РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 39.602 EUR: 42.441
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 39.602
EUR 40.000 41.000 42.441
USD 39.450 39.830 39.602
EUR 42.280 42.850 42.441
Ми допрацьовуємо BuildPortal. Зовсім скоро він стане ще кращим!

Какое будущее ждет аэропорт Днепра с новым хозяином

По оценкам советника главы Днепропетровской облгосадминистрации Юрия Голика, после реконструкции аэропорт в Днепре сможет обслуживать около 1 млн пассажиров в год
4721 03.08.2018 в 08:13



В июле 2018 года олигарх Александр Ярославский заявил о получении контроля над аэропортом в Днепре и анонсировал там большую стройку. Правда с оговорками - реконструкция начнется, только когда государство профинансирует строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП). Цена вопроса – 2-2,5 млрд грн.

Почему Игорь Коломойский переуступил один из главных авиационных активов Александру Ярославскому и, как новый собственник собирается хозяйствовать в Днепропетровском аэропорту.

Как аэропорт Днепропетровск стал проблемным

В 2012 году Украина готовилась принять чемпионат Европы по футболу, а Днепропетровск в то время считался одним из основных кандидатов на участие в Евро-2012 и собирался принять тысячи европейских болельщиков. Как Игорь Коломойский получил аэропорт? 

За три года до Евро, в 2009 году, в ходе приватизации авиакомпания Днеправиа официально утратила государственный статус и перешла под контроль группы Приват Игоря Коломойского.

Единственным участником аукциона по продаже 94,57 % акций стала днепропетровская компания Галтера, которая предложила за пакет 59 млн грн при стартовых 58,4 млн. По условиям соглашения, Галтера обязалась передать государству взлетно-посадочную полосу, радиомаяки и земельные участки под ними, а также инвестировать 882 млн грн в развитие аэропорта, который перешел в ее собственность вместе с перевозчиком.

Многомиллионные инвестиции накануне Евро-2012 действительно имели смысл, но ставка Коломойского не сыграла. В финале внутреннего отбора вместо Днепра фаворитом неожиданно оказался Харьков. Проект реконструкции местных воздушных ворот остался на бумаге.

Монополия и власть

В феврале 2017 года Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что аэропорт Днепра ограничивает конкуренцию. "Все аэродромы демонстрируют рост. Кроме одного - в городе Днепр, где решили "поиграть" в монополию и ограничить рынок", - жаловался он.

По данным Госавиаслужбы (ГАС), аэропорт Днепра четвертый год подряд теряет пассажиров. За 2016 год минус 17,7 % пассажиропотока (обслужил 285 000 пассажиров), в 2017 – он недосчитался еще 2,8 % (276 954 пассажиров).

На строительство новой взлетной полосы в аэропорту "Одесса" выделили 250 миллионов

Обвинения министра в искусственных ограничениях не беспочвенны. До недавнего времени в Днепре работали всего пять регулярных авиакомпании: Днеправиа, Austrian Airlines, Windrose Airlines, МАУ и Ellinair.   

С Игорем Коломойским связывают три из них. В августе 2016 года ГАС установила, что аэропорты Днепра и Ивано-Франковска (по данным СМИ, также подконтролен структурам, связанным с Игорем Коломойским) создают неравные условия для авиакомпаний в своих аэропортах и искусственно ограничивают их права. Незадолго до этого из-за отказа обслуживать рейсы Turkish Airlines Днепр лишился авиасообщения со Стамбулом.

Ранее полеты в местный аэропорт не смогли начать Ютэйр Украина и flydubai. В 2006 году похожий скандал произошел с авиакомпанией Lufthansa, которая, не получив нужные слоты в Днепре, прекратила полеты, а город потерял прямое авиасообщение с Германией. 

Операция "национализация"

В январе 2016 года, государство в лице Фонда госимущества (ФГИ), инициировало возврат в госсобственность 94,572 % акций авиакомпании Днеправиа. После года судебных разбирательств суд удовлетворил требования ФГИ. Вместе с авиапервозчиком в госсобственность также должны вернуться взлетно-посадочная полоса и аэропорт Днепра.

