, что бизнес ожидает как краткосрочный результат", - отмечает он.

Макроэффект от роста конкурентности отечественной продукции - долгосрочные последствия реализации инфраструктурных проектов при условии создания "Укравтодором" здоровой среды развития бизнеса в отрасли.

"Безусловно, бизнес понимает масштабы денег, которые государство инвестирует в дороги. Сейчас "Укравтодор" - безусловный лидер отрасли по количеству и стоимости объявленных закупок. Условие их надлежащего использования - высококонкурентный рынок, прозрачность и контроль качества", - отмечает глава госагентства Александр Кубраков.

И хотя в Украине нет системной экспертизы для оценки влияния крупных инвестиционных проектов на экономику, изучение китайских и южнокорейских проектов показало, что 1 доллар инвестиций в инфраструктуру в конечном итоге обеспечивает рост ВВП государства на 2 доллара.

 
Свой-чужой 

Первоочередной социальной задачей государства в условиях кризиса и безработицы является обеспечение работой своих граждан внутри страны. Но на рабочие места, создаваемые "Укравтодором" претендуют не только украинцы.

"Если приходит иностранная компания и создает рабочие места, нанимает на работу наш персонал, то это тоже большой плюс. Методология закупок "Укравтодора", безусловно, дает возможность принимать участие как отечественным, так и иностранным компаниям", - рассказывает Артем Безуглый.

Однако, по его словам, требований, регулирующих процент украинских граждан среди рабочих подрядчика, нет. Защитить рабочие места для своих можно законодательно. Со своей стороны, "Укравтодор" может применять соотношение украинских и иностранных работников в качестве дополнительного неценового критерия, который не будет дискриминировать иностранных подрядчиков, однако заставит их активнее нанимать местный персонал.

"Закон о публичных закупках предотвращает дискриминацию участников. Но можно дать преимущество выходящей на тендер компании в качестве неценового критерия, если у нее более высокий уровень найма наших работников по сравнению с другими участниками. Такой механизм предложен в том варианте методологии, который в том числе представило Минэкономики", - объясняет эксперт.

Безуглый не берется назвать процент украинцев, задействованных в дорожных проектах иностранных подрядчиков на территории Украины - у разных компаний на различных проектах он разный. В качестве примера он приводит Onur - турецкую компанию, которая зарегистрирована в Украине. В тендерах, в которых участвует Onur, заявленное количество иностранных сотрудников составляет 39%. Соответственно, оставшиеся 61% - это украинцы.

В законе предлагается прописать цифру в не менее чем 70% сотрудников с украинским паспортом.

Тут еще стоит отметить, что даже в тех случаях, когда подрядчиком выступает иностранная компания, в значительной мере она обеспечивает себя сырьем украинского происхождения, а это значит - дает работу смежным украинским компаниям и их сотрудникам.

За редким исключением, на сегодня подряды, которые финансируются из Дорожного фонда, выполняют украинские компании (либо зарегистрированные в Украине). Однако на крупных проектах, спонсируемых международными финансовыми организациями, ситуация совсем другая. Там доминируют зарубежные компании.

Причина - в требованиях, выставляемых МФО к потенциальным подрядчикам.

"Процедуры отбора подрядчиков проводятся согласно их методологии. Например, для участия в проекте, финансируемом ЕБРР, при контракте на 100 млн евро, ты должен показать опыт в виде 240 млн выполненных контрактов. Естественно, наши украинские компании в такой ситуации не могут подтвердить свой опыт такими колоссальными объемами", - рассказывает Безуглый.

Вторая проблема, возникающая на пути отечественных дорожников к проектам, кредитуемым МФО, - требование участия в крупных проектах на протяжении длительного периода времени. В условиях, когда подряд украинских компаний распространяется на мелкие отрезки дорог длиной по несколько километров, это невозможно.

"Поэтому понятно, что наши перспективные компании заинтересованы в том, чтобы это были крупные контракты, а не ремонты кусочками по несколько километров. Для них это шанс потом выйти на контракты с МФО, в том числе на другие страны. Потому что правила Всемирного и Европейского банков применяются не только для нашей страны. Если мы будем ремонтировать дороги большими отрезками, то это откроет нашим компаниям возможности доступа к рынку других стран", - рассказывает Безуглый.

Аргументом в ответ на то, что, выставляя на тендер крупные подряды, "Укравтодор" автоматически отсекает небольшие компании, является совершенно разное качество работ, полученное в результате практики "дробления" дорожных подрядов.

"Если мы с одной стороны допускаем к тендеру компанию, которая имеет большой парк техники, привлекает лучших специалистов и, конечно, несет значительные затраты для того, чтобы все это поддерживать, а с другой - компанию, которая все это имеет только на бумаге, то такая практика обеспечивает антиконкурентную политику, поскольку помогает слабой компании получить тендер", - резюмирует Сергей Вовк.


ЧИТАЙТЕ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ О КОРОНАВИРУСЕ, ПРОГНОЗЫ И СОВЕТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ, переходите в спецтему "Короновирус и строителство - прогнозы и советы"
 

Источник:
cfts
04 мая 2020 г.
24133
Строительные материалы на складах пока есть, но новые не производят из-за карантина...
30 апреля 2020 г.
1526
Ринок складської нерухомості в Q12020: стійкий попит та відсутність нової пропозиції...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
12 июля 2024 г.
3099
З появою ЄДЕССБ усі процеси відбуваються в онлайн-форматі, кожен крок  фіксується, а будь-які с...
11 июля 2024 г.
3624
Дефіцит робочої сили, який оцінюють у 20-50%, впливає на всі процеси будівництва. Як він загрожує ри...
10 июля 2024 г.
3994
З житлового фонду соціального призначення можна буде орендувати житло у кількох форматах...
Сегодня
4678
Новий міст спроєктований не як інфраструктурний об’єкт, а як новий громадський простір...
11 июля 2024 г.
9709
Новий простір діє одночасно як міський парк і меморіал...
11 июля 2024 г.
1124
Вітчизняний виробник будматеріалів SWEETONDALE вивів на ринок екструдований пінополістирол XPS ...
12 июля 2024 г.
1294
23 липня 2024 року відбудеться ексклюзивна панель КБУ на тему «АНАЛІТИКА УКРАЇНСЬКОГО РИНКУ НЕ...
11 июля 2024 г.
1083
31 липня у КВЦ «Парковий» в Києві пройде Конгрес - INVEST IN UKRAINE, в рамках якого від...
28 июня 2024 г.
1623
Захід стане майданчиком для конструктивного діалогу, висловлювання та обговорення різноманітних думо...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
159
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3476
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!