Ревизия, которую провел ФГИ летом 2015-го, показала, что покупатель вложил в аэропорт только 142,2 млн из обещанных 882 млн грн и не выполнил заявленную инвестпрограмму. Радиомаяки и полоса также оставались на его балансе. Невыполнение этих условий позволило государству спустя семь лет после продажи авиакомпании попытаться национализировать авиакомпанию и вернуть аэропорт в госсобственность.

Коломойский не отдает аэропорт

Пока попытка не увенчалась успехом. Днеправиа опротестовала решение суда о возврате акций государству.

4 июля 2018 года Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд принял сторону авиакомпании и отменил передачу акций Днеправиа и аэропорта государству. Суд постановил, что собственник Днеправиа, компания Галтера, не могла полностью выполнить свои обязательства из-за военных действий на Донбассе. Следующая инстанция - рассмотрение дела в Верховном суде.

"Юридический статус аэропорта не изменился, ведь решение суда о возврате его государству в силу не вступило, и позднее было отменено, - объясняет руководитель Днепровского офиса ЮФ Ильяшев и Партнеры Леся Самарина. - Соответственно, приватизационный договор не расторгнут, и продолжает действовать. Однако ситуация изменилась, все сроки выполнения обязательств истекли, а договор требует внесения существенных изменений. Добровольно это будет или в судебном порядке – сейчас сложно сказать".

В ближайшие годы в Украине станет больше аэропортов

Искусственное банкротство

На фоне разбирательств вокруг возврата в госсобственности аэропорта в Днепре, компания Укртатнафта (которую относят к сфере влияния Игоря Коломойского) инициировала банкротство Днеправиа за топливные долги.

В ноябре 2017 года компания потребовала взискать с авиакомпании 132,8 млн гривен за авиатопливо поставленное Кременчугским НПЗ. В декабре к делу присоединился Приватбанк (до национализации в 2017 году находился под контролем Игоря Коломойского ) потребовавший взыскать с Днеправиа 2,2 млрд грн по старым кредитным договорам.

Также о своих денежных требованиях к Днеправиа заявили компания Галтера (545,9 млн грн) МА Днепропетровск (598,8 млн грн), основателем которого является сама же Днеправиа; Днепроазот (42,2 млн грн), связанное с "приватовцами"; Сентоза ЛТД (105,6 млн грн), среди конечных бенефициаров которого, по данным госреестра - в т.ч. Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. По данным СМИ, общий долг авиакомпании - около 6,2 млрд грн.

Выход Ярославского

Пока идут разбирательства в судах, реконструировать аэропорт в Днепре взялся частный инвестор - Александр Ярославский. Он публично заявил об урегулировании вопросов, касающихся переуступки объекта с действующим бенефициаром терминала в аэропорту Днепра – Игорем Коломойским.

Детали юридического оформления сделки между Ярославским и Коломойским DCH не комментирует.

Известно, что Ярославский готов выделить на новый аэровокзальный комплекс днепровского аэропорта около 60-70 млн долл., что позволит полностью реализовать проект в течение 2,5-3 лет. В таком случае сможет обслуживать до 3,5-4 млн человек. (В 2017 году аэропорт Днепропетровск обслужил 280 000 пассажиров).

Он пояснил модель, по которой будет реализован проект: аэровокзальный комплекс строит группа DCH, тогда как реконструкция аэродрома (взлетно-посадочная полоса и перроны) находится в ведении государства.

"Мы посчитали, что если полоса в Харькове стоила 200 млн долл., то полоса в Днепре будет стоить 120 млн долл. - на 80 млн долларов дешевле", - сказал Ярославский.

По его словам, именно от финансирования государственной доли зависят все сроки начала реализации проекта. Бизнесмен готов приступить к своей части работ в любой момент.

"Как только первая гривна от государства придет, сразу воткнется первая лопата… Если государство не выделит деньги на финансирование строительства полосы и перронов, то я не начну строительство."

Авиация для Ярославского не новая сфера. Он реконструировал аэропорт Харьков к Евро-2012. Проект также был реализован по модели государственно-частного партнерства, где реконструкцию взлетно-посадочной полосы взяло на себя государство, а модернизацией существующего и строительством нового терминалов занялась группа DCH, вложившая в проект порядка 107 млн долл.

В Мининфраструктуры уверяют, что Днепропетровский аэропорт включен в программу развития региональных аэропортов, а значит претендует на государственное финансирование. Правда размер пока не определен. "Будем предусматривать госфинансирование", - говорит замминистра инфраструктуры Виктор Довгань.

Попал в программу – жди деньги

Министр инфраструктуры Владимир Омелян ранее заявлял, что будет убеждать парламент заложить в бюджет на 2019 год 10 млрд грн на, которые будут направлены на реконструкцию 4-5 полос в региональных аэропортах.

Белоцерковский аэродром хочет стать международным аэропортом

Как отстроят Днепр. По одесскому сценарию

"Опыт Одессы позволяет говорить, что если в Днепре начнется реконструкция, то вероятнее всего по одесскому сценарию", - прогнозирует авиаэксперт, экс-директор Украэропроекта Кирилл Новиков. Там строительство продолжается уже шесть лет, терминал готов на 80 %, но так и не введен в эксплуатацию. Аэропорт контролирует частная компания Одесса аэропорт девелопмент (которую связывают с бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским).

В 2011 году она обязалось построить аэровокзал, а госфинансирование новой полосы взяло на себя государство. Госденьги пошли только в 2017 году. Стоимость работ оценивается в 2 млрд грн. На сегодня государство выделило порядка 750 млн грн.

"Как и в Одессе, в Днепре управлять аэропортовым комплексом будет частная структура. Это не государственно-частное партнерство в классическом понимании. Получается, что государство дотирует строительство полосы, частная компания оперирует, а деньги от деятельности аэропорта будет получать только частная компания», - говорит Новиков. - Государство получит только часть средств связанных с налогами. В классическом ГЧП должны быть предусмотрены более-менее равные доли участия. Например, создается холдинг управления аэропортом, где государство должно предусмотреть получение платежей на долгосрочный период в виде дивидендов на прибыль".

С ним соглашается экс-глава Госавиаслужбы Денис Антонюк: "На фоне полосы-перрона, строительство терминала это небольшая инвестиция. При этом терминал - основной источник получения прибыли в дальнейшем. Все, что генерит аэропорт - это приличные деньги".

Но и другая сторона вопроса - частник со своим терминалом может использовать терминал эффективнее, а государство продолжит использовать полосу для своих целей - военные, МЧС. Кроме того, новый аэропорт через инфраструктуру даст толчок развивитию региона.

Какой потенциал у Днепра

По оценкам советника главы Днепропетровской облгосадминистрации Юрия Голика, после реконструкции аэропорт в Днепре сможет обслуживать около 1 млн пассажиров в год.

"С точки зрения предприятий, работающих в городе и покупательной способности Днепр точно не уступает Львову. Если будет нормальный терминал и полоса, пассажиропоток будет не меньше, чем во Львове и Харькове. Кроме того появятся лоукосты типа Ryanair и рейсы в основные европейские города", - говорит Голик.  

С ним соглашается авиаэксперт Андрей Ярмак: "Если государство построит полосу, то терминал Ярославский построит. Опыт есть. Плюс, там город миллионник, есть предприятия, бизнес, аэропорта Донецка не стало - люди будут летать".

По его словам, Ярославский будет заинтересован в развитии аэропорта, а значит готов активно привлекать новых перевозчиков.

"Он построит терминал за свои деньги, которые нужно будет отбивать. Это частная компания и они хотят нормально зарабатывать. На примере Харькова можно сказать, что они проактивно общаются с авиакомпаниями "показывают" свой аэропорт на карте, объясняют инфраструктуру, потенциальные пассажиропотоки, зону охвата, разрабатывают мотивации для перевозчиков, всегда участвуют в форумах типа Routes - то есть занимаются активными продажами", - отмечает эксперт.

Как будет развиваться проект

С пассажироптоком в 1 млн человек проект будет рентабельным, считает авиаэксперт Сергей Хижняк: "Это будет исключительно региональный аэропорт, обслуживающий Днепр и соседние области, в том числе и зону АТО, где проживает несколько миллионов человек у которых есть потребность летать. Если Днепропетровск построится и запустится Запорожью, который сейчас также реконструируют, будет очень сложно с ним конкурировать".

Однако есть несколько существенных проблем, которые могут помешать проекту воплотиться в жизнь. Если предположить, что государство все таки выделит 2,5 млрд грн на полосу, а Александр Ярославский построит терминал, остается открытым вопрос, как будет урегулирован вопрос задолженностей Днеправиа перед кредиторами и кто их будет погашать. "Ярославскому 100 % не нужно предприятие с обязательствами. Если он будет покупать, то только очищенный и работоспособный актив, по прагматичным мотивам, как бизнес", - говорит Хижняк.

В Украине создадут еще 4 авиахаба

 

Еще одна проблема в реконструкции аэропорта в Днепре - продолжающиеся судебные разбирательства вокруг авиакомпании Днеправиа. 

"ВПП и радиомаячная система являются объектами, не подлежащими приватизации. Сейчас вcе объекты аэропорта эксплуатируются совместно АК Днеправиа и Вооруженными Силами Украины. С начала АТО на территории аэродрома Днепропетровск размещается и обслуживается авиационная и наземная техника, склад ВСУ, военных частей для осуществления военных полетов для защиты границ Украины. Выполнение военных полетов, обслуживание авиационной и наземной техники аэропорта требует ежедневного использования ВПП, перрона, мест стоянок, светосигнальной и радионавигационной систем, инфраструктуры аэродрома, производственных и административных зданий и сооружений аэродрома, а также человеческого ресурса МА Днепропетровск и Днеправиа", - объясняет Самарина.

При этом в решении суда говорится, что для проведения реконструкции ВПП нужна полная остановка использования аэропорта, а это может сказаться на взаимодействии аэропорта и военных. По мнению суда, именно по этой причине, Коломойский не смог выполнить заявленную инвестиционную программу. "Поэтому возникает вопрос, каким же тогда образом будет выполняться инвестиционная программа после возврата аэропорта предыдущему владельцу?" - отмечает Самарина.

По ее словам, если решение будет обжаловано, то Верховный суд может оставить все как есть сейчас, а может и вернуть аэропорт государству. «Тогда на арену могут выйти новые инвесторы. Возможен и третий вариант – дело отправят на новое рассмотрение. В этом случае жители мегаполиса надолго останутся заложниками судебных споров, по-прежнему не имея возможности пользоваться обычными благами цивилизованного мира», - говорит юрист.

Источник: Лига.Бизнес

 

 
 
Интересные новости:
03.08.2018
4066
Все работы по сносу гаражей происходят в присутствии правоохранительных органов...
03.08.2018
3337
Наихудшие результаты показали Луганская, Закарпатская, Ровенская, Черкасская и Полтавская области...
03.08.2018
6620
На данный момент ремонтные работы проходят на бульваре Вацлава Гавела, улице Елены Телиги и на просп...
26.04.2024
2338
В якій би точці України громадянин або його родина не знаходилась, за допомогою е-системи вони можут...
26.04.2024
2614
Рішення пов'язане з відновленням фінансової допомоги з боку Євросоюзу та Сполучених Штатів ...
26.04.2024
1482
Метою законопроєкту №9630 є впорядкування системи кваліфікації та створення Єдиного реєстр...